Конспект НОД "Кто как зимует"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Галактионова Светлана Викторовна

Задачи: 

·       закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

·       уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;

·       развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

·       формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;

·       развивать логическое мышление, внимание, память;

·       воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_kak_zimuet.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по разделу: «Познание»

(формирование целостной картины мира)

в старшей группе

тема: «Кто как зимует»

Задачи:  

  • закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
  • уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
  • развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
  • формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

 

Предварительная работа:

  • чтение произведений о зверях и птицах;
  • разучивание пословиц;
  • загадывание загадок;
  • д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
  • рисование и лепка животных и птиц;
  • рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

  • картины с изображением диких животных и птиц;
  • карточки к дидактическим играм;
  • звукозапись с голосами зверей и птиц;
  • фланелеграф;
  • краски, карандаши, бумага;
  • глина для лепки;
  • природный материал.

Содержание НОД: .

Воспитатель:  Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

- Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)

- Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)

Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (его легко мог  увидеть хищник или охотник)

-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)

- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?

Ответы детей

Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они  образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

Зимой у мамы рождаются медвежата.

Воспитатель: - Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Дети: - У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога.

Воспитатель: - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

Дети: - Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У них не рождались бы медвежата.

Воспитатель: - Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

Дети: - Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

Воспитатель: - Как готовится к зиме белка?

Дети: - Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

Воспитатель: - Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

Дети: - Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

Воспитатель: - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

Дети: - Зимой они не спят, а охотятся.

Воспитатель:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

Дети: - Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

Воспитатель: - А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот: зайцы на лис?

Дети: - Тогда  бы лисе  пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать от охотника.

Воспитатель: - Как проводит зиму заяц?

Дети: - Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

Воспитатель: - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?

Дети:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

Воспитатель: - Как называются зайчата, которые рождаются зимой?

Дети:- Они называются «настовиками».

Воспитатель:- Почему?

Дети:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

Воспитатель: - Что можно сказать про волков?

Дети: - Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

Воспитатель: - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

Дети: - Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.

Воспитатель: - Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?

Дети:-  Птицы, которые улетают в тёплые края  называются перелётные.

Воспитатель:- Назовите их.

Дети: - Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.

Воспитатель: - Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?

Дети: - Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).

Воспитатель: - Назовите их.

Дети: - Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: - Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

Воспитатель: - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

Дети: - Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

Воспитатель: - А если бы у нас всё время было бы лето?

Дети: - Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

Воспитатель: - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

Воспитатель: - Ну и чем же питаются птицы зимой?

Дети: - Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.

Воспитатель: - А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?

Дети: - Рябиной питаются снегири.
Воспитатель: - Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

Как можно помочь птицам?

Дети: - Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

Воспитатель: - А где, ребята, проводят зиму насекомые?

Дети:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.

Воспитатель: - Что было бы, если они не прятались?

Дети: - Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.

Воспитатель: - Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?

Дети: - Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они просыпаются.

Воспитатель: - А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?

Дети: - Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).

Воспитатель: - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.

Есть даже пословицы об этом. Какие?

Пословицы.

  1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
  2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
  3. Лес зимой, словно седой.
  4. По снегу грибы не ищи.

Воспитатель: - А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

  1. ворона-ласточка-заяц-воробей
  2. журавль-голубь-синица-медведь
  3. волк-лиса-барсук-ворона
  4. медведь-барсук-белка-ворона
  5. бабочка-стрекоза-лиса-комар
  6. жук-заяц-муравей-таракан
  7. окунь-карась-муравей-щука
  8. олень-лось-ёж-карась
  9. муха-заяц-бабочка-пчела

10. шмель-сом-карп-карась

А теперь другая игра: «Закончи предложение»

  1. Лиса бегает, а заяц….прыгает
  2. Лиса тявкает, а волк….воет
  3. Белка зимой серая, а заяц….белый
  4. Сорока летает днём, а сова…ночью
  5. У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
  6. Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
  7. Ворона чёрная, а лебедь…белый
  8. У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие

9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро

Физминутка (4 минуты)

А теперь, ребята, мы с вами будем лепить и рисовать животных не существующих в природе. Надо не только нарисовать такое животное, но и  назвать его.

Давайте определимся. Часть детей будет рисовать, а часть лепить. На следующем занятии сделаем наоборот. Начинайте работать. Те, кто лепят могут использовать природный материал (7 мин.).

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто расскажет про свою работу?

  1. Как бы ты назвал своего зверя? Почему?
  2. Что у него есть?
  3. Где он живёт?
  4. Чем питается? И т. д.

Литература

  1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 1998г.
  2. С.Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе». Москва, 1993г.
  3. А. В. Корзун «Мир чувственного воспитания». Москва, 2002г.
  4. С. В. Кишко «Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью». Москва, 1980г.
  5. Л. Н. Поддубная «Театрально-игровая деятельность, как средство экологического воспитания». Москва, 1989г.
  6. Т. К. Спруть «Экологические досуги и развлечения». Москва, 1984г.
  7. Е. И. Сончик «Экологическое воспитание средствами музыки». Москва, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Зима" (старшая группа)

Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике "рваная бумага";Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

Конспект фронтального занятия: "Зима. Зимующие птицы"

Тема: «Зима. Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей:Образовательная  область «Познавательное развитие»:- закреплять знания детей о времени года зима;- ра...

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...