Совместное с родителями познавательное развлечение, с использованием мультимедийной презентации.
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему
Расширение и обобщение, имеющихся знаний у воспитанников о коренных народах нашего края – ХАНТЫ.
Участники: родители и воспитанники ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_khmao.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
Нефтеюганск
Тюменская обл., ХМАО - ЮГРА
Совместное с родителями познавательное развлечение
Тема: «С днем рождения, Югра!»
(Праздник посвящен 80 - летию образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югра).
Цель: расширить и обобщить, имеющиеся знания у воспитанников о коренных народах нашего края – ХАНТЫ.
Участники: родители и воспитанники ДОУ.
Ведущая:
Наш праздник начнем с небольшой, но красивой легенды о нашем крае: "Когда Бог пролетал над Приобьем, у него замерзли руки и из них выпали все природные богатства. Рассердившись на свою оплошность, Бог, прикрыл упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой и тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья." Только спустя несколько столетий, стало ясно, что сокровища эти - нефть и природный газ».
10 декабря 2010 года отмечали 80 лет со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югра и этот праздник мы посвящаем дню рождения нашего округа.
Дети:
В этом северном крае,
Где тайга смотрит в небо,
Называемом Раем,
Где никто ещё не был.
В тех местах побывать бы,
Где источник струится,
Там, где воздух прозрачный,
Так, что и не напиться.
Дети:
Затерялись в снежинках дома,
Белый бархат ложится на крыши.
Над рекою — прозрачный туман,
Лес под снегом стоит и не дышит.
Рыхлый снег покрывает тропинки,
Под ногами шуршит и трещит.
На морозе сверкают искринки,
Выметая весь хлам из души.
Ведущая: Богата и щедра наша Югорская земля: леса и болота богаты зверьем, птицей и дикоросами, в реках и озерах водятся ценные породы рыб, у нас добывают нефть – черное золото и природный газ. На нефтяных месторождениях нашего края работают люди почти всех национальностей, но сегодня мы с вами поговорим о коренных народах Югры.
Что вы знаете о Ханты-Мансийском округе? Подавляющее большинство жителей нашей страны знают очень немногое. Одни представляют себе лес нефтяных вышек в бескрайней тундре, другие что-то слышали о «зеленом море тайги», муксунах, бурундуках и белых медведях, третьи — вспоминают о существовании Иртыша, на «тихом бреге» которого сидел Ермак, «объятый думой», четвертые — смотрели трансляции с проводившихся здесь соревнований по биатлону.
Дети нашей группы в течение трех недель работали над проектом «Коренные народы Югры», вместе со своими родителями добывали знания о народах ханты и манси, об их быте, традициях, культуре.
Сейчас Арина с папой расскажут нам о жилище хантов и манси.
Сообщение Арины с папой:
-Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях с капитальными постройками, а с весны разъезжались в сезонные селения - весенние, летние, осенние - на местах рыболовных угодий. Охотники зимой во время промысла в течение одного-двух месяцев жили в охотничьих избушках. Кочевые оленеводы кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах, места которых были нередко постоянными. Сезонные жилища хантов- каркасные из жердей, крытые корой деревьев (чаще - берестой). Оленеводы жили в чумах, крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты (сейчас - брезентом). Чум широко использовали (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.
Игра «Собери чум». Дети под музыку расходятся под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой чум.
Ведущая: Первое, что привлекает взляд – это национальная одежда хантов и манси, которая украшена причудливым орнаментом, об этом нам расскажут Катя и ее мама, о занятии хантыйских женщин – о том, что они настоящие мастерицы. Выступление Кати с мамой «Одежда и обувь хантов»
- Одежда у хантов - распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Мужская меховая одежда - малица шьется мехом внутрь из тонких оленьих шкур. На малице украшают орнаментом только рукава, иногда узор пропускают между подолом и станом малицы, Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги, у каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. По меховой шубе - сах на Севере определяют уровень мастерства женщины, так как без умения шить меховые изделия невозможно выжить в суровых климатических условиях. Молодые оленеводы, выбирая себе невесту, в первую очередь узнают, умеет ли она шить, а потом уже выясняют о ней все остальное.
