народные праздники
методическая разработка (окружающий мир) по теме
сценарии праздников в помощь воспитателям и организаторам мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_valenka.rar | 2.91 МБ |
ay._da_lukovitsa.doc | 46 КБ |
vasilev_den.doc | 47 КБ |
konspekt_khleb.doc | 32.5 КБ |
posidelki.doc | 41 КБ |
prazdnik_sushek_u_kuzi.doc | 27.5 КБ |
prazdnik_troitsy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Награждается
семья______________________
за активное участие и победу в конкурсе
МДОБУ ДС№45
2012 год
Награждается
семья______________________
за активное участие в конкурсе
МДОБУ ДС№45
2012год
Предварительный просмотр:
МДОАУ ДС №45
Методическая разработка праздника
«Ай да луковица!».
Составила и провела
педагог первой категории
МДОАУ ДС №45
Петрова О.А.
г..Благовещенск, 2012 г.
Справка:
Декорация:
На сцене деревенская изба с предметами интерьера и реквизита. Справа и слева изображен огород. На сцене печь, лавки, поленья, «девушка – стойка» (крестовина с палкой. Наверху решето, подвязанное платком. Одежда рубаха да сарафан)
На лавке корзина с луком.
Атрибутика: спортивный инвентарь. Несколько луковиц. Шапочки для театрализации
Время проведения: 15-30
Длительность: 40 мин.
Возраст детей 5-7лет
Роли: дед Лука, бабка Лукерья, внучка Луковка.
Ход:
Лука: здравствуйте гости дорогие! Спасибо, что на праздничек наш пожаловали! Зовут меня, кто не знает, Лука, живу у самого Лукоморья, люблю я сказки сказывать да прибаутками людей потчевать. Есть у меня еще жена, такая же, как я красавица, бабка Лукерья и внучка Лукерья. А чтобы их отличать мы внучку зовем ласково – Луковка. А почему вы спросите такая луковая семья? Потому что наш род издревле любит лук. А кто из вас любит сей вкусный и полезный продукт? Значит и вы люди простые, не заносчивые. Недаром же говорят: «Прост, как луковица». А вон и бабка моя бежит, легка на помине.
(Выходят бабка и Луковка)
Лукерья: здравствуйте мои дорогие!
Луковка: у нас в семье лук в почете, потому мы все приглашаем вас на наш семейный праздник…
Все: лука!
Лука: А что у нас на обед Лукерья Петровна? Я уж проголодался!
Лукерья: Сегодня праздник. Жена мужа дразнит. На печь лезет, кукиш кажет. На тебе муженек пирожок с луком, перцем, с маком.
Лука: Вот как ты мужа потчуешь?
Бабка: Да нет, я просто пословицу про лук вспомнила. А вы , ребята, знаете пословицы про лук?
(дети говорят пословицы)
Викторина:
- лук добр во щах и где еще? (в закромах, в бою, в огороде).
- Лук и что еще все поправят? (Баня, работа, картошка)
- Лук с морковкой с одной грядки да не одинаково(растут, полезны, сладки).
- От луковой шелухи (пользы не найдете вы, косы будут шелковы и туги, здоровы будут и враги).
Все, кто правильно выбрал вариант ответа, приглашаются на сцену.
Луковка. А еще говорят: «Лук от семи недуг», «Лука речист, да на руку не чист».
Лука. Это вы про кого? Я луковки без спросу в жизни не брал. Это про лукавого. А чего детей вызывала. Задание им дать хочешь?
Лукерья. Хочу, чтобы память свою напрягли да вспомнили. Во что же мамка лук кладет – в бульон али в компот? Называйте по одному блюда, в которые лук обязательно кладут. А уж последнему знатоку не поскуплюсь, приз вручу. С луком.
(награждение победителя)
Лукерья. А знаете ли вы, сердешные, от каких таки 7 недуг лук помогает?
Лука. Да откуда молодым знать. Вон они, какие румяные да крепкие
Луковка, А я знаю! От угара, простуды, гайморита, цинги, радикулита, для аппетита, от бородавок и глистов лук поел и будь здоров! А задание такое: получите лук и стреляйте в лук.
Лукерья. Что ты головы им морочишь, горе мое луковое.
Лука. А я знаю, что внучка приготовила. Вы знаете, что такое лук? Правильно - овощ, а еще? (оружие). Тоже верно.
Конкурс. Выносят детский лук с присосками и мишень с нарисованным луком разной величины и подписанными очками. Кто больше с трех попыток наберет очков, того и награждают.
