Проектная деятельность "Твои права, малыш" (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Максимчик Ирина Мечиславовна

Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ

Муниципальное образование

Сургутский  район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦРР - ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА»

Проектная деятельность

Тема: «Твои права, малыш»

                                                           Подготовил: социальный педагог

                                                                Максимчик Ирина Мечиславовна

2013 год

п.г.т. Белый Яр

Паспорт проекта.

 Актуальность проекта

    В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.

Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.         

    Актуальность темы «Твои права, малыш»» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.

      Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

 Цель проекта: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней; формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».

Задачи проекта:

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по ознакомлению дошкольников с правами детей;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме «Права ребенка»;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с их правами;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей фотовыставку и выставку рисунков;
  • провести заключительное мероприятие: показ спектакля с участием родителей «Сказочный суд» .

Объект проекта: Воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР –д/с «Соловушка»

Предмет проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией « О правах ребенка»

Время реализации проекта: 6 недель.  

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, социальный педагог

Информационное обеспечение проекта

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  3. Т.А.Шорыгина  «Беседы о правах ребенка»
  4.   Детская и методическая литература

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед
  • Воспитательные мероприятия  
  • Ориентировочный план занятия
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Анкета для родителей

Ресурсное обеспечение:

Мультимедийное оборудование; диски с музыкальными произведениями; костюмы и атрибуты для театральной деятельности; материалы для изобразительной деятельности.

Продукт проекта: показ спектакля с участием родителей «Сказочный суд»; выставка творческих работ детей; презентация о правах детей «Дюймовочка»;  рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с их правами; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Твои права, малыш»; разработанные рекомендации и консультации для родителей.

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта  

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение занятий;

− проведение мероприятий;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на правовую тематику;

− создание и презентация спектакля.

– анализ результатов проекта. 

План проектной деятельности  (11.03 – 30.04.2013)

№ п/п

Тема

Дата проведения мероприятий

Участники

Ответственный

1.

Обсуждение идеи проектной деятельности.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

12 марта

Социальный педагог

Педагоги

Социальный педагог

2.

Сбор информации  и подготовка материала.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей и подготовительной группы.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.

13-18 марта

Социальный педагог

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Социальный педагог

3.

Ознакомление педагогов с планом работы.

15 марта

Педагоги старших и подготовительных групп

Социальный педагог

4.

Размещение         стендовой информации

«Информация о проекте»

«О чем говорят рисунки ребенка»

«Независимый дошкольник»

В течение всей проектной деятельности

Социальный педагог

Социальный педагог

.

5.

        Работа с педагогами: 

Анкетирование

Консультации

«Основные международные документы по защите прав детей»

 «Защита прав ребенка и правовое воспитание»

«Жестокое обращение с детьми»

«Защитим детей от физического насилия»

Памятки

«Наказывая, подумай, зачем?»

«Жестокое обращение с детьми»

19-22 марта

23.03.2012

27.03.2012

Апрель

24 апреля

Педагоги

Социальный педагог

Воспитатели

Социальный педагог

Социальный педагог

.

6.

       Работа с детьми:

Цикл занятий

Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»

Интервьюирование

Просмотр мультимедийной презентации 

Сказка «Дюймовочка»

«Как Светик появилась»

Чтение художественной литературы

Сказка «Похищенное имя»

Сказка «Добрый волшебник»

Сказка «Зарядка и простуда»

Рассказ «Мои права»

Подготовка детей к родительскому собранию:

1)Слушание детских песен

«Большой хоровод» сл.Е. Жигалкина, А .Хайта

«Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского

2) Заучивание стихов

3) Чтение стихотворения А.Барто «Одиночество»

Игры:

Дидактическая игра «Кто права нарушил?»

Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья»

Театрализованная деятельность…

«Новые приключения Буратино…»

Выставка рисунков  «Мир, в котором я живу»

Театрализованная деятельность

«Сказочный суд»

1 раз в неделю

22 марта

Март

апрель

1 раз в неделю

март

апрель

6 апреля

18 апреля

27 апреля

30 апреля

Воспитатели

старших и подготовительных групп

Социальный педагог

Социальный педагог

Воспитатели

Музыкальные руководители.

Дети

педагоги

дети

Дети старших групп

Родители

старших групп

Педагоги и дети подготовительных групп

Дети и родители подготовительных групп

Воспитатели

Социальный педагог

Социальный педагог

Воспитатели

Музыкальные руководители.

Воспитатели средних групп

Воспитатели

Воспитатели старших групп

Музыкальный руководитель

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

7.

          Работа с родителями:

Анкетирование

«Знаете ли вы права своего ребенка»

Тестирование

Консультации

«Понимаем ли мы друг друга»

«Защитим детей от физического насилия»

«Жестокое обращение с детьми»

«Ребенок и его права»

Домашние творческие задания

«Домашние обязанности вашего ребенка»

Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Памятки

«Наказан-прощен»

«О поощрении и наказании»

«Искусство быть родителем»

«Четыре заповеди мудрого родителя»

«Три способа открыть ребенку свою любовь»

«Не забывайте про права своего ребенка»

Родительские собрания:

1)«Защита прав и достоинств ребенка»

2) Деловая игра

«Знаем ли мы права ребенка»

Участие в выставке рисунков

19-22 марта

22 марта

1-ая неделя апреля

4-ая неделя марта

1 раз в неделю

17 апреля

19 апреля

К 18 апреля

Социальный педагог

Социальный педагог

Воспитатели

родители

Социальный педагог

Воспитатели средних групп

Социальный педагог

Воспитатели

старших и подготовительных групп

Родители и дети старших и подготовительных групп

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

.

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

     Воспитатели

Список литературы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
  3. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.
  6. Т.А.Шорыгина  «Беседы о правах ребенка» М.:2011
  7. В.Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
  8. «Воспитателю о работе с семьей» п/ред.Н.Ф. Виноградовой
  9. З.Ф. Семенова, С.Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
  10. Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. -    2009. - № 9
  11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. М.: 2002.
  12. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
  13. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: 2009.
  14. Пчелицева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу Р.Ф. М.: 2008.
  15. Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
  16. Детская литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Твои права, малыш"

  В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр...