Как сочинять экологические сказки в дошкольном возрасте
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Семенова Алевтина Борисовна

Консультация для воспитатлей, о том как с детьми можно сочинять продолжение известных всем сказок с различными финалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как сочинять экологические сказки

в дошкольном возрасте»

МДОУ Центр развития ребенка

д/с №21 «Аист»

пос. Запрудня

Талдомского района

Московской области

2012

«Сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста».

Известный итальянский писатель  Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения».

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от воспитателей и методов обучения. Развивать фантазии ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.

В.А.Сухомлинский не представлял «обучение детей не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка, по его словам, это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что, придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Создание сказки увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Придумывайте начало сказки и попросите детей сочинить ее продолжение. При этом они должны оставаться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Джани Родари называл открытыми. И одна и та же сказка может иметь разные окончания. Я делила детей на две группы, одна группа придумывала счастливый конец, а другая печальный конец.

Я рассказала детям сказку «О человеке и Золотой рыбке» наизнанку известной сказки «О рыбке и рыбаке» с перемещением ее героев в другое время то есть в наше время. Это сказка современная и человек у золотой рыбки просил дом каменный с центральным отоплением, машину, асфальтированные дороги, бескрайние поля с пшеницей, картошкой, завод. Человек хотел разбогатеть.  При этом он жертвовал зелеными лесами, чистыми родниками, пением птиц и так далее. Сначала не обращал внимание человек на шум, грохот, клубы дыма в воздухе, потоки грязной воды в реке. Но, в итоге человек задумался и решил сделать все по – старому. Побежал к реке рыбку искать звал – звал нет рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что – то, а это и впрямь рыбка.

После прослушивания сказки мы с детьми обсуждали текст. Как изменился лес, после того, как Золотая Рыбка начала исполнять желания человека. Почему человек так себя вел. И почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес и так далее. Дети два раза слушали эту сказку и я дала задание придумать конец  этой сказки. Вариантов было много, повторов среди сказок не было, но были и короткие и длинные по содержанию сказки. А суть у всех сказок была одна. Человек хотел видеть природу в ее первозданном виде. 1вариант Саша «Не нужно мне ничего», - говорит человек, только верни мой лес зеленый и родники с чистой водой. Молчит Рыбка, не отвечает. Посмотрел человек по лучше, а Рыбка – то неживая, кверху брюшком плывет … умерла рыбка. Человек очень расстроился!» Вторая сказка Маша: «Обрадовался человек, говорит Рыбке: «Не надо мне богатства, верни мне лес зеленый, родники с хрустальной водой». А Рыбка отвечает, ничего у меня больше не получится от грязи, шума волшебная сила моя пропала. Сел человек на берегу, на песок и задумался, что делать дальше.

Напомнила детям, что в сказке Золотая Рыбка выполняла желания человека. А о чем могла бы сама Рыбка попросить людей. Мы с детьми сделали бумажную Золотую Рыбку. Передавали ее по кругу. И каждый ребенок говорил: если бы я был Золотой Рыбкой я бы попросил у людей… Было много конкретных предложений детей. А затем ребята рисовали природу такой, какой они хотели ее видеть. Рисунки получились очень содержательными и красивыми особенно у Саши, Алины, Саши Кр.

С возрастом дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес. Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок.

Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» - тот, кто ведет себя экологически неграмотно.

Лес – это обитание волка. Естественно, он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше.

Кроме того Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экологическую систему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.

Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Пример сказки такого типа – «Серая Шапочка и Красный Волк».

При обсуждении этой сказки обратила внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиями, и если исчезает его место обитания, исчезнет и само животное. Обсудили с детьми что случится с волком, если погибнет лес? А что можно сделать, чтобы леса, степи, моря оставались по – прежнему домами для многих живых существ.

Побеседовали о том как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса. Дети высказывались, что клочки полиэтиленовых пакетов могут проглотить птицы, животные. Осколки стекла, могут быть причиной лесного пожара или просто ловушкой для мелких животных. И мы решили с детьми, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняем окружающую среду.

Обсудили с детьми, почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные. И решили именно такие растения дают хорошее потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-нибудь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки – исчезают растения. И наоборот: чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.

Дала детям задание: во время прогулок, экскурсий с родителями понаблюдайте, как ведут себя отдыхающие в скверах, в ближайшем лесу. Важно, чтобы дети почувствовали, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от него самого. И так для детей - как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому надо стараться читать детские произведения перед всей группой. Лучшие сказки можно оформить в виде самодельных книг с иллюстрациями. Можно организовать выставку иллюстраций к сказочным произведениям. Все это послужит стимулом для дальнейшего творчества начинающих авторов.

Выходит, что известное выражение А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» оправдывает себя и с позиций экологического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Экологические сказки для дошкольного возраста.

Экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть с...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"

развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...

"Сочиняем экологическую сказку".

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе....