ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytnaya_dlya_r.f.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 61
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ д/с № 61
_________Т.А. Тарасенко
Опытно-экспериментальная работа
Разработчик: Стяжкина Р.Ф
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Основным принципом взаимоотношений в детском саду № 61 является доброжелательность и дружелюбие. В МБДОУ д/с № 61 воспитатель Стяжкина Раиса Филипповна широко использует метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д. Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Р.Ф. Стяжкиной, которая в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По её мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников Раиса Филипповна использует комплекс разнообразных форм и методов. Её выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Для того чтобы ребенок после проведения опытов мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе имеется уголок экспериментирования.
Основным оборудованием в уголке являются: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования воспитатели ДОУ учитывали следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого воспитатель не только обеспечивает оборудованием для исследования, но и создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств. Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования «живёт» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация педагог убеждает родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
В результате экспериментирования у воспитанников Раисы Филипповны сформировываются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
План
перспективного планирования опытов и экспериментов
с детьми старшего дошкольного возраста.
Месяц | Темы занятий - экспериментов | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | |
Октябрь | 1.Какая бывает вода? | 2.Вода-растворитель. Очищение воды. | 3.Носы нужны не только для красы. | 4. Бумага, ее качества и свойства. |
Ноябрь | 5.Волшебные стёклышки | 6.Почему предметы движутся? | 7. Чем можно измерить длину? | 8. Мир бумаги |
Декабрь | 9.Воздух | 10.Солнце дарит нам тепло и свет. | 11.Ветер, ветер, ты могуч… | 12. Растения в тепле и в холоде. |
Январь | - | 13.Путешествие Капельки | 14. Вода принимает форму. Изготовление цветных льдинок. | 15. Может ли растение дышать? |
Февраль | 16.Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги? | 17. Какие предметы могут плавать? | 18 Можно ли менять форму камня и глины | 19 Фокусы с магнитами |
Март | 20. Металл, его качества и свойства | 21. Резина, ее качества и свойства. | 22. Что растворяется в воде? | 23. Как органы человека помогают друг другу? |
Апрель | 24. Солнечные зайчики. | 25. Из чего птицы строят гнезда? | 26. Игры с песком | 27. Свет повсюду |
Май | 28. Что отражается в зеркале? | 29. Каждому камешку свой домик | 30.Радуга в небе | 31.Забавные фокусы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...