«Дорого яичко ко Христову дню»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Это конспект непосредственно образовательной деятельности . Я его давала на защиту высшей категории. Занятие прошло интересно. Особенно детям понравилось посещение музея, где были собраны изделия народных мастеров, декорирования яиц, поделки из них и многие принадлежности , которые необходимы для празднования Пасхи. А ещё дети расписывали настоящие куриные яйца, то есть на объёмной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogo_yaichko_k_khristovu_dnyu.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического развития «Дорого яичко ко Христову дню»
Цель: Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа, его традициям, обычаям обрядам.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.
- Прививать аккуратность и трудолюбие. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Развивающие: .
- Развивать творческие способности, совершенствовать умение работать кистью и красками.
Образовательные:
- Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством художественной выразительности.
Работа над словарем: Ввести в активный словарь детей: пасха, кулич, писанка, церковь.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: звон колоколов; сюрпризный момент; загадывание загадок; чтение стихотворений; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; посещение мини-музея; создание эмоционального фона.
3. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание слайдов, обследование, организация продуктивной деятельности детей; игровая деятельность;
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, мышления.
5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ; оформление композиции педагогом и детьми.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Материалы: интерактивная доска; презентация «Пасхальное яйцо»; подставки под яйца; тонкие кисти №3; гуашевые краски; ватные тампоны; объёмные формы яйца; «непроливайки» для воды; салфетки; мини-музей: сувениры- яйца; кулич; свеча; подсвечник; варёные окрашенные яйца; силуэты яйца с изображением цифр от 1 до 10; на каждого ручка и лист бумаги; атрибуты для решения задач; две ложки расписные; три плавающие свечи;
Оборудование: атрибуты яйца белого и расписного; пасхальные композиции
Зал оформлен как весенний лес, пасхальные композиции, декорация церкви, солнце.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательная-исследовательская
Продуктивная
Музыкально – художественная
Чтение художественной литературы
Физическая
Планируемые результаты:
Личностные.
Интеллектуальные
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
- Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Эмоциональность.
5.Волевое усилие.
Интеграция образовательных областей:
Направление | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное | Рассматривание Беседа Дидактическая игра Мини-музей Слайд-шоу | Принимать активное участие в деятельности. Совершенствовать навык счёта в пределах 10. Умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание, записывать математическое выражение. Развивать творческое отношение к окружающему миру. Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование. |
Социально- Коммуникативное | Практические действия Экспериментирование Решение проблем Индивидуальная работа Поощрение | Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых. |
Речевое | Беседа, Загадки Стихотворения Рассказывание Дидактическое упражнение "Назови ласково" "Один - много" «Посчитай» Блиц-турнир | Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Художественно-эстетическое | Звон колоколов Продуктивная деят-ть Удары бубна Песенка «Мы»- /пасхальная/ | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Продолжать формировать навыки рисования нетрадиционными техниками. |
Физическая культура | Подвижная игра «Перенеси яйцо» «Живые цифры» «Кручение яиц» | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
План НОД 1.Вводная часть: 3- 5 минут Вопросы Определение цели 2. Основная часть: 20-25 минут Рассматривание слайдов Рисование гуашевыми красками с использования нетрадиционных техник Вопросы, Определение способа рисования, творческий процесс. Подвижная игра Опыт Решение проблемы Чтение художественной литературы 3. Заключительная часть: 2-5 минут Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД. |
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. | Под пасхальный звон колоколов дети проходят в игровую часть группы, где находится выставка пасхальных яиц. Воспитатель читает стихотворение В.Шамонина «КОЛОКОЛА» Хорошо на колокольне Позвонить в колокола, Чтобы праздник был раздольней, Чтоб душа запеть могла. Будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон Светлым гимном Воскресенья, Зазвучал со всех сторон. Воспитатель: - Ребята, скажите, как бьют колокола? Воспитатель: А почему они сегодня у нас звучат? Дети: Праздник. Пасха, Христово Воскресенье. Главным православным праздником является праздник Святой Пасхи, который всегда отмечался красивыми обрядами и традициями. Какими же традициями сопровождается празднование Пасхи? | Речевое Познавательное Социально-коммуникативное |
2.Основная часть. Показ, вопросы, рассматривание слайдов определение способа рисования, творческий процесс. подвижная игра дидактическая игра опыт решение проблемы чтение художественной литературы сравнение | Звучит музыка. Входит ребёнок, изображающий яйцо. Яйцо: Как же хорошо кругом! Кто же я? И где мой дом?! Вот ручей весёлый льётся, В небе солнышко смеётся. Кто же я? Не понимаю Нежно вас я обнимаю. Отгадайте-ка загадку. Могу разбиться, Могу свариться. Могу в птицу превратиться. Кто же я? /Яйцо/ Да, я, яйцо! Очень белое лицо. Во мне тайна есть одна Называется она: Сотворенье жизни. Воспитатель: Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо: А скажите мне друзья, что со мной делают на православный праздник Пасха? /красят, расписывают и др./ Воспитатель: «Дорого яичко к Христову дню». Так гласит русская пословица об обычае красить яйца и обмениваться ими в праздник Пасхи. Яйцо: Я тоже хочу стать нарядным, расписанным, пасхальным. Воспитатель: Оставайся ты у нас, Мы распишем тебя в раз. Чудо – писанкой пойдёшь, В праздник светлый ты войдёшь. Ребёнок: Родом ты своим гордись, И на праздник торопись! Слышишь пение с небес? Иисус Христос воскрес! Ребёнок: Станешь расписным яйцом, И с пасхальным куличом Понесешь благую весть: “Иисус Христос Воскрес!” Яйцо: Остаюсь у вас, друзья И на всё согласно я. Воспитатель: Мы вас приглашаем посетить наш мини-музей «Пасхальное яйцо». /Экскурсия в мини-музей. Дети рассматривают узоры на расписанных яйцах: из чего оно сделано, какие элементы и другие. / Презентация «Рисуем пасхальное яйцо» /на интерактивной доске показать слайд-шоу сопровождая рассказом/
Воспитатель: На Руси в Пасху любили играть с пасхальными яйцами. Это были очень популярные развлечения, в которых проявлялись ум, ловкость и быстрота. Предлагаю поиграть в игры.
Упражнение «Посчитай» Воспитатель: Мы начнём сейчас считать И слова должны склонять. Окончанье подбери, Слово правильно скажи. / на согласование числительных с существительными./
Упражнение "Назови ласково" Воспитатель: Ласково слово мы все называем, Суффиксы к слову тогда подбираем. /на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов./ Воспитатель: А сейчас ещё игра. Называется она «Один-много». Я назову вам предмет один, Вы же его назовите много. Слушайте и отвечайте. Упражнение "Один - много" /на употребление существительных в родительном падеже мн. числа. / одна свеча - много свеч, один кулич - много куличей, одна конфета-много конфет.
Подвижная игра «Живые цифры» /в большом блюде лежат силуэты крашенных яиц, с обратной стороны на них изображение цифр от 1 до 10. Дети берут по одному силуэту, под музыку они бегают , на сигнал строятся по порядку, показывают и называют цвет яйца, цифру/. Второй раз играют, но встают в обратном порядке от 10 до 1. Воспитатель: А какие ещё народные игры с пасхальным яйцом вы знаете? /»Битки», «Кручение яиц», «Катание с горки»/ Воспитатель: В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего. Но чтобы твое яйцо крутилось долго – нужно еще и сообразить, как лучше его закручивать – ставить яйцо горизонтально или вертикально, как держать руку и т.д. Изобретайте! Этот способ находится путем проб и ошибок, но он есть! Желаю успеха! Народная игра «Кручение яиц» Воспитатель: Молодцы же вы, дети. А сейчас - Блиц-турнир. Слушайте вопросы и быстро отвечайте. Кто первый ответит, тот получит от меня медальон «яйцо». Блиц-турнир 1.На какой православный праздник расписывают яйца? /пасха/ 2 Что является символом Пасхи? /Яйцо/ 3. Как называются расписанные яйца? /писанки/ 4. Что символизирует яйцо? / жизнь/ 5.Какой формы яйцо? /Овальной/ 6.Зачем красят яйца? /Настроение, веселье/ 7. Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете? /катание яиц и битье яйцами, кручение/. 8. Какие слова говорят на пасху? /Христос воскресье/ 9. А в ответ говорят? /Во истину воскрес/ 10. Что обязательно дают друг другу в этот день? /Крашенные яйца/ 11. Как называют яйцо во время пасхи? /Пасхальное/ 12.Какие виды росписи яиц вы знаете? /крапанка, крашенка, писанка/ 13.Что является главным блюдом в этот день? /пасха, кулич, яйцо/ 14.Из чего делают пасху? /из творога/ Воспитатель: Предлагаю составить задачи. Пожелаю вам удачи. Из каких частей состоит задача? /из чисел, условия и вопроса/ Воспитатель: Первая задача на сложение. /на блюде лежат пять крашенных яиц, к ним положили ещё три яйца, дети составляют задачу, решают её и записывают выражение на листе бумаги/ Воспитатель: Вторая задача на вычитание. /в тарелке лежат четыре не крашенных яйца, одно яйцо упало и разбилось, дети составляют задачу, решают её и записывают выражение/ Яйцо: Но когда я стану расписным? Но когда я стану не простым? Я на праздник тороплюсь, В воскресенье покажусь. Воспитатель: Ты, яичко, так не бойся И совсем не беспокойся. Вмиг распишет детвора Кружевом таким тебя! Писанкой, ты лучшей будешь, Нас совсем не позабудешь. Элементов много знаем, И тебя мы украшаем. Воспитатель: Ребята, правильно вы все сказали. Не будем отступать от традиций и украсим пасхальное яйцо. Вы садитесь за столы, у каждого есть яйцо, которое вы должны украсить узором. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. А во время работы мастера зажигали свечи. Три свечи горели в честь Отца и Сына, и Святого Духа. /воспитатель зажигает свечи; звучит музыка; дети берут по одному яйцу и садятся их расписывать вокруг стола с зажжёнными свечами; воспитатель помогает, направляет, подсказывает, поощряет. Дети кладут расписанные яйца на подставочку, на оформленном большом блюде, украшают композицию цветочками, конфетами./ | Познавательное Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое Речевое Физическое
|
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.
| Воспитатель: Поглядите-ка сюда!. Вот их целая тарелка, Не волшебных, золотых, А красивых расписных Звучит музыка. Выходит расписанное яйцо Воспитатель: Какое ты нарядное, Какое ты обрядное. Дети наши постарались, Чтоб тобою любовались. .Ребёнок: Самое лучшее – Каждого любить. Сердце, как ключиком Добротой открыть Ребёнок: Самое главное – Веру не терять. Жизнь православная Дарит благодать! Воспитатель: Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес. Радуйтесь, все христиане! Радуйтесь! Христос воскрес! А на память вам дарю, Всем по-разному яйцу. Веселитесь, песни пойте, Старших вы всех уважайте И себя не забывайте. Христос воскрес! Дети: Во истину воскрес! Звучит колокольный звон.
| Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами «Дорого яичко ко Христову дню»
Лепка яичка из соленого теста и его украшение крупами и семенами....
Мастер-класс "Дорого яичко ко Христову дню"
Работа с детьми и родителями по созданию атрибутов к сюжетно-ролевым играм....
Конспект "Дорого яичко ко Христову дню"
Конспект совместной организованной деятельности педагога и детейпо освоению образовательной области «Социализация»(интеграция с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художестве...
Конспект занятия "Дорого яичко к Христову дню" (художественное творчество)
Зянятие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Образовательная область "Художественное творчество"....
Проект на тему: «Дорого яичко к Христову Дню»
Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями....
Презентация "Дорого яичко к Христову дню"
Презентация проекта "Дорого яичко к Христову жню" для младшей группы ДОУ...
ПРАЗДНИК «Дорого яичко ко Христову дню» для детей всех групп
Цель:Приобщение детей к народным традициям.Задачи:Познакомить детей с православным праздником «Пасха». Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей. Раз...