"Капелька в новую жизнь"
рабочая программа по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования Иволгинского района МДОУ детский сад «Рябинка»
Программа по правилам дорожного движения «Капелька в новую жизнь»
Воспитатель: Никитина С.Е.
Введение
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожных происшествий: по статистике, каждый десятый пострадавший дорожно-транспортного происшествия становится ребенок, особенно много случаев летом и в каникулы. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Программа воспитания в детском саду определяет, чтоб дети свободно ориентировались в пределах ближайшего пути к детскому саду и дому. Знать дорогу из дома в детский сад, усвоить правила поведения на улице и перехода через нее, знать, где находится школа, ближайший магазин и т.д.
Мальчики и девочки постепенно взрослеют. Их по-прежнему многое объединяет: они любят вместе играть и общаться, берегут все, что их окружает.
Чтобы не огорчать родителей, не вредить своему здоровью, не ставить свою жизнь под угрозу необходимо научить детей выполнять правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения одинаково важны для мальчиков и девочек. Каждый должен и обязан их выполнять.
И наша с вами задача воспитать из наших детей грамотного и дисциплинированного пешехода, приложить для этого нужно немало усилий.
Пояснительная записка
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас, за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения пешехода.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта - грузовыми и легковыми машинами, автобусом, с регулированием движения на улицах города, населенных пунктов.
Так же даст представление о труде шофера, все это имеет важное воспитательное значение.
Наша работа должна приносить положительные результаты. Это накладывает на всех работников дошкольных учреждений особую ответственность и обязывает еще внимательнее, относится к организации и содержанию работы, столь необходимой для жизни и здоровья детей.
Цель программы.
- Учить детей различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля (кабина, колесо, окна, дверцы).
- Познакомить детей с основными правилами уличного движения, объяснить, как опасно нарушать их.
- Научить детей ходить только по тротуару, придерживаясь только правой стороны.
- Учить пересекать проезжую часть только там, где установлен знак «Пешеходный переход» или где нанесена на дороге специальная разметка. А если таких указателей нет, то необходимо пересекать дорогу по линии тротуаров и обочин, а при отсутствии их - в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- Учить детей не перебегать дорогу, перед близко идущим автомобилей.
- Учить детей не делать неосторожные шаги и сохранять свое здоровье. Не нарушать правила дорожного движения, и не становится жертвой несчастного случая.
Основные направления программы.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы для улучшения организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста намечено: «С ранних лет воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к старшим, дружбе между собой, культуре поведения, чувству красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину».
Формирование элементарных математических представлений, учиться различать правую и левую руку, закреплять понятие «направо» и «налево», также «середина». На физкультурных занятиях учится двигаться в определенных направлениях, находить свое место. Играть в подвижные игры, в которых закрепляются навыки пространственной ориентировки, умение различать цвета. В младших группах проводить занятие по развитию речи занимательной игрой, в которой дети должны запоминать три основных цвета: зеленый, желтый, красный. Большое внимание уделять на развитие ориентировки детей в пространстве на музыкальных занятиях. На прогулках, экскурсиях дети должны наблюдать за проходящим транспортом. Так же работники детского сада обязаны проводить целевые прогулки. В группах и методическом кабинете должно быть все необходимое по обучению правилам дорожного движения. Это дорожные знаки, нагрудные обозначения различных видов транспорта, светофор, форма сотрудника ДПС, различные атрибуты для игр, художественная литература, красочные картины и плакаты, таблицы, книжки-ширмы, альбомы и т.д. Участки детского сада должны быть размечены как проезжая часть, чтобы дети обучались правилам дорожного движения на своем примере.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице, на прогулке выполнение детьми отдельных поручений.
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения и закреплением этих знаний поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают образование у детей прочных навыков поведения на улице. Для этого работники детского сада обязаны оформить стенды, папки-передвижки, проводить родительские собрания. Потому что незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. В пропаганде правил дорожного движения широко должна использоваться наглядная агитация. И я считаю, что единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе.
Ожидаемые результаты.
Чтобы не огорчать родителей, не вредить своему здоровью, не ставить свою жизнь под угрозу нужно неукоснительно выполнять правила безопасного поведения на автомобильных дорогах, и поэтому работникам дошкольных учреждений предстоит научить детей соблюдать все эти правила.