Приглашаем на следующий конкурс.
Плетем косы с луком.
Луковка. А чтобы вы (к залу) не скучали , я вам расскажу про кота-огородника.
Как на горке, на горе
Стоит домик на дворе.
В этом домике живет
Очень странный рыжий кот:
В рот мясного не берет, а разводит огород.
В огороде у кота,
Гляньте, что за красота-
Свекла, лук и сельдерей,
Просто лук и лук-порей.
Говорят ему коты:
Слушай, кот, а кот ли ты?
Нет, наверно, ты не кот,
Раз разводишь огород.
Кот котам не отвечает,
Кот котов не замечает,
Поливает сельдерей,
Просто лук и лук-порей.
Вот уже, который год
Он разводит огород,
Огородом дорожит,
С колотушкой сторожит.
Но не скуп, наоборот,
Если в гости кто придет,
Овощами с огорода
Угощает рыжий кот.
Всех за стол садиться просит
Свеклу, брюкву, сельдерей,
Просто лук и лук-порей.
Лукерья. Ну что, косы заплели. Ну, красота. Просто девки на выданье. А чья самая длинная? (Сравнивает, награждение победителя)
Лука. А с этими что делать? Отправить восвояси совесть не позволяет: ведь старались косы плести, да только везение подвело. Дай им еще попытку жена.
Лукерья. Отчего не дать. Скажите, да не соврите, на что похожа луковка?
Варианты ответов: купола, сердце, клизму, колбу, пламя свечи.
Луковка. Хватит бабушка конкурсами мучить. Наши гости теперь просто обожают лук и все про него знают.
Лукерья. Не все. Вот расскажу я вам одну историю, которую рассказывала мне моя бабушка, историю того времени, когда я была маленькой девочкой.
Как-то я испугалась чего-то в избе. То ли шум, какой услышала, то ли показалось. И стала бояться дома одна оставаться. А бабушка моя средство одно знала: она очистила 3 маленьких луковки, продела в них красные нитки и повесила во всех комнатах.. Провисели они 7 дней, а на восьмой она их сняла, круто посолила и в печке сожгла. Вместе с луковицей и мой страх сгорел. Вот так луковички дух домашний очистили.
Луковка. Ну и истории у тебя бабушка. То ли мы, молодежь, луковые частушки сейчас споем.
Поиграйте, поиграйте,
Весело играете,
Мы про лук вам пропоем,
Многое узнаете!
- Девушки, а девушки
Вы где берете денежки?
Эх, топни нога, Топни правенькая
В детстве я лучок не ела,
Вот и маленькая!
Летом ягоду берем.
Лук зимою продаем!
Я плясала у гряды
Обломила каблуки,
Оглянулась я назад,
В луке каблуки лежат
.
На тарелке лежит лук,
А на луке - муха.
Муха злилася на лук,
Что не лезет в брюхо!
Меня бабушка учила
Лук в косу завязывать,
А я только научилась
Дроби выколачивать
Вот те лук, а вот чеснок,
Не ходи кА за порог.
Ты сиди, завязывай,
На меня поглядывай.
Мы пропели вам частушки,
Поучительны таки!
Не гниет у вас пусть лук,
Все герои: И не сохнут чесноки!
Мы сегодня луков праздник
Отмечали в первый раз
Луком мы должны гордиться,
Поздравляем с этим вас.
Луковка. А без лука, что за праздник?
Наступил его черед,
Ведь без луковицы в доме
Никто в России не живет!
Рекомендации педагогам:
В программу праздника можно ввести спортивную эстафету с луком.
- Прокати луковку
- Перенеси не урони (на ракетке)
- Луковая походка (удерживание равновесия, лук на голове)
- Кто быстрее очистит?
- Попади в корзину
- Рак и луковка (перенести на животе, пятясь назад)
Литература:
1.Колосовская О.Э.Праздники в школе. Мн.: Юнипресс,2002,-176 с.
2. Чем развлечь гостей. Курган, -2006г, -97 с.
Предварительный просмотр:
ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ, ИЛИ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
Цель:
знакомство детей подготовительной группы со школой;
воспитание уважения к традициям русского народа;
изучение традиционных посевальных стихов и песен с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассников;
развитие сотрудничества и преемственности между школой и детским садом.
Действующие лица:
Солоха (взрослый)
Ведьма (взрослый)
Петушок (ребенок из 3 класса)
Скоморох (ребенок из 4 класса)
2 команды по 10 человек в русских народных костюмах.
