«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»
статья по окружающему миру

Брянская Марина Павловна

«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_kollektsionirovanie.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги». В.А. Сухомлинский.

1.Определение «Познавательный интерес»

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

2.Понятия «собирательство», «коллекция», «коллекционирование»

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Собирательство – собирание чего-либо, представляющего научный или художественный интерес.

3.Значение коллекционирования для развития познавательных интересов дошкольников.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят:-;Кто имеет увлечение, проживает две жизни. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую области интересов человека. Сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. Немногие используют коллекционирование как форму познавательной деятельности. Однако коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

4. Особенности детского коллекционирования (визуальность, манипулятивность).

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника.

В этом возрасте преобладают наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности.

Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы.

Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) - детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндера - сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют.

5. Виды коллекций (эмоциональные, познавательные, социальные и т.д.)

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

6. Возможная тематика коллекций дошкольников.

 Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни, виды местности (природные ландшафты, игрушки, открытки - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта).

7. Расположение и хранение коллекций в группе.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции; целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям. Необходимо выделить полку: для ракушек, камешков и прочих мелких предметов, удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Разнообразные билеты, буклеты, открытки, обертки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики, складывать туда этикетки и наклейки.

8. Этапы работы по организации коллекционирования и приемы работы.

Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

-анкетирование родителей

 -накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

- встречи с интересными людьми;

- посещение музеев, выставок;

- беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап - Основной

-побуждение детей к получению информации об объектах

коллекционирования;

- чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

-работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – Заключительный

- организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

-презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

- проведение совместных итоговых мероприятий.

 Наглядные приемы обучения

1.показ способов действий.

2. показ образца.

Словесные приемы обучения

1.вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

2. указание (целостное и дробное);

3.пояснение;

4. объяснение;

5.педагогическая оценка;

6. беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые приемы обучения

1.внезапное появление объектов;

2. выполнение воспитателем игровых действий;

3. загадывание и отгадывание загадок;

4.введение элементов соревнования;

5. создание игровой ситуации.

9. Использование коллекций в разных видах деятельности и формах работы с детьми.

Использование коллекции в работе с детьми.

 Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

 Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

 Развитие математических представлений временные представления, счетные операции;

 Ознакомление с окружающим миром расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

Игровая игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

 Продуктивная реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

Коммуникативная тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией; труд;

 Трудовая при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Возможные формы работы с детьми: Групповая (фронтальная); Подгрупповая (небольшими группами по интересам); Индивидуальная;

Вывод: Коллекционирование имеет огромные возможности для развития

детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную

активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс

накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и

формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы

коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному

творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе

коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать,

сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Таким образом, можно утверждать, что современные подходы к организации

обучения старших дошкольников способствуют формированию

интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

       В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...

Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интер...

Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"

Консультация "Метод  проектов   в  ДОУ  как   способ   развития   познавательных   интересов  детей"...