Ознакомление с родным городом.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Краткие конспекты бесед-знакомств с городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_gorodom.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с родным городом.
Как жили клинчане в древности.
Цель: Познакомить детей с тем, как жили клинчане в старину, когда не было привычных для нас приборов, удобств, что их заменяло. Развивать интерес к истории города. Обогащать словарь детей названиями старинных вещей: предметов одежды, обихода, транспорта.
Воспитатель сообщает детям тему занятия: « Сегодня мы узнаем, как жили люди в далекие от нас времена. Какие у них были дома, одежда, питание. Может быть ничего не изменилось за прошедшее время. Давайте совершим экскурсию в старину».
? Жилище. В каких домах вы сейчас живете? Как они отапливаются? Как освещаются? – Мы живем в высоких кирпичных или панельных домах. У нас есть батареи центрального отопления, не нужно топить печки. А чтобы появился свет достаточно нажать на выключатель.
А вот раньше было совсем не так. Клинчане жили в простых деревянных домах (рисунок). Отапливались такие дома печами. В домах простых людей у печей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. В богатых домах печи украшали изразцами (рисунок).
В богатых домах окна были слюдяными (показать кусочек слюды). Иногда их расписывали фигурами птиц, зверей, орнаментом. А вот в бедных домах окошки были маленькие, их заставляли дощечками или затягивали промасленной тряпкой или куском кожи. Так что и днем в таких избах был полумрак, вечером становилось и вовсе темно.
? Как освещались такие дома?
Дома богатых людей освещались свечами, керосиновыми лампами (показать лампу). У бедных людей на такую роскошь не всегда находились деньги. Потому их избы освещались чаще всего лучинами – щепа длиной 30- 40 см (сделать такую лучину, зажечь ее, соблюдая меры предосторожности).
Лучины вставляли в специальные светцы или просто втыкали в щель в стене между бревнами. Чтобы искра от лучины не попадала на деревянный пол или стол, под лучины обязательно подставляли корыто или какую-нибудь миску с водой. Иногда хозяйки брала лучину в зубы и ходила по дому, освещая себе дорогу.
Правда, пожары все равно часто посещали дома клинчан. Но всякий раз город снова отстраивался. Леса вокруг тогда было много.
А поскольку из-за пожаров часто приходилось заводить дом заново, клинчане не очень заботились о благоустройстве своего дома. В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали; простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. В каждом доме в красном углу, т.е. на самом видном месте, висела икона. Чем богаче был хозяин, тем больше было икон, и украшения на них были богаче. Когда входили в дом, крестились на иконы, потом здоровались.
? Следующий вопрос – где вы покупаете продукты, одежду, игрушки? (в магазинах, на рынке).
Куда же отправлялись клинчане за продуктами?
В древнем городе Клину любые товары можно было купить в торговых лавках, на базарах. Базары проходили на Соборной площади – здесь продавали сено, дрова, сани; в аптечном переулке – салазки, коромысла, кадки, лоханки, шайки, оглобли, дуги, колеса (рисунки). А по изгибу площади стояли палатки, где можно было купить разную мелочь: пугачи, ириски, тетрадки, расчески, гребешки (рисунки). Можно было купить товары и продукты и в купеческих торговых рядах (фото торговых рядов).
Приезжали на базар на лошадях, поэтому вдоль площади были установлены коновязи. Здесь совершали сделки. На базар народ приходил не только за покупками, но и за последними новостями.
? Одежда. А теперь посмотрите друг на друга. Назовите предметы одежды, которая на вас надета (дети называют – кофта, шорты, платье и так далее).
Раньше на Руси женщины носили длинную и широкую одежду: рубашки, сарафаны, душегреи, телогреи, летники. Мужчины – кафтаны, однорядки, опашень, охабень, ферязь, шубы (рисунки). Шуба считалась самой нарядной одеждой. Обычай позволял сидеть в шубе во время приема гостей. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. Рукава были очень длинными. Их завязывали сзади или собирали в складки на запястье. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и выражение: «Работать спустя рукава». На ноги надевали лапти (рисунок), а зимой валенки. А иногда на всю семью была одна обувка. Ребятишки большую часть зимы сидели в избе на печи. Богатые имели возможность ходить в сапогах, валенках.
И обязательно головной убор. Без него появляться в обществе было неприлично (опростоволосился).
? Транспорт. Назовите, на чем сейчас ездят люди (автобус такси, самолет и другие).