Оборудование: ковер, елки, ватманы с новогодним пейзажем, дождик, 2 свечи, 2 ситбола, 2 горшка с гречневой кашей, 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, ручки и карандаши 30 штук, фасоль 20 штук, 2 туннеля, метла, 2 шапки скомороха, 2 шапки деда мороза, 2 валенка, музыкальные записи группы “Ивана купала”.
Ход праздника
В зале детей встречает Солоха и двое детей, одетых в скомороха и петушка. Дети входят в зал под любой народный напев и рассаживаются.
Солоха: Здравствуйте, дорогие гости! Зима – не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки: Васильев день или, как называют в народе, Старый новый год. Вот и мы сегодня вместе с вами, с ребятами детского сада “Буратино” и первоклассниками, жителями Солнечного города Изумрудной страны, попробуем представить, как праздновали на Руси Васильев день или Старый новый год.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
1-й ребенок. Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
2-й ребенок. Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
1-й ребенок. А что такое святки?
2-й ребенок. Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
1-й ребенок. От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
2-й ребенок. Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Входят колядовщики со звездой. Идут и поют “Сеем, веем”.(первоклассники) под песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала”.
Ряженые. Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
1-й ряженый. Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
2-й ряженый. Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
3-й ряженый. На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу.
4-й ряженый. Уж дай Вам Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище длины, с рукавицу ширины!
3-й ряженый. А не порадовать ли нам веселым представлением?
Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя. (ДОУ “Буратино”)
Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь. Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем! (топает ногами)
Коза. Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь. Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза. А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.
Медведь. Ах, Коза ты, Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза. Ах, мой Миша дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.
Солоха. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?!
Звучит страшная музыка, влетает ведьма и по пути срывает звезду.
Солоха. А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать.
Ведьма. Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…
Солоха. Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь на Васильев день варят самую вкусную кашу. Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края - знать, быть беде.
Ведьма. Так что, играть со мной придется.
Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Я – Бабка Ежка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!
Дети встают в круг. В центре – Ведьма. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Ведьмы.
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
-У меня нога болит.
Ведьма помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется, ребенка он застывает в любой позе.
Солоха. Переиграла ты нас. А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь?
Ведьма: О, это для меня раз плюнуть (раскидывает зернышки). Кому какое зернышко попадет тому то и будет:
Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и … вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлев, пятнадцатый этаж…
“Форд”, “Тойота” напрокат,
“Мерседес” и самокат,
“Вольво”, “Шкода”, “Запорожец”…
Что тебе всего дороже?
Солоха. Вот это гадание… Насмешила, старая!.
Ведьма. Ничего, ничего. Еще все впереди. Больше всего под Новый год девицы гадали, чтобы узнать, выйдут ли замуж, да за кого. Девицы! Кто хочет про своего суженого узнать, айда ко мне. Я вот предлагаю пойти кур в сарае ловить. Как раз темнота нужна. Кто в темноте петуха поймает — тот замуж выйдет. Кур ловить! Кур ловить!
Девочки выбегают, ловят петуха.
Солоха. Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать прыгать веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать?
Ведьма. Объявляю спортивные эстафеты на Васильев день и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования на Васильев день. Представляю команды: “Куриные ножки” и “Свиные ушки”! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится.
Солоха. А если справится?
Ведьма. Если справится - верну звезду.
Соревнования
1. Эстафета “Как на Васильев день кашу варили”.
1а. Готовим воду для каши. У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены - два стула (для каждой команды - свой). На каждом стуле - два стакана, один с водой, другой - пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.
1б. Варим кашу. Исходное положение - то же. Возле команд - тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова “Варись кашка на Васильев день!”, затем возвращается к команде.
2. Гадание.
Метание валенка в корзину. Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.
3. Бег через туннель.
“Кто березовым мосточком, кто осиновым мосточком, кто по ржаной соломке проведет меня в грядущее?”
4. Игра с болельщиками.
Мороз, мороз,
Не морозь наш овес.
Иди кисель поешь
Да нас потешь!
Ты зимой-то гуляй,
А летом не бывай!
(Шапки Деда Мороза)
5. Игра “Ведьмина метелка”.
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать.
Летом спят, а зимой бегут. (сани)
В гору деревяшка, под гору - коняшка. (сани)
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (рука в рукавичке)
Идет Егорка – бела шубенка. (снег)
Глянули в оконце - лежит белое суконце. (снег)
Трескуч, ядрен, намостил мостин;
По дворам пробежал, все окна расписал. (мороз)
Текло, текло и легло под стекло. (лед)
Я вода да по воде же и плаваю. (лед)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (метель, вьюга)
6. Ряженые ходили, людей веселили.
Бег в скоморошьих шляпах.
7. Игра “Снежки”.
Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди прыгают с “снежком” к линии, метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.
8. Игра “Курочки и петушки”.
Дети собирают зерна пальцами ног (карандаши и ручки), разбросанные на полу. Побеждает та команда, которая больше соберет.
9. “Гори, гори рождественская звезда”.
Передача горящей свечи туда и обратно, чтоб не потухла.
Награждение, потом новогоднее угощение - с горшочка кашу едят, соком запивают.
Предварительный просмотр:
«Хлеб всему голова»
Петрова Ольга Александровна
Ход:
Хозяйка: Здравствуйте. Гости дорогие! Проходите, садитесь за столы дубовые, на лавки ковровые. С чем пожаловали?
Дети: Петь, плясать, игры разные играть.
Хозяйка: Обещаю, что все исполню, только сначала закрепим знания ваши о русских традициях, о жизни народной поговорим.
- Загадки:
- Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (сноп)
- На тонком деревце животы качаются (колос)
- Стоит Андрюха набитое брюхо (амбар)
- Игра «Найди свое место»
Цель игры: закрепить последовательность (этапы) получения хлеба из зерна.
- Пословицы о хлебе и труде (дети)
-Ржаной хлебушко калачу дедушка.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Терпенье и труд-все перетрут.
-Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Ролевая игра «Ярмарка» (Дети подходят к полке и торгуются с продавцом за товар. Если ребенок хорошо рассказал о данном предмете крестьянского быта, то он имеет право его «забрать»)
- Игра «Ассоциации»
Цель: учить устанавливать взаимосвязи между предметами
Лыко - лапти
Лен - рубаха
Корова-молоко
- Игра «Найди пару»
Цель: закрепить названия народной одежды
- Пение р.н.песен:
«Гуси прилетели»
«Было у матери 12 дочерей»
«Дуня-тонкопряха»
«Во - кузнице»
- Хоровод «Земелюшка-чернозем»
- Чаепитие у самовара
Предварительный просмотр:
Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.
Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.
Слова ведущего:
"Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
Слова хозяйки:
"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
Слова хозяйки:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
Слова хозяйки:
"Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти.
Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Слова мальчиков:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют!
- А матушки?
- Порют да плачут.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Слова хозяйки:
"Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"
Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)
Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
– Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
– Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.
1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."
Слова хозяйки:
"Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."
Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.
Слова хозяйки:
"Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"
(угощает гостей конфетами).
Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
(Слова и музыка народные)
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Мальчик:
"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"
Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.
Две девочки:
– На улице две курицы
С петухом дерутся.
– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!
Мальчик:
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"
Слова хозяйки:
"Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Девочка:
"Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"
Мальчик с самоваром:
"Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"
(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)
Девочка:
"Не красна изба углами,
А красна пирогами!"
Слова хозяйки:
"Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"
Слова ведущей:
"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!"
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа «Праздник сушек у Кузи»
Методическая разработка игровой программы для детей 1 отряда (4-6 лет).
1.. Приветствие Кузи:
Здравствуйте, ребята! Я - Домовенок, живу здесь, в Васильке, за печкой. Тепло, уютно в Васильке, вкусно кормят. А вам, ребята, нравится здесь?
Я присматриваю за хозяйством, все ли на своих места. За вами люблю подглядывать. Но уж больно скучно сидеть одному. Хочется поиграть, как вы. А давайте вместе поиграем?!
2. Конкурсная программа:
- «Сложи избу» (из элементов)
- «Лапти»
- Игра «Ложки»
- «Петушиные бои»
- «Поясок»
- «Яичко по кругу»
- Сладкий валенок»(с конфетами)
- Кузины загадки
- Пляска р.нар.
Предварительный просмотр:
Группа украшена веточками, цветочками и т.д. В избе стоит украшенная березка. Вокруг нее постелена трава. Дети свободно сидят в избе. Входит тетушка Арина.
Тетушка Арина: Здравствуйте ребятушки! Как красиво у вас в избе, какие вы все нарядные, и березка нарядная стоит. Никак праздник, какой?
Дети: Троица!
Дети поют “Троица”
Тетушка Арина: Молодцы, хорошо пели. Вижу, вижу, что знаете про День Святой Троицы. Это большой христианский праздник. Вот и я к вам в гости пришла попеть поплясать, хороводы поводить, да кое-что вам рассказать.
…Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку, а весна-красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. На праздник березку в дом вносили, украшали. А двор, крыльцо и комнаты устилали полевыми цветами и травами.
Под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.
Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. Айда и мы на улицу березку прославлять.
Дети выходят в зал: мальчики садятся, девочки встают в хоровод.
Девочка: Станем, девицы, в круг, песню споем, хоровод заведем, кудрявую березоньку нарядим. Нарядим её ленточками, цветочками. Косицы ей заплетем, да и себе веночки совьем.
Хоровод (девочки). “Во поле береза стояла”.
Девочки подходят к мальчикам и встают парами на танец “Ах, ты береза”. Под музыку появляется ожившая березка.
Березка:
Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к Вам на праздничек.
Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь, хороводы водить.
Дети встают в круг. Все славят березку, водят хоровод “Березонька, веселенькая". Хоровод перестраивается в “Земелюшка-чернозем”. Березка и взрослые поют “Березка девочек приглашала к себе призывала”. Выходят 8 девочек и исполняют танец с ветками и платочками.
Тетушка Арина: А теперь давайте играть “плетень заплетать”, вставай и ты с нами, березонька.
Игра “Плетень”.
Тетушка Арина: Садись, березонька, отдохни, а девочки тебе еще хороводы поводят.
Хоровод “Пойду ль я, выйду ль я” .
Березка: Выбирайте, девицы-красавицы, себе подруженьку по сердцу.
Девочка:
Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне – кумушка
Я тебе – голубушка!
Покумимся, покумимся,
Не сваряся не броняся!
Поют “Кумушка-кума”. Девочки обмениваются веточками, целуются.
Тетушка Арина: Ох и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышат нас русалки.
Березка: И то правда. Сейчас идет русальная неделя. Русалки из воды выходят, играют, прохожих заманивают.
Тетушка Арина: Что испугались?
Дети: Нет.
Тетушка Арина: Тогда пляшем дальше.
Неожиданно слышится пение русалок.
Русалки:
На гряной неделе…
Ау!
Русалки Сидели…
Ау!
На кривой дороге,
На кривой березе
Просили русалки
Хлеба и соли
Еще доброй воли…
Ау!
Тетушка Арина: Берегись, ребята, русалочек! Защекочут, затащат в свое болото.
Исполняется танец Русалок. Музыка Г.Ефремова “Питер Пэн”. Игра “Перетягивание сети”.
Тетушка Арина: Ой, горе-то какое! Надо их ребята спасать! А ну, навались, да тяни сильнее!
Пойманных выручают.
Березка: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Ишь, моду взяли людей таскать. Уходите в свое болото!
Русалки: Не пойдем! Не хотим! У нас холодно, сыро, темно. Брр….! А у вас так хорошо.
Тетушка Арина: Давайте подарим русалкам что-нибудь. Задобрим их.
Поют “Русалка-царица”
Русалки: Спасибо! Ну, ладно! Уйдем. Только условие, проводите нас с почестями. Ноженьками своими не пойдем. Вот если повезете, тогда согласны. И чтоб с музыкой, у вас тут музыка веселая была! Мы тоже хотим!
Тетушка Арина: Что ж вам предложить? А вороной конь вам по нраву?
Русалки: Да, да, да хотим!
Выносят коня.
Тетушка Арина: Ну что нравится? Не конь, а огонь!
Русалки толкаясь садятся на коня. Едут под шум, гам, свист по кругу, их щипают, дергают, поливают водой, просят пощекотать. Русалки убегают прочь.
Тетушка Арина: Мы русалок проводили, можно теперь смело везде ходить!
Березка: А теперь пора на озеро идти, веночки в воду бросать, к какому берегу престанет – оттуда и жениха ждите. Поглядите-ка на свой веночек. Если зелень стоит, значит веселой, здоровой быть весь год.
Все идут к озеру, бросают веночки в воду.
И веночки в воду бросили, чтобы березка силу свою земле-матушке отдала, новый урожай вырастила.
Слышится "ку-ку, ку-ку".
Девочка: Давайте спросим у кукушки, сколько нам жить?
Ку-ку, Ку-ку, кукушечка,
Ку-ку, Ку-ку, рябушечка,
Ты лети в лесок,
Подавай голосок,
Сколько нам жить,
По земле ходить?
Кукушка отвечает, все считают.
Тетушка Арина: Много-много нам лет жить, до самой старости.
Взрослые выносят Троицкий пирог и яичницу. Поют “Ой не радуйся”. Все рассаживаются вокруг березки, едят Троицкий пирог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"
Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
Масленица!Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25183098","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...