«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»
статья по окружающему миру
«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_kollektsionirovanie.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги». В.А. Сухомлинский.
1.Определение «Познавательный интерес»
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
2.Понятия «собирательство», «коллекция», «коллекционирование»
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.
Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.
Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Собирательство – собирание чего-либо, представляющего научный или художественный интерес.
3.Значение коллекционирования для развития познавательных интересов дошкольников.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят:-;Кто имеет увлечение, проживает две жизни. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую области интересов человека. Сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. Немногие используют коллекционирование как форму познавательной деятельности. Однако коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
4. Особенности детского коллекционирования (визуальность, манипулятивность).
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника.
В этом возрасте преобладают наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.
Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности.
Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы.
Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) - детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.
Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндера - сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют.
5. Виды коллекций (эмоциональные, познавательные, социальные и т.д.)
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
6. Возможная тематика коллекций дошкольников.
Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни, виды местности (природные ландшафты, игрушки, открытки - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта).
7. Расположение и хранение коллекций в группе.
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции; целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям. Необходимо выделить полку: для ракушек, камешков и прочих мелких предметов, удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Разнообразные билеты, буклеты, открытки, обертки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики, складывать туда этикетки и наклейки.
8. Этапы работы по организации коллекционирования и приемы работы.
Этапы работы по коллекционированию
1 этап -Подготовительный
-анкетирование родителей
-накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- встречи с интересными людьми;
- посещение музеев, выставок;
- беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей
2 этап - Основной
-побуждение детей к получению информации об объектах
коллекционирования;
- чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
-работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции
3 этап – Заключительный
- организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
-презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
- проведение совместных итоговых мероприятий.
Наглядные приемы обучения
1.показ способов действий.
2. показ образца.
Словесные приемы обучения
1.вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
2. указание (целостное и дробное);
3.пояснение;
4. объяснение;
5.педагогическая оценка;
6. беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые приемы обучения
1.внезапное появление объектов;
2. выполнение воспитателем игровых действий;
3. загадывание и отгадывание загадок;
4.введение элементов соревнования;
5. создание игровой ситуации.
9. Использование коллекций в разных видах деятельности и формах работы с детьми.
Использование коллекции в работе с детьми.
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
Развитие математических представлений временные представления, счетные операции;
Ознакомление с окружающим миром расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
Игровая игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Продуктивная реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
Коммуникативная тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией; труд;
Трудовая при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Возможные формы работы с детьми: Групповая (фронтальная); Подгрупповая (небольшими группами по интересам); Индивидуальная;
Вывод: Коллекционирование имеет огромные возможности для развития
детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную
активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс
накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и
формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы
коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному
творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе
коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать,
сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Таким образом, можно утверждать, что современные подходы к организации
обучения старших дошкольников способствуют формированию
интеллектуальной культуры, креативности и самостоятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...
«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...
Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интер...
Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...
«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...
Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"
Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"...