Конспект "Дорого яичко ко Христову дню"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Митричева Светлана Ивановна

 

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей

по освоению образовательной области «Социализация»

(интеграция с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»)

на тему «Дорого яичко ко Христову дню»

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogo_yaichko.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Колокольчик»

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детей

по освоению образовательной области «Социализация»

(интеграция с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»)

на тему «Дорого яичко ко Христову дню»

в старшей группе

 Воспитатель

Митричева С.И.

г. Новоульяновск 2012г.

Программное содержание:

- познакомить с праздником Пасхи, традициями красить яйца и обмениваться ими;

- учить самостоятельно придумывать композицию, пользоваться приемами аппликации;

- развивать фантазию и воображение;

- воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому.

Предшествующая работа с детьми и взаимодействие с родителями:

- беседа с детьми о празднике Пасхи, рассматривание иллюстраций празднования Пасхи, расписных яиц;

- конкурс рисунков и поделок для детей и родителей на тему «Пасхальный натюрморт»;

- разучивание игр с детьми: «Попади в гнездо», «Поймай «сырое» яйцо», «Битва яиц», рассказы родителей детям о истории рождения Христа.

Материалы и оборудование:

- расписанные деревянные, фарфоровые яйца;

- иллюстрация-изображение Марии Магдалины;

- заготовка из цветного картона в форме яйца, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, пластмассовые яйца для подвижных игр.

Планируемые результаты уровня интегративных качеств:

 - проявляет любознательность, интерес к истории, культуре и творчеству наших предков, к народному фольклору;

- использует знакомые элементы аппликации для украшения яичек, проявления творчества, фантазии, индивидуальности;

- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Ход совместной организованной познавательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!

-Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из Древней Руси.

К встрече этого Великого дня верующие готовят себя длительным и строгим постом, стремясь, насколько это возможно, приблизиться к Богу. В Вербное (последнее) Воскресение перед Пасхой освещали в церкви ветки уже распустившейся вербы – весенней вестнице. Освященной вербе приписывались чудодейственные свойства: спасать дом от удара молнии, усмирять пламя пожара, прекращать бурю, излечивать от бесплодия, лихорадок и прочих недугов, дарить всему живому силу и здоровье. Вербные ветки помещали в красном углу за иконами; ими слегка хлестали маленьких ребятишек (чтобы скорее подросли) и домашнюю скотину (для лучшего приплода), приговариваю при этом: «Будь здоров, как верба!».

Главным, обязательным предметом Пасхи стало крашеное яйцо. Люди одаривают друг друга красным яичком. А знаете почему? Я вам сейчас расскажу.

По одному преданию, однажды Мария Магдалина (показ иллюстрации), представ перед великим правителем, подарила ему красное яйцо с приветствием: «Христов воскрес». Это значило,  возродился снова, ожил-воскрес. Скорлупа яичная означала все неодушевленное в природе, а внутри скорлупы, в ее недрах возникала новая жизнь: это белок и желток. Красная же краска, цвета крови, означала жизнь человека. Вот почему люди на Пасху преподносят в дар друг другу красное яйцо, во имя продолжения счастливой жизни человеческой.

На Руси верили, что освещенное яичко наделяет человека силой: съешь и болеть не будешь, добрым станешь. И даже в сказках придумывал народ волшебные яйца (Курочка Ряба, Кащей Бессмертный). А в праздник каких только не увидишь крашенных яиц. Чего только умелые мастера не придумывают. А как называли крашенные яйца в старину? (Крашеннки, писанки, узорки).

Непременным угощением в этот день являются пшеничный кулич и творожная «пасха». Раньше это было скромным питанием пустынников (пастухи в пустыне), в числе которых некоторое время довелось быт Иисусу Христу. Пустынники обычно питались лепешками и овечьим сыром.

Пасха – это самый продолжительный праздник в году. Он длился целых 40 дней – это были пасхальные торжества. Люди гуляли, пели песни, водили хороводы, играли.

- Сейчас, мы с вами тоже поиграем в игру «Поймай «Сырое» яйцо». В эту игру играли еще ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

Игра: Дети делятся на пары. Каждая пара кидает друг другу яйцо, если уронили, то пара выбывает.

Воспитатель: А сейчас давайте вернемся к первому воскресному дню Пасхи. Вспомните, какие угощения готовили люди к празднику? (Крашенные яйца, пшеничные куличи, «пасхи»).