1.Переходить улицу можно только по пешеходному переходу, а там, где есть светофор, - на зеленый сигнал.
2.Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если машин нет.
3.Переходя улицу, нужно сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.
4.Перед переходом нужно, остановится на тротуаре, ни в коем случае не перебегать дорогу, не глядя по сторонам.
5.Нельзя играть на проезжей части.
6.Нельзя кататься на велосипеде, санках, лыжах, коньках вблизи проезжей части.
7. Обходить на остановках автобус нужно только сзади, трамвай - только
спереди.
Правила безопасного поведения в поездах и на железных дорогах.
1.Переходить железнодорожные пути можно только в специально
установленных местах.
2.Без необходимости нельзя срывать ручку стоп-крана.
З.Во время движения поезда нельзя высовываться из окон, стоять на подножках, открывать наружные двери.
4.При движении по вагону нужно держаться за спинку сидений.
Избежать этих опасений можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
И мы, работники дошкольных учреждений в первую очередь несем за это ответственность
Входная диагностика по правилам дорожного движения
Средняя группа
Время обследования с 06 сентября по 17 сентября 2013-2014 г.г.
Ф.И.ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
№ п.п. | А | Б | а | б | в | а | б | в | г | д | е | |||||||
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||||
25. | ||||||||||||||||||
26. |
Промежуточная диагностика по правилам дорожного движения
Время обследования с 13 января по 21 января
Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
№ п.п. | А | Б | а | б | в | а | б | в | г | д | е | |||||||
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||
21. |
Заключительная диагностика по правилам дорожного движения
Время обследования с 6 мая по 18 мая
Ф.И.ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
№ | А | Б | а | б | в | а | б | в | г | Д | е | |||||||
п.п. | ||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. |
+ - знает
- - не знает
* - затрудняется
Вывод:
По этой диагностике можно сказать, что дети правила дорожного движения знают ниже среднего уровня. Два ребёнка на диагностике не присутствовали. Один ребёнок не разговаривает и не понимает заданных вопросов. Трое детей плохо разговаривают, но понимают.
Параметры диагностики
- Из чего состоит улица (а) дорога, б) тротуар)
- По какой разметке можно переходить улицу?
- Как называется разметка, по которой переходят улицу?
- Как правильно переходить улицу? (смотрим направо, идем до середины, смотрим налево, если нет машин, быстро переходим)
- Для чего нужен светофор?
- Что обозначают цвета? (а) красный, б) желтый, в) зеленый)
- Кто такой регулировщик?
- Что делает регулировщик на дороге?
- Что это за знак?
- Движение запрещено Б) Перекресток
- Пешеходы Г) Дети
Д) Переход Е) Стоп
Тематический план
Младшая группа
Сентябрь
№ п.п. | Тематика мероприятия | Рекомендуемый материал | Время ознакомления |
1. | Знакомство с машинами Уточнить представление детей, что у машины есть кабина, кузов, колеса и т.д. | Красочные иллюстрации машин | Целевая прогулка |
2. | Рассматривание красочных иллюстраций с изображением легковых машин | Альбомы и рисунки | Свободное время |
3. | Занятие | Занятие, составленное воспитателем | Занятие 1 половина дня по развитию речи. |
Октябрь
1. | Наблюдение за проходящим транспортом с прогулки детского сада | Целевая прогулка | |
2. | Знакомство с пассажирским видом транспорта | Красочная иллюстрация | Занятие в 1 половине дня |
3. | Рассказы детям для чего нужен пассажирский транспорт | Мультфильм «Поезд в Ромашкова» | II половина дня |
Ноябрь
1. | Знакомство с грузовым транспортом | Показ иллюстраций | Занятие в 1 половине дня по развитию речи |
2. | Рассказы детям для чего нужен грузовой транспорт | Красочные иллюстрации | II половина дня |
Декабрь
1. | Закрепить все виды транспорта, для чего он нужен | Материал воспитателя | 1 целевая прогулка |
2. | Конструирование, дорога для машин короткая и длинная | Из крупного строительного материала | II половина дня |
3. | Конструирование, узкая и широкая дорога для машин | Из мелкого строительного материала | Занятие II половина дня |
Январь-февраль
1. | Рисование машин любого назначения, по выбору ребенка | иллюстрации | На занятиях и в свободное время для закрепления |
2. | Конструирование, трамвайная и железная дорога | Из крупного и мелкого строительного материала | Первая половина дня |
3. | Конструирование гаража для грузовых автомобилей | Из крупного строительного материала | II половина дня в свободное время |
4. | Игра «Едем в гости к бабушке и дедушке в деревню» | Составление хода игры воспитателем | Свободное время |
Март
1. | Рассматривание всех видов транспорта | Плакаты | В свободное время |
2. | Учимся лепить машинки | Занятие, составленное воспитателем | Занятие |
3. | Рисование любого вида транспорта по выбору самого ребенка | Иллюстрации | Свободное время и на занятиях |
Апрель-май
1. | Наблюдение за проезжающим транспортом, закрепление | Целевая прогулка | |
2. | Различие: виды транспорта | Рисунки с изображением транспорта | Итоговое занятие |
Тематический план
Средняя группа
Сентябрь-октябрь-ноябрь
1. | Закрепить все виды транспорта, уточнить представление детей конструкцию машин | Красочные иллюстрации, альбомы | Целевая прогулка в начале каждого месяца |
2. | Проведение занятия | Составление воспитателем хода занятия | Занятие в 1 половину дня развитие речи, знакомство с окружающим |
3. | Наблюдение за транспортом | Целевые прогулки свободное время |
Декабрь-январь-февраль
1. | Рассказы детей для чего нужен грузовой, легковой и главное пассажирский транспорт | Рассказы детей, составленные с помощью родителей | В свободное время, желательно II половина дня |
2. | Рисование любого вида транспорта на конкурсной основе | Иллюстрации | На занятиях и в свободное время |
3. | Конструирование из крупного конструктора пассажирского транспорта | Крупный строительный материал | Свободное время |
4. | Игра «Едем на Байкал» | Крупный строительный материал, игра создается по замыслу детей с помощью взрослого | Свободное время |
Март-апрель-май.
1. | Игра « Водители грузового транспорта» | Игра создается по замыслу детей с помощью взрослого | Целевая прогулка |
2. | Знакомство с транспортом, без которого люди не смогут жить (скорая помощь, пожарная машина, ГАИ) | Материал: иллюстрации, рассказы о работе водителей этих нужных машин | Занятие : ознакомление с окружающим и в свободное время) |
3. | Игра « Водители нужного транспорта» | Различные атрибуты для игр, нагрудные обозначения машин. | На прогулке и в свободное время |
4. | Закрепление материала по усмотрению воспитателя | Материал используется тот, который считается нужным | На занятиях и в свободное время. |
Игры: Проводятся по несколько раз, но содержание игры может изменяться, для того, чтобы детям было интересно. В игре воспитатель должен и даже в какой-то мере обязан играть в игру, которую создает и придумывает сам ребенок, но может быть даже с небольшой подсказки взрослого.
Тематический план
Старшая группа
Сентябрь
1. | Знакомство с улицей, Уточнение представления детей об улице, дороге, тротуаре. Дать элементарные знания о поведении на улице | Степаненко Э.Я., Филименко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Пособие для воспитателя детского сада. ( Стр. 10, 14, 19,29) | 1 Целевая прогулка № 1. |
2. | Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. Внести книги, альбомы, рисунки с изображением улицы. | Маландин И.П. «Внимание, дети!» | Свободное время |
3. | Чтение художественной литературы по данной тематике | Дорохов А. «3еленый, желтый, красный» | Занятие по развитию речи |
Октябрь
1. | «Это должны знать все»- рассказ о том, где и как переходить улицу. Для чего надо знать правила дорожного движения | Степаненко Э.Я., Филименко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Пособие для воспитателя детского сада. ( Стр. 15, 31,32) | Целевая прогулка № 1. |
2. | Беседа: «Где и как переходить улицу» | Клименко В.Р. «Обучайте детей правилам дорожного движения» | Занятие по развитию речи |
3. | Родительская конференция «Меры к предупреждению детского травматизма» | Совместно с работниками ГИБДД и ВД | В конце рабочего дня |
Ноябрь
1. | «Наши верные друзья» Познакомить с сигналами светофора и с жестами регулировщика: стой, внимание, путь открыт) Объяснить, что такое «остановка безопасности» | Степаненко Э.Я., Филименко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Пособие для воспитателя детского сада ( Стр.12, 15, 23,33) | Целевая прогулка № 2 |
