"Очароватеьная осень". Педагогический проект.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящее в ней явления, влияют на отношения к родному краю, к своей родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osen.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующий
МБДОУ детский сад
№ 123 г.о. Самара
__________________
Сорокина О.В.
Методическая разработка
для воспитателей городского округа Самара
«Очаровательная осень»
Подготовила: Петрова Зоя Викторовна
Самара, 2012
Пояснительная записка
Для того, чтобы дети полюбили природу, говоря словами В.Г. Белинского, одушевить для них мир, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручеек, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…
Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящее в ней явления, влияют на отношения к родному краю, к своей родине. У детей пятого года жизни представления о сезонных явлениях природы крайне неустойчивы, а экологическое мышление только начинает формироваться. Поэтому очень важно систематически и целенаправленно погружать воспитанников в мир природных явлений. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий, познавательный.
Продолжительность: средне-срочный (сентябрь-ноябрь).
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Актуальность. Любить природу – это значит хорошо понимать взаимозависимость всего живого на земле, высоко чтить законы природы, ведь ее жизнь тесно переплетается с жизнью людей. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Повышению системности в работе по формированию представлений о сезонных явлениях природы способствует организация проектной деятельности "Очаровательная осень". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.
Цель проекта: Развить представления детей о сезонных явлениях природы в осенний период времени и творчески выразить свои впечатления в создании декоративных композиций.
Задачи проекта:
- Сформировать представления о характерных приметах осени, закономерностях в природе;
- Активизировать словарь по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы»;
- Способствовать формированию умения замечать приметы осени;
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности;
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них;
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
- совершенствование экологической среды группы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- оформление картотеки наблюдений;
- развитие детского творчества.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических пособий и игр, иллюстраций и репродукций, создание картотеки песен и стихов на тему осени, приобретение материалов для художественного творчества, тетрадей для сезонных наблюдений, обеспечение наборами игрушек по теме, подбор художественный литературы, образцов, макетов, заготовок, шаблонов по теме «Осень»).
2 этап – основной через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область «Познание»:
- Наблюдения, беседы.
- Прослушивание голосов птиц на СD, наблюдение за перелетами.
- Конкур на знание осенних примет «Природы дивные приметы».
- Экспериментирование: «Летающие семена».
- Выставка книг о животных.
- «Час загадки» - разгадывание загадок по теме «Осень».
- Просмотр презентаций по теме: «Осень в природе», «Грибники», «Перелетные птицы», «Богатый урожай».
- Проведение НОД с применением мультимедийного дидактического пособия «Приметы осени».
Образовательная область «Художественное творчество»
- Конструирование из осенних листьев «Животные», « Грибы в лесу», «Осеннее дерево», «Ежик».
- Конкурс «Осенний букет».
- Аппликация «Осенняя фантазия».
- Конкурс «Дары осени» - конструирование сказочных героев из овощей и фруктов.
Образовательная область «Физическая культура»:
- Подвижные игры: «Осенние ласточки», Догони свою пару!», «Ручеёк», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Хитрый лис», «Солнышко и дождь».
- Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче».
- Физкультминутки: «Листопад», «Клен», «Дождик», «Ветки на ветру», «Ветер дует нам в лицо».
- Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес ходил», «Веселые пальчики», «Жили-были зайчики».
Образовательная область «Здоровье»:.
- Координация речи с движением «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья», « Мы идём в осенний лес»,« Ягоды».
- Беседа о пользе овощей для человека.
- Презентация «Полезная и вредная еда».
- Дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой».
- Физ. Минутка «Огородники».
- Беседы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Сезонная одежда».
Образовательная область «Коммуникация»:
- Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка»(настольный театр), по сказке В. Сутеева « Под грибом»
- Конкурс чтецов на тему «Осень золотая».
- Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад».
- Пословицы на тему осени.
- Дидактические игры: « От какого дерева лист?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т.д.)».
- Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Осенний лес», «Чем осень хороша?», «Чем осень нам запомнится?», «Как мы ходили по грибы, по ягоды».
- Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», и составление описательных рассказов по ним.
- Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И.Левитан «Золотая осень», М.Нестеров «Осенний пейзаж».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- Сказки: Г. Юдина «Ослиный огород», Д. Родари «Чипполино», Д. Радари «Большая морковка», В.Сутеева «Яблоко», В. Сутеева « Под грибом».
- Стихотворение Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень».
- Загадки, потешки о явлениях природы.
- Чтение рассказов: И. Соколова – Микитова « Листопадничек», Я. Тайца
« По грибы», Л. Толстого « Дуб и орешник», С. Маршака « Откуда стол пришёл», К. Ушинского « История одной яблоньки».
- Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
- Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Образовательная область «Социализация»:
- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму», «Мастерская художника».
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови по описанию», «Детки и ветки»,«Что растет на грядке?»,«Собираем урожай», «Что напутал художник?», «Что не так?», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Поварята», «Назови, какой это сок», «Составь предложение».
Образовательная область «Труд»:
- Уборка опавшей листвы.
- Пересадка цветущих растений с клумбы в группу (ноготки, маргаритки и др
- Сбор природного материала для поделок на прогулке.
- Сбор и засушивание листьев для рисования.
- Сбор семян цветов.
- Дежурство в уголке природы.
- Ручной труд: «Красивые букеты» (флористика), изготовление гербария из осенних листьев.
Образовательная область «Безопасность»:
- Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.
- Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
- «Вершки-корешки».
- «Что едят в сыром виде, а что в вареном».
Образовательная область «Музыка»:
- Слушание П.И.Чайковского «Времена года».
- Разучивание песен об осени.
- Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
- Игра-хоровод «Кабачок»
- Исполнение песни «Антошка» (муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина)
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Блюда из овощей»
- Совместное с детьми сочинение сказки про грибы или ягоды.
3 этап – заключительный:
- Выставка детского творчества по теме «Осень»;
- Презентация альбома «Осенние прогулки»
- Слайдовая презентация «Как мы знакомились с осенью»
- Итоговое мероприятие «Осенний бал».
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
Использованные ресурсы:
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2002,
- Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.: Просвещение, 1987,
- Овсяник, Н.В. Развивающее обучение для дошколят. - Минск: Аверсэв, 2003,
- Алябьева, Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003,
- Селихова, Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». – М.: «Мозаика», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"
Проект для старших дошкольников содержит описание деятельности, которую может организовать педагог-психолог ДОО по теме осень....
Презентация педагогического проекта в группе раннего возраста "Осень, осень в гости просим!"
Дети раннего возраста не имеют представления о сезонных изменениях в природе, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности не развит....
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...
Педагогический проект во второй младшей группе на тему: «Осень, осень, в гости просим!»
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическо...
Педагогический проект воспитательно-образовательной деятельности "Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью"
Систематизировать представления детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учить детей зам...
Педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"
Название проекта: “Осень, осень в гости просим”.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.Цель:расширять и систе...
Педагогический проект в группе раннего возраста «Осень, осень, в гости просим!»
познакомить детей с осенью и сезонными изменениями в природе....