У каждого из вас по одному яйцу, и вы сами будете его сегодня украшать аппликацией. Придумывая узор для своего яичка подумайте, что бы вы хотели пожелать человеку, которому подарите яичко и постарайтесь выразит это в своей работе.

Практическая часть.

Дети выполняют аппликацию на заготовках из цветного картона в форме яйца.

По окончании работы дети показывают друг другу «расписанные» яйца, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Красивые и добрые получились у вас яички. В воскресенье, на Пасху, вы можете подарит кому-нибудь это яйцо, и вас обязательно угостят тоже. Принято поздравлять с праздником, угощать и говорить: «Христос Воскрес!», отвечают – «Воистину Воскрес».

Пасхальную неделю называют светлой. Понедельник и вторник считались «купальными» - обливали и опрыскивали водой парней и девчат, проспавших, опоздавших на утренний молебен.

Среда называлась «градовой». Поговорка для этого дня гласила «В среду на светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». В поле никто не выходных – люди отдыхали.

Четверг – Пасха усопших (умерших), поминовение умерших родственников.

- Дети, а кому из родственников вы вместе с родителями ходили в воскресенье на кладбище (на могилу). Что вы знаете об этих людях? (Рассказы детей).

Воспитатель: Пятница – «прощенный день». В этот день родственники  и друзья приходят друг к другу и приносят свои извинения, если они в ссоре.

- А что такое дружба?

- Вспомните, какие произведения о дружбе мы с вами читали. (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже попросим прощения друг друга.  (Дети просят прощения друг у друга, обнимают друг друга).

Воспитатель: Суббота – «Светлая седмица», юношеский день. Собиралась молодежь, ходили все вместе в гости, там им давали подарки – сладости. Гуляли большими компаниями, пели песни, водили хороводы, играли, парни мерялись силой, девчата состязались в плясках: кто лучше спляшет.

Заканчивается Светлая неделя праздничным воскресеньем – Красной Горкой. На Красную Горку обычно играли веселые свадьбы, гуляли молодые.

Наше занятие тоже подходит к концу. Вам понравилось занятие? Чем же? (Ответы детей)

Воспитатель: В заключении предлагаю вам поиграть в игру «Битва яиц».

Игра: В линию на небольшом расстоянии друг от друга раскладываются пластмассовые яйца. Задача каждого из играющих сбить своим яйцом как можно больше других яиц за несколько попыток. За одно сбитое яйцо – один балл.

Организованная образовательная деятельность

(различные виды деятельности)

I.Коммуникативная

1. Рассказ воспитателя о празднике Пасхи.

2. Рассказы детей о дне поминовения усопших, о дружбе.

II. Познавательно – исследовательская

  1. Ознакомление с русскими народными традициями, обычаями.

III.Художественное творчество

  1. Аппликация «Пасхальное яйцо».

IV.Игровая

  1. Русские народные подвижные игры «Поймай «сырое» яйцо», «Битва яиц».

 

Литература:

  1. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград, изд. «Учитель», 2007.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – Москва, изд.»Мозаика-синтез», 2008.
  3. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – Москва, Творческий цент Сфера, 2010.
  4. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной културой. – Москва, Творческий цент Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами «Дорого яичко ко Христову дню»

Лепка яичка из соленого теста и его украшение крупами и семенами....

Мастер-класс "Дорого яичко ко Христову дню"

Работа с детьми и родителями по созданию атрибутов к сюжетно-ролевым играм....

«Дорого яичко ко Христову дню»

Это конспект непосредственно образовательной деятельности . Я его давала на защиту высшей категории. Занятие прошло интересно. Особенно детям понравилось посещение музея, где были собраны изделия наро...

Конспект занятия "Дорого яичко к Христову дню" (художественное творчество)

Зянятие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Образовательная область "Художественное творчество"....

Проект на тему: «Дорого яичко к Христову Дню»

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его  обычаями....

Презентация "Дорого яичко к Христову дню"

Презентация проекта "Дорого яичко к Христову жню"  для младшей группы ДОУ...

ПРАЗДНИК «Дорого яичко ко Христову дню» для детей всех групп

Цель:Приобщение детей к народным традициям.Задачи:Познакомить детей с православным праздником «Пасха». Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей. Раз...