Элементарное экспериментирование в первой младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предлагаю свой опыт по теме "Элементарное экспериментирование в первой младшей группе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление
Организация предметно-развивающей среды в I младшей группе центр «Песок-вода».
Научно – психологические основы экспериментирования.
Физиологические аспекты проблемы.
Значение детского экспериментирования для психологического развития ребенка.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию.
Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретает способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.» в связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Особенности деятельности экспериментирования были представлены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова и др.
Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время, учитывая ФГТ, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ф таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливаются его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Добина, О.Л.Князева). научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Игры и экспериментирование в I младшей группе. Самостоятельное экспериментирование как возможность помочь ребенку опробовать разные способы действий.
Предмет работы: игры и экспериментирование детей 3-го года жизни.
Объект работы: содержание формы организации, методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.
Цель работы: изучение, подбор содержания и эффективных методов и приемов руководства экспериментирования детей 3-го года жизни. Создание предметно-развивающей седы, стимулирующей экспериментирование детей I младшей группы.
Задачи:
- Изучить теоретический, практический материал по данной теме, технологии экспериментирования.
- Выявить специфику самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 3-го года жизни.
- Осуществить отбор и систематизацию содержания методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе.
- Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по данной теме.
- Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
- Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов, отношений объективного мира.
- Выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов.
Реализация разработанной системы методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе, исследование научных разработок и методик экспериментирования. Создание предметно-развивающей среды, осуществление индивидуального подхода к ребенку приведут к практической значимости.
I. а). Дети в процессе экспериментирования к 3 годам освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
б). Данная работа позволит активно включать ребенка в исследовательскую деятельность, значительно повысить развивающий эффект, будет способствовать развитию его любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), логического мышления, устойчивого внимания.
в). Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, позвенеть, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи.
II. Воспитателям – поможет в организации исследовательско-познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.
III. Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т.е. ребенок по природе своей исследователь. Значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия…)
ФГТ провозглашает деятельностный подход к образовательному процессу (в НОД совместной деятельности, самостоятельной деятельности). А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими выводами, суждениями. В науке и практике имеются теоретические и методические разработки у ряда авторов, необходимо применить их с учетом возрастных возможностей детей 3-го года жизни.
Каждая задача, встающая перед ребенком – это проблема, которую он решает через деятельность, получая огромное чувство удовлетворения от причастности к маленькому открытию, которое он сделал самостоятельно. А освоенный ребенком способ деятельности преобразуется в умения, которые в совокупности формирует ключевые компетентности.
В связи с тем, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляются признаки становления всех ключевых компетентностей.
Я провела в начале и в конце учебного года мониторинг становления ключевых компетентностей в группе № 14 и сделала вывод:
- В начале учебного года только 15% (4- Рома, Карина, Артем, Алина) чувствовали себя полными сил, исследовали новые предметы, высказывали гордость и удовлетворение при овладении навыков здоровьесберегающая компетентность.
- Анализ достижений детей группы показал также, что только 12% детей (Карина, Рома) на начало учебного года включалась в решение проблем игрушек (умыть, накормить, т.д.) – социальная компетенция; делали выбор и самостоятельно осуществляли действия – деятельностная компетентность; подражали речи взрослого, откликались на вопросы и предложения взрослого – коммуникативная компетентность; проявили признаки интереса и любопытства – информационная компетентность.
В течение года практически у всех детей наблюдалась позитивная динамика в формировании умений, соответствующих ключевым компетентностям, через эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
К концу учебного года большинство детей охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым, проявляет ярко выраженную любознательность, умеет найти себе занятие, настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами; овладевает активной речью, пользуется ей в целях общения, так же во время организованной и самостоятельной деятельности.
