Познавательно-творческий проект в старшей группе "Осенний лес"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тесакова Евгения Владимировна

Проект,  который объединил детей, педагогов, родителей и познакомил с особенностями жизни осеннего леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСЕННИЙ ЛЕС»

в старшей группе №8 ГБДОУ Детского сада №85

Подготовила и провела воспитатель: Тесакова Е.В.

Санкт – Петербург, 2013 г.

Вид проекта: Познавательно творческий

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Направление проекта: Социализация, познание, коммуникации, чтение худ. лит- ры, худ – ое творчество, музыка, культурно – досуговая деятельность, физкультура.

Актуальность темы заключается в том, что она помогает в познании окружающего мира (Лес: растительность леса, животный мир, лес, как эко – система) и помогает выявить взаимосвязь между растениями и место обитания и питания животных.

Цель проекта: Познавательная деятельность по изучению природы во всех её проявления в осенний период времени.

Задачи:

Образовательные:

- формирования основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами. Наблюдения, познавательную работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияние человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окруж. Природным объектам, развитие умений, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

- воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности  за сост. Окруж. Среды.

Развивающее:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;

Предварительная работа: знакомство с иллюстрациями леса, рассматривание картинок с изображение разных деревьев, кустов, ягод, животных, заготовка природного материала.

Взаимодействие с сотрудниками:

На муз. Занятии разучивание песен об осени, слушание муз. Произведений Чайковского «Времена года», хороводы и муз. Подвижные игры. На занятиях по физ – ре вечер досуга и занятия построенное на осенней тематике.

Ресурсы:

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей – знания о лесе и его растительности; знания животного мира и среда их обитания; знания о приспособленности животных в разные времена года; воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе; повышение уровня компетентности родителей в изучаемой проблеме; умение детей составлять поделки из разнообразного природного материала; наработка материала о лесе ( познавательные альбомы, книжки – самоделки, плакаты, гербарии, макеты).

Итог проекта: оформление выставок совместных работ детей и родителей: «осеннее дерево», «дары осени» - природный материал, овощи и фрукты; Гербарий; книжки – самоделки «Грибной калейдоскоп».

Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности(см. таблицу).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ                                  ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ                                                           Сюжетно – ролевые игры:

                                                                                              «Грибной поезд», «Праздник на природе», «День рождения в лесу», «Экскурсия в заповедник».

                                                                                            Дидактические игры: «Грибная поляна», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт в лесу», «С какого дерева листок?», «Подбери к дереву гриб», «Третий лишний», «Съедобные – несъедобные».                      

                                                                                            Настольно – печатные игры : «Почемучка», «Сложи картинку», «Осенние запасы», «Кто подружился», «Узнаём животный мир», «Времена года», «Про растения», «Про животных».

ТРУД                                                                                  Сбор осенних листьев на прогулке. Подготовка кустов к зиме. Работа в цветнике (сбор семян, перекопка почвы).

                                                                                            Посадка луковичных растений (цветы).

ПОЗНАНИЕ                                                                       СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов грибов, листьев. Игры: настольно – печатные «Огород», «Деревья».

                                                                                           Ознакомление с природой:

                                                                                          - беседы «Золотая осень», «Осенний лес», «Кому нужен лес», «Как звери готовятся к зиме», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Этажи леса», «Осень – добрая хозяйка», «Если в лес пойдём, что мы там найдём», «Интервью у леса и его обитателей».

                                                                                           НОД: «Жизнь природы осенью», «Уходит золотая осень», «Лес – как экологическая система», «Пищевые цепочки леса».

                                                                                           Использование мнемотаблиц и моделей (дерево, растение).

                                                                                           Цикл наблюдений: длительное наблюдение «Любимое дерево», за погодой, за живой природой(облака, солнце, туман, роса, дождь).

      КОММУНИКАЦИЯ                                                    Рассматривание иллюстраций об осеннем лесе, составление описательных рассказов по картине  И. Левитана «Золотая осень». Составление описательных рассказов о грибах, лесных ягодах, животных леса. Рассказы из личного опыта «Что я видел в лесу?». Придумывание продолжения к сказке Д. Родари «Большая морковка». Творческое рассказывание «Интервью у леса». Пересказ худ. Произведения Я. Тайца «По грибы».

ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ                                          Считалки «Ёжик – ёжик – чудачок». Потешка «Боровик – боровик». Стихи Н. Минский «Листопад», Н. Стачнев «Осенняя гамма». Повести и рассказы  : В. Зотов «Лиственница», «Белка», «Кабан», «Ёж», «Заяц  - беляк», «Заяц – русак», К. Корович «Белка».

                                                                                            А.С. Пушкин «Последняя туча». В. Бианки «Готовятся к зиме», «Зима скоро?». Л. Кубарев «Кому, где тепло?». Стихи русских поэтов С. Есенина, А. Блока, А. Мойкова. Народные приметы.

ХУД. ТВОРЧЕСТВО                                                          Рисование: «Осенний пейзаж», «Унылая пора» (нетрадиционное рисование – печатание листьями), «Лес» - отражение в воде (техника монотипия), «Жили – были ёжики» (метод тычка).

                                                                                           Декоративное рисование: «Осень на передниках».

                                                                                           «Этого не надо делать в лесу» - составление книжки самоделки . «Лесные жители».

                                                                                            Лепка: «Ёжики в осеннем лесу» - сочетание природного материала и пластилина. Коллективная работа – пластелинография «Подарки осени».