Дети: «Хантыйские узоры».
Хантыйские узоры красивы и просты,
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
Ведущая: В ходе работы над проектом, дети с большим интересом рисовали хантыйские орнаменты, познакомились с названиями элементов узоров - «большие уши», «оленьи рога», «рога лося», «след лыжи», «шишка», «ветка березы», которыми северные народы украшают свою одежду, обувь и предметы быта, это вызвало большой интерес к культуре северных народов. (слайд 9).
Ведущая: Наши дети знакомы с играми народов Севера и сейчас мы поиграем, ребята, в хантыйскую игру «Хейро» (Солнце). Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Ведущая: Ханты и манси селились вдоль рек, летом основным средством передвижения служил – облас, а зимой – лыжи и нарты, послушаем сообщение Влада о средствах передвижения народов ханты и манси.
Выступление Влада «Средства передвижения»
-Два ханта решили построить нарту. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик ничего не обтесал, с сучками ствол, другой все снял и сделал гладко. Сделал нарту, она одного человека держит. Один поехал - только пыль столбом; у другого олени тянут, тянут - и никак: сучки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: - Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет. С того времени стали обстругивать гладко все снизу.
Основные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долбленками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.
Игра « Пастух и олени».
Все игроки – олени, у пастуха в руках маут (можно использовать обруч). Игроки- олени бегают по кругу гурьбой, а пастух старается накинуть им на рога маут. Правила игры: бегать надо легко, увертываясь от маута, набрасывать маут можно только на рога.
Дети: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень.»
Ведущая: Основной отраслью хозяйства является оленеводство, леса и болота нашего края богаты ягодами, сбором ягод и шишек занимаются в основном женщины.
Об этом приготовил сообщение Владик :
-Оленеводы выпасают стада оленей по 1000-1500 голов, кочуя весной к северу, осенью к югу. Лесное оленеводство местного происхождения. Стада оленей небольшие, в несколько сотен голов, выпасаются по определенным маршрутам недалеко от сел. В прошлом было распространено полувольное оленеводство. Кочевые оленеводы в основном жили в чумах.
Оленей использовали для транспортных целей, также ханты мясо оленей употребляют в пищу, его едят сырым или варёным.
Игра «Северные олени»
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Ведущая: В реках и озерах Югорского края много рыбы ценных пород.
О рыболовстве нам расскажет Саша А.: -Традиционные занятия хантов - речное рыболовство, особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков. Рыболовство осуществляется с помощью различных приспособлений: удочка, самолов, острога. Ловят рыбу самых разных пород - щука, карась, иногда - стерлядь, нельма, муксун, сырок, ряпушка. Рыболовство имеет большое значение, иногда рыба является основным продуктом питания. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой - строганина. В охоте, рыболовстве, оленеводстве заняты в основном мужчины.
Народная хантыйская игра «Белый шаман». Дети ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ведущая: Самыми любимыми праздниками у хантов и манси являются «Медвежий праздник» и «Вороний день»,
-о которых нам расскажут Нелли.
Сообщение о «Медвежьем празднике»:
-Игрались Медвежьи пляски после удачной охоты и позже. Для этого праздника в передний угол ставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали непременные атрибуты праздника — узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, обрядовую медвежью люльку, резную деревянную посуду, великолепный старинный мансийский инструмент со струнами из оленьих жил — санквылтап, что значит «звенящий». Игра на нем неизменно сопровождала Медвежьи пляски, а из мансийских сказок известно, что волшебный санквылтап делает всесильным того, кто владеет им. Хотя Медвежьим пляскам свойственен довольно строго определенный порядок, но, как и на всяком народном празднике, его участникам представляется возможность импровизации, неожиданных сценок, острых шуток — они-то и придают ему ту злободневность, которая соединяет древние обряды с сегодняшней жизнью. Готовили в селе к такому торжеству и праздничную одежду.
Сообщение о празднике «Вороний день» (Родион).
-Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. В представлениях хантов ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.
Ведущая: А теперь давайте мы с вами поиграем в хантыйскую подвижную игру «Полярная сова и евражки». Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Ведущая: Воспитывая у детей любовь к родному краю, нельзя не сказать об игрушках детей народов ханты.
- Сейчас Даша А. нам расскажет о хантыйской кукле акань.
Сообщение Даши и ее мамы о кукле акань.Дети любили игрушку – куклу акань, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Издавна в семьях народов ханты и манси девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, одежду украшали орнаментом как у взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д. Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой. Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна.
Ведущая: Подводя итоги работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники, имеют представление об образе жизни народов ханты и манси, некоторых традициях коренных народов Югры. Я поздравляю вас всех с днем рождения нашего округа, на этом наш праздник завершается.
Дети: Югорский край богат листвой,
Богат он кедром и сосной,
Богат теплом, здоровьем, счастьем,
Ну и конечно добротой!
Любите край, любите землю,
Любите родину свою!» В ходе работы над проектом мы посетили городской Музей реки Обь. В музее дети с интересом слушали увлекательный рассказ экскурсовода, рассматривали экспонаты, это способствовало расширению представлений о жизни народов ханты и манси, воспитанию уважения к коренным народам Югры и любви к родному краю.
В реализации проекта активное участие приняли родители наших воспитанников. Благодаря совместной деятельности детей и родителей в группе были созданы мини-энциклопедия «Жизнь коренных народов Югры», оформлены альбомы «Мы рисуем наш край», «Одежда и обувь ханты», изготовлена дидактическая игра «Орнаменты народов Севера».
Аннотация: В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями. Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Статья поможет педагогам выстроить взаимодействие с детьми и родителями на основе ведущего вида деятельности дошкольников.
Список использованной литературы
- «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина. Конспекты занятий. УЦ «Перспектива», 2008г.
- Радуга «Познавательное развитие детей 2-7 лет» Т.И.Гризик. Методическое пособие для воспитателей. Москва «Просвещение» 2011г.
- «Природа края в художественной литературе»: Времена года/ Составитель О.Н. Гаврилова – Тюмень: «СофтДизайн», 1997г.
- «Ханты- манси, кто мы?» издательство «Стерх».
- «Путешествие к хантам» Сирелиус У.Т., Томск, 2001г.
- Интернет – ресурсы
http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm
http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
http://www.etnic.ru/edu/ugry/ugry7.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"
Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....
Совместный с родителями вечер развлечений ко "Дню Матери" "Хорошо нам вместе с мамой"
"Хорошо нам вместе с мамой"...
Конспект совместного с родителями физкультурного развлечения воспитателя МА ДОУ №166 г. Хабаровска Н.П. Колтыпиной
Физкультурное развлечение в средней группе детского сада предполагает участие родителей. Оно нацелено на повышение интереса детей к зимним видам спорта, способствует укреплению взаимодействия семьи и ...
Сценарий совместного с родителями спортивного развлечения, посвящённое Дню Защитника Отечества
Детям и их родителям очень, нравятся совместные мероприятия, в том числе и спортивные развлечения. Сколько положительных эмоций получают участники, а дома продолжают бурно и весело обсуждать данные ме...
Совместный с родителями вечер развлечений ко дню матери "Мама, милая моя"
Сценарий развлечения ко дню матери...
Совместное с родителями физкультурное развлечение в подготовительной к школе группе
Физкультурное развлечение в подготовительной к школе группе в предверии празднования "Дня Матери". Интересные эстафеты и задания...
27 ноября совместно с родителями провели развлечение "Веселый теремок"
Цель: выражать эмоции через движения и мимику; закрепить знание о сказке «Теремок»; побуждать к активному, выразительному участию в сказке, способствовать развитию речи детей, внимательно ...