В старину знатные люди никогда не ходили пешком. Летом ездили верхом или в колымагах, зимой - на санях. Сани обивали атласом, на спинку вешали ковер, сверху – медвежью шкуру. Позднее появились кареты, крытые возки. Только бедному человеку транспортом служили его ноги и больше ничего.
? Распорядок дня. В древнем Клину горожане вставали рано и спешили по делам. Обедали в полдень, потом отдыхали, затем снова приступали к занятиям. С наступлением темноты все замирало. Люди спешили по домам, запирали ворота, двери, ставни
?. Пища. Что вы больше всего любите есть? (Ответы детей). Раньше все блюда готовили без соли, с большим количеством лука и чеснока. Горчицу, уксус и соль просто ставили на стол, чтобы каждый брал столько, сколько хочет. Обычная пища – каша, капуста, репа, огурцы (сорт «Клинский») и рыба. Мясо ели редко. Любили пироги с начинкой из курицы, говядины с луком, рыбы и яиц, с изюмом, с разными ягодами, капустой, грибами, морковью и маком. Пили квас, мед, сбитень.
Вот такой незнакомой, непривычной для нас жизнью жил наш город в старину.
Ознакомление с родным городом.
Основные виды деревьев в городе. Леса и городские парки.
Цель: Познакомить детей с различными видами деревьев в городе, учить видеть особенности каждого дерева, понимать, почему у нас растут именно эти деревья, а не другие.
Познакомить с прошлым и настоящим окрестных лесов и городских парков. Учить различать положительное и отрицательное воздействие на природу. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
Краткое содержание:
1. Предлагаем детям назвать, какие деревья они видели на улицах нашего города. Дети называют дерево, находят его листок среди других и помещают на панно «Деревья нашего города». Если они затрудняются найти лист своего дерева, то помогают другие дети или взрослый.
Когда все деревья названы, рассмотреть получившееся панно, как много деревьев и какие они разные.
Познакомить детей с некоторыми особенностями этих деревьев:
- тополь удивительно быстро растет, поэтому его всегда высаживают в первую очередь;
- рябина – ее красота раскрывается в конце лета, когда она раскраснеется от обилия ягод. В этих ягодах и красота, и большая польза. К тому же рябина благотворно влияет на зрение, а в зимнее время именно она чаще всего посещается снегирями. Как красиво смотрятся их красные грудки среди заснеженных гроздей рябины.
- липа самый лучший медонос. Постойте под ее кроной во время цветения. Вы почувствуете нежный аромат ее цветов. К тому же липа хорошо защищает от шума и гари проезжающих машин.
- береза – самое любимое дерево для русского человека, символ России. Ее белые стволы и свисающие, словно тянущиеся к вам ветки дороги каждому человеку. О ней слагали стихи, песни, в старину водили хороводы. Нет для нас дерева дороже.
- ель, сосна, пихта, лиственница убивают болезнетворных микробов и обогащают воздух.
Почему на наших улицах мы не встречаем таких деревьев как апельсин, пальма, кипарис? Помочь детям понять, что это деревья из другого климата. Им нужны тепло, много солнца, воды. В условиях нашей зимы они просто замерзнут.
2. Как вы думаете – следят ли люди за деревьями в городе? Кто это делает? За самочувствием деревьев следит специальная служба. В первую очередь осмотру подлежат старые и больные деревья. Люди подрезают ветки дерева, чтобы оно было аккуратным, не мешало проводам. Старые деревья спиливают, чтобы они не упали при сильном ветре и не повредили дома, машины или человека. Это нужная и ответственная работа.
3. Кто из детей бывал в лесу? Что они там видели? (Дети рассказывают по памяти). В лесу тоже есть люди, которые следят за здоровьем деревьев, за тем, чтобы люди не вырубали молодые деревья, не губили наши леса. Это – лесничие, лесники. Им часто помогают добровольные помощники – юные друзья лесничих.
В старые времена Клинский лес был богаче, чище и здоровее, чем сейчас. Деревья из наших лесов шли на постройку московских теремов. Почему же лес так изменился? Давайте порассуждаем.
Зеленый наряд города тоже изменился. Раньше в городе были парки, скверы, где люди отдыхали, гуляли, кормили лебедей (в Майдановском парке). Сейчас на месте парком расположились дома, рыночные площадки, а оставшиеся находятся в плачевном состоянии. Что же мы можем сделать? Не ломать деревья и кустарники, не вытаптывать и не рвать цветы на газонах. А лучше помочь в высадке цветов по весне, рассадить молодые деревца там, где вырубили старые, около своих домов, вокруг детских площадок. Мы должны беречь наших зеленых друзей. И тогда каждую весну деревья будут радовать нас своим зеленым нарядом, а среди их ветвей птицы будут вить свои гнезда и петь для нас свои песни.