                                                                                            Аппликация: Коллективная работа «Осеннее дерево –  рваной бумагой. Изготовление макета «Этажи леса».

МУЗЫКА                                                                           Разучивание песен об осени ; слушание музыки «Времена года»; Осенний досуг « В гостях у осени». Конкурс загадок о ёжике.

ФИЗКУЛЬТУРА                                                                Вечер досуга: «В гости к лесу». Подвижные игры: «Вейся, листок», «Листопад», «У медведя во бору», «Поймай грибок», «По ровненькой дорожке», «Зайка серенький сидит».

ТЕМА «ОСЕНЬ»

Занятие «Осенний лес».

Цели: образовательные – обучать детей умению  вслушиваться в звуки осеннего леса и рассказать об услышанном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально – чувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явления живой и неживой природы;

коррекционные: развитие умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на тему осени; развитие зрительной и слуховой чувствительности;

Воспитательные: воспитание интереса и бережного отношения к природе, пробуждение чувственного отношения к красоте осенней природы; воспитание любознательности, внимания.

Оборудование: мольберт; картинки с изображением леса, дерева, лесных ягод, грибов; природный материал (шишки), пластилин; магнитофонная запись отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

  1. Организация занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Дом со всех сторон открыт,

                                                                               Он резною крышей крыт.

                                                                               Заходи в зелёный дом

                                                                               Чудеса увидишь в нём».

Дети: Это лес.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите, весь конверт в разноцветных листьях. Это письмо от лесных жителей. Мы его прочитаем, но сначала  отгадайте ещё одну загадку:

«Пришла без красок и без кисти,

  Разукрасила все листья».

Отгадайте, о каком времени года эта загадка?

Дети: Это осень.

Воспитатель: Когда наступает осень? Чем она отличается от лета?

Ответы детей

Воспитатель: Когда я смотрю на осенний лес, то вспоминаю вот такие строчки:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец ,и золото одетые леса…»

Так увидел осень поэт А.С. Пушкин. Вот и мы отправимся в осенний лес, но с начало прочитаем письмо – загадку от лесного жителя.

«Гонит осень в небе тучки,

  Пляшут листья на дворе.

  Гриб, надетый на колючки,

  Я тащу к своей норе».

Дети: Это ёжик.

Воспитатель: Ёжик просит прети к нему на помощь, он не успевает один готовить запасы на зиму. Давайте возьмём шишки, пластилин и слепим ему помощников – ежат.

Дети лепят ёжиков из шишек и пластилина.

2.Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь ёжик со своими помощниками справиться быстро, успеют к зиме запастись.

А теперь пусть ваши пальчики немного отдохнут.

«Раз, два, три, четыре, пять,                                      - Пальчики обеих рук «здороваются»

В лес идём мы погулять                                              - Обе руки «идут» указательным и среднем пальцами                                                                    

                                                          по столу .                        

 

За черникой, за брусникой                                         - Загибают пальчики, начиная с большого.

За клюквой, за калиной.

И грибочки мы найдём

И домой всё отнесём»

3.  Подвижная игра. «Мы идём дорожками».

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, чего нельзя делать в лесу.

Дети: шуметь, рубить деревья, разводить костры, мусорить.

Воспитатель: Вставайте в кружок.

Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и вместе с воспитателем произносят слова.

«Мы идём дорожками,                                                   - двигаются по часовой стрелке.

  Мы идём тропинками.

  Мы идём с лукошками,                                                   - дети двигаются против часовой стрелки.

  Мы идём с корзинками

  Ручеёк по дорожке                                                         - идут на носочках, руки на поясе.

  Перейдём.

На лесную полянку мы придём».

Вот мы с вами в осеннем лесу. Здесь столько звуков! Вот подул лёгкий игривый ветерок (дети слегка дуют), листья шелестят (дети произносят звук «ш»). Давайте ещё прислушаемся (дети прислушиваются). А может вам услышать звуки осени поможет вот это стихотворение:

«В тишине лесной глуши

  Шёпот к Шороху спешит.

  Шёпот к Шороху спешит

  Шёпот по лесу шуршит:

 - Ты куда?

- К тебе лечу.

  Дай на ушко пошепчу:

  Шу – шу – шу да ши – ши – ши…                       (В. Суслов)

4.  Игра «Отдохнём под музыку».

Воспитатель: Ребята, где мы можем услышать звуки леса? Поможет нам П. И. Чайковский. Он написал музыку «Осенние песни». Давайте послушаем.

Дети садятся на ковёр, закрывают глаза, представляют картину осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, чем пахнет в осеннем лесу?

Дети: Грибами, ягодами, листьями, сыростью.

Воспитатель: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

5. Речь с движением:

«Из лесу мы идём:

  Поднимаем ноги выше

  Через кустики, пенёчки,

  Через веточки и кочки…»

6. Итог занятия.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали об осеннем лесе. Давайте будим беречь наш лес. А пока мы с вами были в лесу, ёжик прислал нам угощения.

Дети: Спасибо ёжик.

   

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...

Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».

Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...

Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»

Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...

Познавательно – творческий, информационный проект " Год памяти и славы" для детей старшей группы.

Патриотизм – это всегда актуальная тема, которая будет существовать всегда. Его прививают с самых ранних лет. Отечественная война – это подвиг наших  дедов и бабушек, многие из которы...

«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе

Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...