2. | Чтение художественного произведения крепить первоначальные представления, о том, кто регулирует движение транспорта и пешехода | Кудрина В. «Зеленая волна» Михалков С. «Светофор» Житков Б. «Что я видел, светофор» Клименко В. «Три чудных цвета» «Происшествие на улице» | На занятиях и в свободное время |
3. | Рисование и конструирование светофора | Раздаточный материал | На занятиях, по изобразительной деятельности |
4. | Подвижная игра на закрепление знаний о работе светофора и регулировщика | Макет светофора Клименко В. «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения» Игры «В гости к Айболиту» «Светофор» | На участке и в группе |
5. | Оформление стенда, выдержки из правил дорожного движения, перечень литературы для детей, загадки и стихи, рисунки и т.д. | Иллюстрация «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения» | Свободное время |
Декабрь
1. | Знакомство с дорожными знаками и указателем: Въезд запрещен, движение запрещено, Велосипедов движение запрещено, движение налево, направо, прямо, перекресток, переход, дети, пешеходы. | Макеты дорожных указателей и знаков Клименко В. «Обучайте дошкольников правилам дорожного уличного движения» Таблица 3,4 | Свободное время |
2. | Чтение художественной литературы | Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения» | На занятиях и в свободное время |
3. | Изготовление макетов знаков для ролевой игры. Игра «Улицы города» | По образцу | На занятиях по изобразительной деятельности |
4. | Подвижная игра «Улица города», «Лабиринт» Закрепление знаний детей о светофоре, дорожных знаков и указателей | Клименко В. «Обучение дошкольников правилам уличного движения» стр. 16,36 | На занятиях |
5. | День открытых дверей для родителей | Правила дорожного движения | Вторая половина дня. |
Январь
1. | «Мы - пассажиры», объяснить правила пользования городским общественным транспортом | Маландин И.Т. «Внимание-дети! таблица № 5. | На занятиях и в свободное время |
2. | Чтение художественной литературы | Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения» стр. 23,26 | На занятиях и в свободное время |
3. | «Когда мы пассажиры» | Клименко В. «Обучение дошкольников Правила дорожного движения» стр. 1 7 | На занятиях |
Февраль-март
1. | Где и как можно играть, объяснить детям, где и как надо играть, кататься на велосипеде, почему не надо играть на проезжей части | Плакаты | В свободное время |
2. | Чтение художественной литературы | Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения» стр. 42, 45 | Вторая половина дня |
3. | Вечер развлечений на тему: «Мы изучаем правила дорожного движения» | Обучайте дошкольников правилам дорожного движения | По сценарию |
Апрель-май
1. | Учимся соблюдать правила уличного движения, на площадке установлены дорожные знаки и светофор, транспорт: Самокаты, велосипеды, детские автомобили | Степаненко Э.Я., Филименко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Пособие для воспитателя детского сада. ( Стр. 39) Макеты светофора и знаков | Итоговое занятие 1 половина дня |
2. | Экскурсия по городу на автобусе Показать детям город и его улицы, пешеходов и светофоры. | 1 половина дня, экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»
Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками....
Адаптация ребенка к детскому саду, или как помочь ребёнку войти в новую жизнь.
Поступление ребенка в детский сад – это значительная перемена в его жизни. До этого он был один на один с мамой (бабушкой, няней, папой), теперь он будет в коллективе, вне дома, с незнакомыми взрослым...
Консультация для родителей во второй младшей группе "Новая жизнь без мамы"
Необходимая информация для родителей, чьи дети начинают посещать детский сад....
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 1 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категорииМАУДО "Детский сад №6" Тюменская область, г. Ялуторовск «Новая» жизнь «старой» музыкиЕдинственно возможный к...
Оформление группы "Новая жизнь старой мебели"
У меня в группе были старенькие, неприметные столики, одинв в уголке для девочек, второй в уголке для рисования. Я решила их обновить. Для этого мне понадобились ножницы, широкий цветной скотч и декор...
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 2 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Автор представленного материала Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск В рамках единого методич...
Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...