Ознакомление с родным городом.
Древние городские ремесла.
Цель: Познакомить детей с ремеслами старинного Клина. Развивать интерес к истории города. Помочь понять роль и значение этих ремесел в жизни древнего города. Обогащать словарный запас детей.
Краткое содержание:
1. Рассказ воспитателя о ремеслах древнего города: В старые времена в нашем городе еще не было таких заводов и фабрик, какие есть сейчас в нашем городе. Клинчане производили товары, которые были нужны для жизни, и продавали или меняли их на базаре. В городе делали ложки, посуду. Изготавливали колеса для телег, дуги (рисунок). Из березы делали деготь – он был нужен для смазки колес в телеге. В лесах работали углежоги. Это люди, которые в огромных ямах сжигали дрова, получая древесный уголь.
Многие занимались плетением корзин. Делали их из ивовых прутьев или из березовой коры – бересты. А вот липа давала людям материал для изготовления лаптей. Их плели вечерами, а потом продавали на базаре.
Для городских модниц производили стеклянные и медные украшения. Жители города занимались извозом – это своего рода древнее такси. Они отвозили людей кому куда надо, возили почту.
Когда Клин по приказу царя стал почтовой станцией, то появились и развились новые ремесла. На почтовой станции всегда было много лошадей. Для них запасали сено, которое можно было купить на базаре, нужны были подковы. Поэтому стало развиваться кузнечное дело: кузнецы подковывали лошадей и делали различные металлические изделия. Стали производить лошадиную упряжь: хомуты, подпруги, которые делали из кожи. Так появились мастера – кожевенники. А кожи для них выделывали скорняки. В окрестных деревнях не только запасали сено и продавали его в городе, но и выращивали для продажи овес.
Для отдыха проезжающих путников открывались постоялые дворы, торговые лавки, где можно было купить разные вещи: бумажные и шелковые платки, шелк, бумагу, ленты, обувь, чай, мясо, солонину, рыбу. Многие товары завозили из Москвы, но и свой Клинский товар был на прилавках. Например, атласные ленты француза Луи Бузона.
2. Дидактическая игра «Выбери правильно» - на столе картинки с разными видами изделий. Дети должны выбрать только те, которые относятся к старинным ремеслам. Назвать их. За правильный ответ – фишка. Победитель – кто больше фишек наберет.
Ознакомление с родным городом.
Клин. Промышленное развитие.
Цель: Познакомить детей с современными предприятиями города, их продукцией. Показать их развитие из маленьких артелей в большие заводы. Развивать интерес к истории и современности города. Показать влияние предприятий на экологическую обстановку в городе.
Материал: иллюстрации, предметы – продукция Клинских предприятий.
Краткий конспект:
Рассматриваем картинки о старинных ремеслах. Вопрос – Как вы думаете, смог бы город стать таким, как сейчас, если бы в нем производили только такие вещи? (Ответы). Город рос и развивался. В нем стали появляться небольшие заводы. Смотрите, вот кузница (картинка). Некоторые кузницы просто закрывались, а вот из кузнечных мастерских вырос завод Чепеля, который со временем стал называться станкостроительным заводом, так производил станки. Эти станки отправляли даже в другие страны, например, в Японию.
А вот лента (показать атласную ленту). В старом Клину приезжим французом Луи Бузоном была построена шелково-ленточная фабрика. Она выпускала ленты для барышень, на украшение платьев, шляпок. А потом эта фабрика стала больше. Сейчас это лентоткацкая фабрика и выпускает она разные ленты, тесьму. Причем наша фабрика делает ленты для орденов.
Был в старом городе и стекольный завод. Изделия Клинских стеклодувов продавали и на Московских базарах. Находился завод на Литейной улице. Там он и по сей день находится. Только продукция его несколько изменилась: это ампулы для лекарств, стекло.
В конце Дворянской улицы был построено завод для производства аптечной посуды. В наше время это завод Химлаборприбор. Он выпускает лабораторную посуду: пробирки, колбы (показать на картинках и предметы).
Город продолжает расти. Строятся новые дома. Они уже не деревянные, а кирпичные. Возникла потребность в кирпиче, и вот уже заработал кирпичный завод. А позднее появилось производство железо-бетонных плит.
Как вы думаете, эти заводы были большие или маленькие? В то время они были еще не очень большие, но их продукции было достаточно для небольшого города. А теперь давайте посчитаем, сколько различных предприятий работает сейчас в нашем городе (называем и считаем). Почти 20 больших и маленьких. Выпускают продукцию очень разную: продукты питания, стеклянный изделия, термометры, строительный материалы.
При работе заводов в воздух выделяется очень много отработанных газов, которые совсем не полезны для нашего здоровья. Некоторые сбрасывают отработанные вредные вещества в воду. Для нашего небольшого города это очень большая нагрузка. Какие же предприятия наиболее сильно влияют на нашу экологию: это завод Термоприбор, т. к. ртуть не имеет запаха и ее влияние идет незаметно, но очень опасно для здоровья. Химволокно выпускает в воздух очень неприятный газ. Химлаборприбор – сбросы в реку (вспомнить, какая река в районе завода – грязная, с масляными пятнами).
Может быть нам тогда лучше закрыть заводы, чтобы они не отравляли нам воздух и воду? Но ведь они производят нужную людям продукцию. Где же выход? Взрослым людям надо следить за тем, что сбрасывают заводы в воздух и воду и ставить на трубах фильтры. А мы можем сажать деревья и кустарники, не мусорить на берегах нашей реки. И тогда все будет хорошо.
Ознакомление с родным городом.
Визитная карточка города.
Цель: Повторить название города. Познакомить детей с предполагаемым происхождением этого названия, с городским гербом – его изображение и что оно обозначает. Выяснить, каким дети представляют свой город – молодым или старым. По каким признакам это можно узнать. Развивать интерес к истории родного города.
Краткий конспект:
1. Как называется наш город? (Клин). Давайте сравним по величине и значению – Россия, Москва, Клин.
Россия – это страна, в которой мы живем. Это большое пространство, где много городов, сел. Самый главный город – это наша столица – город Москва. Большой и красивый город. А наш Клин – районный городок рядом с Москвой. Доехать до Москвы мы можем на электричке или автобусе.
2. Как вы думаете – почему наш город получил такое название? Москва получила название по имени реки, на которой выстроили, а наш город, почему имеет такое имя? (версии детей).
Ну а теперь давайте будем рисовать и рассуждать. Давным-давно на этом месте никакого города и даже поселения не было. Пришли сюда люди из дальних краев и что же они увидели (рисуем): высокий холм, который с трех сторон огибает река. Очень удобное место для постройки крепости. Земля клином - вот и дали поселению имя Клин. (Рассмотреть рисунки старого города).
3. В старые времена у всех городов был свой герб – это символ города. В гербе отражалась история города. У России свой герб – это двуглавый орел, у Москвы – Георгий Победоносец. А вот у Клина его гербом, его символом стал почтарь на коне с почтовым рожком. Это произошло потому, что поселение первых клинчан превратилось в город, ставший почтовой станцией. Здесь почтари отдыхали, меняли лошадей и снова отправлялись в путь:
Переулочки, мостки, городок старинный.
Отдыхали ямщики от дороги длинной.
Отдыхали, пили чай, щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей, снова в путь летели.
4. А теперь давайте посмотрим рисунки и фотографии и подумаем: наш город молодой или старый? Рассматриваем снимки старинных торговых рядов, церкви, купеческие дома. Эти фотографии показывают, что город наш не так уж молод. И действительно, его возраст солидный – больше 600 лет.
Итак, сегодня мы познакомились с визитной карточкой года, имя которого Клин, возраст подходит к 700 годам. Его герб – почтарь, мчащийся вдаль на коне и трубящий в рожок. И все это – наша малая Родина, наш любимый город.
Едва на карте он заметен
И с виду мал и неприметен,
Задумчивый и молчаливый, наш город Клин неторопливый.
Чайковский здесь когда-то жил и музыку свою творил.
Ученый – химик Менделеев затменье солнца наблюдал
И на воздушном шаре смело 110лет назад летал.
Наш город возрождается старинными церквями,
Он гордо возвышается с крестами, куполами.
Любой клинчанин знает, кого ты не спроси,
Старинные, кирпичные торговые ряды.
Люблю наш город небольшой за то, что он такой простой,
За то, что все в нем очень мило,
В любое время в нем красиво.
Центр Детства
«Жемчужинка»
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
С РОДНЫМ ГОРОДОМ.
Подготовительная группа.
Преподаватель экологии
Семьина И. Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом"Мой город Химки"
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом Химки....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»
Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."
Материал содержит конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с р...
Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом
В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родным городом "Любимый город Чебоксары"
В августе 2019 года Чувашия празднует 550 - летний юбилей столицы республики - города Чебоксары. Данный материал поможет педагогам провести еще одно мероприятие по ознакомлению с любимым городом. Цель...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...