Коллекционирование как способ развития умственных способностей детей
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Светлана Петровна

Коллекционирование как способ развития умственных способностей детей

Форма организации познавательной деятельности старших дошкольников

В своей практической деятельности я начала использовать коллекционирование как привлекательную для дошкольников форму деятельности, понимая что детей радует сам процесс собирательства. Помните, как об этом поется в детской песенке «Из чего же? » (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского). Поэт подмечает детскую потребность все собирать, поэтому и констатирует, что мальчишки состоят из стекляшек и промакашек, линеек и батареек. А девочки – из цветочков и звоночков, загадок и мармеладок. Процесс коллекционирования интересен сам по себе, вместе с тем эта деятельность дает много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает чувства, память, мышление, воображение, волю, внимание, а также удовлятворяет потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи.

Одна из таких форм – коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.

Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали педставления о мире. Мы собирали ракушки, камни, пуговицы, открытки, монеты, фантики от конфет.

О коллекционровании как особой форме познавательной деятельности старших дошкольников писала Н. А. Короткова. Она определила основные признаки коллекционирования:

- Организуя его, следует использовать материал, легко поддающийся классификации по видам в рамках общего (родового) понятия.

- В зависимости от конкретной темы это может быть реальный или образный материал, который воспитатель и дети обсуждают, ищут черты сходства и различия.

- Материал размещают в классификационной таблице (лист ватмана с обозначенным вверху «родовым » именем сравниваемых обьектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов обьектов или вставляться картинки).

Составной частью моей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому я рассказывала о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких историй много. С интересом слушали дети рассказы о Павле Михайловиче Третьякове, Николае Петровиче Румянцеве, чьи коллекции и сейчас составляют славу знаменитых музеев.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.

Следовательно, интеллектуальное развитие дошкольника в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и – в большей степени - на форирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.

Организация коллекционирования с детьми подготовительной группы

Коллекционировать мы начали в старшей группе. А начиналось все с собранной за лето коллекции от фантиков. Коллекционируя фантики от конфет, мы многое узнали об истории их создания. Для начала я провела с детьми беседу «История создания конфет», обогатила представление о видах конфет и продуктах, из которых их изготавливают; рассказала о самых знаменитых кондитерских фабриках, в том числе о нашей кондитерской фабрике «АККОНД». Поддерживала эмоциональное положительное отношение к теме, показала возможности использования фантиков для изготовления поделок и использования их в последующей игре. Дети как сказку воспринимали рассказ о Древнем Египте, где конфеты изготавливали из фиников, которые смешивали с сахарным тросником. А в Древнем Риме орехи и маковые зернышки варили с медом, добавляли взбитое яйцо, молоко, поваренные фрукты. Когда эта смесь застывала, ее разрезали на кусочки.

Сейчас делают много разных конфет. Рассматривая фантики, мы делили их на группы: леденцы, карамель, шоколадные, батончики, помадка, ирис. На каждом указана фабрика, где конфеты изготовлены. Особым спросом пользовалась наша кондитерская фабрика «АККОНД». Дети увлекательно рассказывали о каждой попробованной конфете. Для обогащения представления детей мы знакомились и с другими кондитерскими фабриками. К примеру, семья Алисы Игнатьевой коллекционировали фантики «Рот Фрон». Родители Нарэка Азатяна фантики «Бабаевская». Милана со своей мамой собрала фантики кондитерской фабрики «Красный Октябрь». На каждом фантике указана фабрика, где конфеты изготовлены. Я помогала детям прочитать название города, а затем мы искали на карте город, откуда к нам в Чебоксары привезли конфеты.

Рассматривание коллекции фантиков я сочетала с работой по развитию речи, ознакомлению с детской литературой, учила отгадывать загадки о том, что изабражено на фантиках.

Отгадывание загадок – это, по сути, решение задачи, ответить на вопрос – значит выполнить сложную операцию. Разгадывание загадок является своебразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы ребенка. Чтобы отгадать загадку о конфете, об ингредиентах, необходимых для ее изготовления, следует припомнить виденное, сравнить это с описанным, мысленно расчленять и выделять каждый раз нужные стороны, обьединять их, синтезировать. Такая работа в процессе коллекционирования развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность.

Каждая загадка полна познавательного смысла, поддерживает у детей интерес к обьектам коллекции, ставит перед ними вопросы: что откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Все это развивает речь, представление о возможностях переносного употребления слов.

С целью развития логического мышления использовались и дидактические игры, например «Почему так называется? ». Эта игра требует определленных знаний, умения сравнивать. Например, конфета «Грушевая» называется так потому, что у нее грушевая начинка; «Мармель» - потому, что она из мармелада. Дети делятся на две группы, по очереди вытаскивают карточки с заданиями и обьясняют названия конфет. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.

Когда в коллекции стало много фантиков, мы из них сделали костюмы.

Коллекционирование пуговиц тоже стало для детей увлекательным. Мы решили собирать пуговицы. Пуговицы были разные по форме, величине, цвету и фактуре. Дети с удовольствием рассматривали их, замечали, что у одних две дырочки, у других четыре, что у некоторых есть ножка. А еще они обращали внимание на то, что сделаны пуговицы из разных материалов: пластмассы, металла, дерева и т. д.

В коллекционирование пуговиц охотно включились родители у Артема Лукина, Лиды Лабзиной, Насти Романовой. Так как пуговицы хранились дома десятилетиями. Ведь раньше наши бабушки и мамы срезали пуговицы со старых и предназначенных на выброс предметов одежды и складывали их в шкатулки со швейными принадлежностями, чтобы использовать когда нибудь потом.

Потом детям захотелось узнать когда и где появились первые пуговицы, как изменялись на протяжении долгого времени их существования. Дети узнали, что в старину вместо пуговиц для соединения частей одежды использовали шипы от растений, косточки, палочки. Рассказала детям что, пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся нп другой части, и тем самым осуществляется застегивание.

Когда набралось много пуговиц я предложила детям поиграть в дидактические игры «Найди такую же», «Где спрятано? ». Играя с пуговицами разного цвета и формы, величины дети испытывали удовольствие, а движение пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

Следующим этапом моей работы стала выставка домашних коллекций в группе. В некоторых семьях коллекционировать начали давно. К примеру Данила Атласкин с дедом собирают уже давно журнал «Автомобиль на службе». Здесь представлены разные виды машин: когда они были выпущены, какие сейчас в современном мире. Данила Дербенев вместе с мамой собрал коллекцию ткани, меха. Дети нашей группы с удовольствием рассматривали их и проверяли на ощупь. Родители Насти Петровой принесли фото-коллекцию пород кошек. У Артема Ларионова была собрана коллекция журналов из серии «Животные на ферме», «Продукты на ферме», «Приключения на ферме» с приложением в виде фигурок животных, людей, растений и элементов фермы. Остальные дети также с удовольствием показали свои небольшие коллекции монет, камней, открыток, динозавров, семян, монет, ракушек.

Я убеждена, что жизнь ребенка в детском саду можно сделать увлекательной и интересной, если использовать различные варианты в организации познавательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей.

Рекомендации по развитию креативности детей дошкольного возраста с помощью коллекционирования....

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

"Коллекционирование как способ развития позновательной активности детей"

Презентация "Коллекционирование  как способ развития позновательной активности  детей"...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интер...

«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»

laquo;Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»...