Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания
консультация (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Горбунова Елена Валерьевна

Доклад

к педагогическому совету на тему:

"Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-interes_k_prirode2.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад 42 "Лукоморье"

Доклад

к педагогическому совету на тему:

"Формирование интереса к природе как средство экологического воспитания"

Подготовила: воспитатель Горбунова Елена Валерьевна

2012 год

Под экологическим воспитанием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Такое отношение - положительное и ответственное - формируется через интерес к природе, к явлениям в природе. А в основе любого интереса лежит любопытство, желание получить ответ на такие вопросы, как "почему", "откуда", "как получается" и т.д. Через получение ответов на эти вопросы мы формируем интерес к природе.

В своей работе по формированию интереса к природе мы применяем различные средства и методы: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, труд в природе и т.д. Но на наш взгляд, наиболее эффективным с точки зрения познавательного интереса является практическая деятельность, а именно - опыты и эксперименты.

Именно они позволяют ребенку "здесь и сейчас" путем собственных действий получить ответы на свои вопросы, удовлетворить свое любопытство ("а что будет, если...?", "Откуда берется....?" и т.д.). А значит, сформировать познавательный интерес к природе, без которого невозможно формирование экологической культуры ребенка, положительного отношения к природе.

Дети - по природе своей - исследователи. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, опыта, результаты которого можно наблюдать своими глазами, значительно прочнее и надежнее для усвоения ребенком.

Эксперименты из опыта работы подготовительной группы 8.

  1. "Воздух и его свойства". Цели: показать способы и приемы обнаружения воздуха; познакомить детей со свойствами воздуха; объяснить значение воздуха в жизни человека. Например, подуть через трубочку в стакан с водой, на поверхности воды появляются пузырьки - это воздух.
  2. "Как и для чего дышит человек?" Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека (2 воздушных шарика - имитация работы легких человека).
  3. "Почва". Цель: установить необходимость почвы для жизни растений. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата, салфетки поддерживать влажными. асть семян поместить в почву. Далее наблюдать, где лучше и быстрее будут прорастать семена.
  4. "Питание растений". Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Разрезать корнеподы до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое и светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод.
  5. "Свойства и состав почвы". Цель: подвести к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. В три стеклянные банки насыпать различную почву (глинистую, песчаную, чернозем), залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. Предложить оставить следы на песке и на глине - песок пропускает воду, а глина - задерживает. В третьей банке всплывут корешки растений (через них растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу).
  6. "Защитные свойства снега". Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхность сугроба; б) зарыть неглубоко в снег; в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Вывод: снег защищает корни растений от замерзания.
  7. "Испарение воды". Цель: показать, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее испаряется. В три банки налить одинаковое количество воды. Одну банку поставить на подоконник, вторую - на батарею, третью на стол к воспитателю. Через день проверить, где воды испарилась быстрее.
  8. "Механизм образования инея". Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать тарелку над горячим паром и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.
  9. "Плавучесть предметов". Цель: подвести детей к тому, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникает в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковых бутылки с пробками. одна бутылка с плотно закрытой пробкой - будет плавать. Другая бутылка закрывается неплотно. Дети увидят, что вода будет наполнять постенно бутылку и она утонет.
  10. "Что есть в почве?". Цель: закрепить представление о том, что в почве есть вода и воздух. а) бросить кусочек почвы в воду - на поверхности появятся пузырьки воздуха. б) нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержится в почве, от нагревания превращается в пар, а на холодном стекле пар снова превращается в воду (стал росой).

Таким образом, происходит формирование познавательного интереса к природе через практическую экспериментальную деятельность детей. а интерес к природе формирует экологическую культуру ребенка, эмоционально положительное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие интереса к природе как средство экологического воспитания"

В консультации раскрывается методика развития интереса у детей к природному окружению....

Педагогический совет «Природа – главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет на тему: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Презентация к педагогическому совету «Природа – главное средство экологического воспитания»

Презентация к педагогическому совету: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл....

Интерес к природе - как средство экологического воспитания дошкольников

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений для уголка природы следует учитывать, чтобы растение было подходящим для той или и...

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Презентация.

Отчет о работе по экологическому воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие интереса к природе как средство экологического воспитания"

Экологическое воспитание детей, это, прежде всего, воспитание человечности, т.е доброты, ответственного отношения к природе, к людям, живущим рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю, пригодн...