Проектная деятельность "Твои права, малыш" (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Ханты - Мансийский автономный округ
Муниципальное образование
Сургутский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦРР - ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА»
Проектная деятельность
Тема: «Твои права, малыш»
Подготовил: социальный педагог
Максимчик Ирина Мечиславовна
2013 год
п.г.т. Белый Яр
Паспорт проекта.
Актуальность проекта
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.
Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Актуальность темы «Твои права, малыш»» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней; формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Задачи проекта:
- ознакомить воспитателей с современной методической литературой по ознакомлению дошкольников с правами детей;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме «Права ребенка»;
- организовать выставку детских рисунков;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с их правами;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей фотовыставку и выставку рисунков;
- провести заключительное мероприятие: показ спектакля с участием родителей «Сказочный суд» .
Объект проекта: Воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР –д/с «Соловушка»
Предмет проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией « О правах ребенка»
Время реализации проекта: 6 недель.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, социальный педагог
Информационное обеспечение проекта
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- Детская и методическая литература
Методическое обеспечение проекта
- Материалы для проведения бесед
- Воспитательные мероприятия
- Ориентировочный план занятия
- Рекомендации воспитателям и родителям
- Анкета для родителей
Ресурсное обеспечение:
Мультимедийное оборудование; диски с музыкальными произведениями; костюмы и атрибуты для театральной деятельности; материалы для изобразительной деятельности.
Продукт проекта: показ спектакля с участием родителей «Сказочный суд»; выставка творческих работ детей; презентация о правах детей «Дюймовочка»; рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с их правами; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Твои права, малыш»; разработанные рекомендации и консультации для родителей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – ознакомление детей с художественной литературой– проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение занятий; − проведение мероприятий; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на правовую тематику; − создание и презентация спектакля. | – анализ результатов проекта. |
План проектной деятельности (11.03 – 30.04.2013)
№ п/п | Тема | Дата проведения мероприятий | Участники | Ответственный |
1. | Обсуждение идеи проектной деятельности. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). | 12 марта | Социальный педагог Педагоги | Социальный педагог |
2. | Сбор информации и подготовка материала. 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей и подготовительной группы. 3. Разработка рекомендаций для родителей. 4. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику. | 13-18 марта | Социальный педагог Музыкальный руководитель Воспитатели | Социальный педагог |
3. | Ознакомление педагогов с планом работы. | 15 марта | Педагоги старших и подготовительных групп | Социальный педагог |
4. | Размещение стендовой информации «Информация о проекте» «О чем говорят рисунки ребенка» «Независимый дошкольник» | В течение всей проектной деятельности | Социальный педагог | Социальный педагог . |
5. | Работа с педагогами: Анкетирование Консультации «Основные международные документы по защите прав детей» «Защита прав ребенка и правовое воспитание» «Жестокое обращение с детьми» «Защитим детей от физического насилия» Памятки «Наказывая, подумай, зачем?» «Жестокое обращение с детьми» | 19-22 марта 23.03.2012 27.03.2012 Апрель 24 апреля | Педагоги Социальный педагог Воспитатели | Социальный педагог Социальный педагог . |
6. | Работа с детьми: Цикл занятий Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» Интервьюирование Просмотр мультимедийной презентации Сказка «Дюймовочка» «Как Светик появилась» Чтение художественной литературы Сказка «Похищенное имя» Сказка «Добрый волшебник» Сказка «Зарядка и простуда» Рассказ «Мои права» Подготовка детей к родительскому собранию: 1)Слушание детских песен «Большой хоровод» сл.Е. Жигалкина, А .Хайта «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского 2) Заучивание стихов 3) Чтение стихотворения А.Барто «Одиночество» Игры: Дидактическая игра «Кто права нарушил?» Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья» Театрализованная деятельность… «Новые приключения Буратино…» Выставка рисунков «Мир, в котором я живу» Театрализованная деятельность «Сказочный суд» | 1 раз в неделю 22 марта Март апрель 1 раз в неделю март апрель 6 апреля 18 апреля 27 апреля 30 апреля | Воспитатели старших и подготовительных групп Социальный педагог Социальный педагог Воспитатели Музыкальные руководители. Дети педагоги дети Дети старших групп Родители старших групп Педагоги и дети подготовительных групп Дети и родители подготовительных групп | Воспитатели Социальный педагог Социальный педагог Воспитатели Музыкальные руководители. Воспитатели средних групп Воспитатели Воспитатели старших групп Музыкальный руководитель Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог |
7. | Работа с родителями: Анкетирование «Знаете ли вы права своего ребенка» Тестирование Консультации «Понимаем ли мы друг друга» «Защитим детей от физического насилия» «Жестокое обращение с детьми» «Ребенок и его права» Домашние творческие задания «Домашние обязанности вашего ребенка» Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Памятки «Наказан-прощен» «О поощрении и наказании» «Искусство быть родителем» «Четыре заповеди мудрого родителя» «Три способа открыть ребенку свою любовь» «Не забывайте про права своего ребенка» Родительские собрания: 1)«Защита прав и достоинств ребенка» 2) Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка» Участие в выставке рисунков | 19-22 марта 22 марта 1-ая неделя апреля 4-ая неделя марта 1 раз в неделю 17 апреля 19 апреля К 18 апреля | Социальный педагог Социальный педагог Воспитатели родители Социальный педагог Воспитатели средних групп Социальный педагог Воспитатели старших и подготовительных групп Родители и дети старших и подготовительных групп | Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог . Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог Воспитатели |
Список литературы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
- Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М.:2011
- В.Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
- «Воспитателю о работе с семьей» п/ред.Н.Ф. Виноградовой
- З.Ф. Семенова, С.Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
- Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9
- Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. М.: 2002.
- Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: 2009.
- Пчелицева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу Р.Ф. М.: 2008.
- Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
- Детская литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....
Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Твои права, малыш"
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр...