ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОЗНАЙКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 лет
рабочая программа (окружающий мир, средняя группа) по теме
ПРОГРАММА Экологического КРУЖКА ПОЗНАЙКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_poznayka.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.Благодатное
Петровского района Ставропольского края
Принято на заседании педсовета Утверждаю
МКДОУ ДС №7 «Колосок» приказ №1 от «31» 08.2012 г.
с.Благодатное заведующий МКДОУ ДС №7
протокол №1 от «31» 08.2012 г. «Колосок» с.Благодатное
________Перепелюкова О.В
Программа
дополнительного образования «Познайка»
(образовательная область «Познание»)
Расчитана на возраст: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель
Лихацкая Е.А.
с.Благодатное
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Данная программа составлена в соответствии с программой экологического воспитания Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог», «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и Образовательной программой МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатного, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста 4-6 лет к природе.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Цель программы: формировании основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
При реализации программы кружка «Познайка» используются как традиционные (наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о природе и т.д.), так и нетрадиционные методы обучения (занятия по подгруппам, занятия, обогащенные игровыми и сказочными сюжетами, метод проектов и т.д.).
Экологическое воспитание дошкольников воспитатели реализуют в следующих видах детской деятельности: сюжетно-ролевая игра; практическая деятельность; детское творчество; общение с природой; экспериментирование; речевая деятельность; наблюдение; просмотр книг, картин, презентаций природоведческого характера.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПин 2.4.1.2660-10.
- Устав МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Примерная общеобразовательная программа Ставропольского края
Программа реализуется с учетом ряда принципов:
- принцип экологической воспитанности выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчиваость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
- принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов.
- принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников.
- принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий как одного их факторов экообразования.
- принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы.
- принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип индивидуализации предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль.
- принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.
- принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах экологической подготовленности дошкольника.
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности. Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-6 лет.
В состав кружка входят 12 воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды;
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- активным участием родителей в воспитательном процессе;
Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Организация предметно-пространственной среды развития ребенка
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):
- «зелёная зона» и живой уголок, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями и животными.
- «огород» на окне
- уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
- зона библиотеки – это книги , энциклопедии.
- зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.)
- выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.
- Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»
- Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
- Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания.
- Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.
- Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
- Летом была разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Организованная развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда |
- DVD,CD-диски - Магнитофон |
Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны
Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды) Растения (деревья, травы, кустарники)
овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,
- Камни; - Морские раковины;
| Центр природы:
Участок:
|
Характеристика возрастных возможностей детей, посещающих кружок «Познайка»
В возрасте 4-6 лет ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
Содержание образования
Образовательные задачи
- Воспитывать у ребенка охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни ребенка.
- Формировать у ребенка:
- представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей;
- элементарные представления о Ставропольском крае, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
- Развивать у ребенка:
- стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность;
- обобщенные представления о цикличности изменений в природе (весной, летом, осенью, зимой) по существенным признакам;
- способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Решение образовательных задач предусматривает:
- приобщение детей к нравственным и эстетическим ценностям природы через знаково-символическую систему культуры;
- организацию творческо-экспериментальной деятельности для самостоятельного получения необходимой информации о явлениях и объектах (живой и неживой) природы;
- знакомство детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
- совместное со взрослыми выращивание растений, осуществление необходимого ухода;
- организацию наблюдений за ростом и развитием растений и животных;
- организацию наблюдений за поведением животных, самостоятельное выделение ребенком характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;
- соучастие в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, забота о ближайшем природном окружении.
Непосредственно образовательная деятельность кружка «Познайка» проходит 2 раза в месяц. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей - не более 20 минут.
Перспективное планирование
№ | Тема | Программное содержание | Материалы |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | «Как заполнять календарь природы?» | Познакомить детей со страницей календаря на сетябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни; развивать интерес к наблюдениям за природой | Странички календаря на сентябрь, белая бумага на каждого ребенка; трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши |
2. | «Овощи и фрукты на нашем столе» | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей-овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том , что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. | Корзина средних размеров, натуральные сырые мытые овощи: по 2-3 плода картофеля, моркови, свеклы, горох в стручках, маленький кочан капусты, петрушка (корень с ботвой); кастрюля, нож, доска для резки овощей, кукла, платок, фартук, 10-12 картинок с изображениями овощей с ботвой |
ОКТЯБРЬ | |||
3. | «Растения в нашем уголке природы» | Уточнить представление детей о 2-3 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (почва, вода, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях | Игрушка- цветик –семицветик, корзинка с красными кружочками, обозначающими лесные ягодки |
4. | «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы, рассказать о богатстве леса в осенний период. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | Набор картинок деревьев и кустарников, грибов, муляжи или картинки с изображениями ягод; 3-4 картины или репродукции на тему «Осень» |
НОЯБРЬ | |||
5. | «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме | Картины из серии «Картины из жизни диких животных», кукла, игрушечные животные небольшого размера:заяц, медведь, лиса, белка, еж, волк, иллюстрации деревье и кустарников, которые были использованы в предыдущем занятии о лесе |
6. | «В гостях у курочки Рябы» (Корова, коза, свинья – домашние животные) | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова, коза, свинья – домашние животные (живут у человека - в сарае, коровнике), не бояться его и позволяют ухаживать за за собой; приносят пользу; формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | Фоартук, головной убор, небольшое ведро, метла, сено, курочка Ряба, 1-2 вареные картофелины, кормушка, 2-3 ветки дерева, иллюстрации. |
ДЕКАБРЬ | |||
7. | «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить детей со способами бережного отношения к ели. | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», игрушечная ель, принадлежности для рисования |
8. | «Как лесные звери – белка, заяц, лиса, медведь – проводят зиму в лесу» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время года. Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения | Рассказ В.Бианки «Голубой зверек», картины серии «Жизнь зверей зимой в лесу», игрушечный зайчик, снег, белые тарелочки |
ЯНВАРЬ | |||
9. | «Кому нужна вода» | Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные человек. Обогатить знания детей о правилах использования воды и способов ее добычи. | Иллюстрации, аудио запись детской оперы «Мойдодыр» Ю.Левитана, тарелочки, снег. |
10. | «Лес – это дом для многих жильцов» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними ратут теневыносливые кустарники, травы и ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут спрятаться, строить гнезда и убежища | Знакомые детям картины о зимнем лесе, новая картина «Волчья стая зимой», произведения В. Бианки «Снежная книга», плакат со следами зайца, плоскостные фигуры на фланелеграфе |
ФЕВРАЛЬ | |||
11. | «Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день — мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). | Декорация зимнего леса, картины, на которых реалистично изображены лес и его обитатели (лиса, заяц-беляк, белка, берлога медведя, волк) |
12. | «Прошла зима холодная» | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему — медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка — своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности | Календарь наблюдений за птицами, календарь природы; знакомые детям картины, посвященные жизни лесных животных зимой; репродукции картин «Русская зима», «Мартовское солнце», «Конец зимы» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Первый снег» А. Пластова; фотографии, открытки, эстампы «зимнего» содержания; принадлежности для рисования |
МАРТ | |||
13. | «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака — умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними | Картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границы», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище», цветные иллюстрации с изображениями собак разных пород. |
14. | «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. | Большая игрушечная грузовая автомашина, кукла Айболит, мешочек с фруктами (яблоко, апельсин, лимон), мешочек с сухими плодами шиповника и термос с настоем шиповника, мешочек с репчатым луком, 2—3 ящика с землей, совки, лейки, бумага и конверт для письма |
АПРЕЛЬ | |||
15. | «Как люди заботятся о своем здоровье весной» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); Что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. | Кукла Айболит, игрушечная большая грузовая автомашина с красным крестом; сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, черная смородина, протертая с сахаром, чеснок. |
16. | «Весна в лесу» | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют — меняют шерсть (заяц становится серым, а белка — рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | Картины из серии «Картины из жизни диких животных»: «Заяц на лежке», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей»; кукла Красная Шапочка; аудиозапись с пением птиц; самодельные игрушки: бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы. |
МАЙ | |||
17. | «Починка деревянных предметов» | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину. | Небольшого размера кусочки дерева (брусы, спилы и др.) (по количеству детей); небольшая доска; инструменты: молоток, пила, ручная дрель, гвозди, рубанок, кукла Красная Шапочка, камень. |
18. | «Весна кончается — лето начинается» | Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные Птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна ~ красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины) | Календарь природы за три весенних месяца, репродукции картин «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Мартовское солнце» К. Юона, «Март», «Весна. Большая вода» И. Левитана, «Лед прошел» С. Герасимова; оборудование для изобразительной деятельности. |
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста
В ходе реализации данной программы предполагаем, получить следующие результаты:
- сформированность начал экологической культуры у детей;
- осознанание детьми правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети научатся практическим действиям по охране природы;
- будут развиваться умственные способности детей, которые проявятся у умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появиться желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Дети к концу года могут:
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.
- Знать и называть диких животных, которые встречаются на территории Ставропольского края.
- Знать и называть птиц, которых они наблюдали во время прогулок.
- Делиться своими познаниями о живом и неживом.
- Не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
- Знать о значении овощей и фруктов для здоровья людей.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Периодичность мониторинга – 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина декабря , 3-4 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .
Программно-методический комплекс образовательного процесса
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.М., Просвещение, 1982.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, Учитель, 2007.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., ТЦ-Сфера, 2007.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.М., Просвещение, 1984
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. М., Мозаика-Синтез, 2002.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н.Эколог в детском саду. М., Мозаика-синтез, 2004
- Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М., Новая школа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Программа дополнительного образования детей «Основы современного танца» Возрастная категория: 5-7 лет Программа рассчитана на 2 года
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасн...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...