Результативность проводимой работы отражает таблица динамики становления ключевых компетентностей группы № 14:
Анализ динамики достижений детей 2012-2013 уч. год | ||||||||
компетентность | на начало года (октябрь 2012) | на конец года ( ) | динамика | примечание | ||||
Средний балл по группе | Кол-во детей, имеющих 4-5 баллов | % детей, имеющих 4-5 баллов | Средний балл по группе | Кол-во детей, имеющих 4-5 баллов | % детей, имеющих 4-5 баллов | |||
социальная | 2,8 | 2 | 12% | 4,1 | 12 | 80% | 68% | |
коммуникативная | 2,8 | 2 | 12% | 3,9 | 11 | 73% | 61% | |
деятельностная | 2,8 | 2 | 12% | 3,8 | 10 | 66% | 54% | |
информационная | 2,8 | 2 | 12% | 4 | 12 | 80% | 68% | |
здоровьесберегающая | 3 | 4 | 25% | 4,4 | 14 | 93% | 68% |
Организация предметно-развивающей среды в I младшей группе центр «Песок-вода».
Центр «Песок-вода» помогает восприятию в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет.
Речь идет о самостоятельной игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.
Работа с детьми в центре «Песок-вода» требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- необходимо запастись непромокаемыми фартуками;
- комплектации: для игр с песком – совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания(шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов), палочки, грабельки, сито, ведерки, одноразовые шприцы без игл; для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики), черпачок, различные бутылочки, мерные ложки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает –что тонет?»), набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито; а так же: коллекции тканей, бумаги, запахов, природных материалов(шишки, желуди и т. п.), различные крышки от банок, прищепки, губки, крупы(рис, гречка, манка, пшено).
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным»вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:
- сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
Научно – психологические основы экспериментирования.
В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия.
Игра – это обширное понятие. В него входят манипуляция ребенка погремушкой и игра в хоккей на первенство мира, изготовление песочных пирожков и шахматный матч. Что объединяет столь разные по целям, трудозатратам и финансовым последствиям виды деятельности?
Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию
Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.
Физиологические аспекты проблемы.
Обладая ручным мышлением, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти.
До 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств.
С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь ( языковые значения, которыми пользуются окружающие), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время человеку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создает тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращает при разных воздействиях.
Например, ребенок приближается к объекту, а тот вдруг взлетает вверх и исчезает (птичка улетает). Приближается к другому объекту, а он удаляется по горизонтали (кошка убегает). Выпускает погремушку из рук, а та падает вниз. Бросает чашку – из одного предмета делается много, но другой формы.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Все надо проверить и результаты проверки внести в банк памяти. Что будет с блюдцем? Улетит? Убежит? Упадет? Разобьется? А ложка? А стул? И так далее. « Я уже запомнил, - как бы говорит он себе, - что яблоко вкусное, конфета сладкая, ложка безвкусная, а этот предмет? А этот…» Все – в рот, все – обследовать и все запомнить. Многократно, по разным параметрам, по всем анализаторам. Все полученные данные вносятся в память.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у маленького ребенка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым и нетормозимым.
К трем годам основная база данных о внешнем мире уже создана. В дальнейшем она будет продолжать пополняться и уточняться, но уже не столь интенсивно, как ранее. Начинается этап установления причинно-следственных связей, существующих между объектами и явлениями. Потребность в экспериментировании становится более мощной, собственные действия – более масштабными. К мысленному моделированию (экспериментированию) дети пока не способны, поэтому предвидеть последствия своих действий не могут.
Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно.
Значение детского экспериментирования для психологического развития ребенка.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.
И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.
В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительный процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человека, объекты неживой природы. В программе Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой « Детский сад – дом радости» много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изодеятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью я проводила:
- Родительские собрания – практикумы по теме «Опыты и эксперименты дома»;
- Консультация «Эксперименты на кухне», «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).
Провела опрос: «»Что такое эксперимент?»
По результатам опроса оформила для родителей раздаточный материал по элементарному экспериментированию дома «Домашняя школа Мантессори для самых маленьких (см. приложение)».
Привлекла родителей к пополнению атрибутами центра «Песок - вода».
Активно обсуждаю наши результаты на страничке «В контакте» нашей группы № 14.
Подводя к теме хочу сказать, где, как не в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия со взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, как белье крутится в барабане, а затем прополоскать свои носочки в тазике с водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой наносить кистью клей на обои или рядом с ним стучать деревянным молоточком по доске, «забивая гвозди». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Я уверена, вы не только потрудитесь, но и будите сопереживать ребенку, будете разделять его удовольствие от общения, заметите его затруднение и поможете ему. Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканные рубашки и платья, и пролитая вода, и оставленные после себя «подметанья» мусор на полу, и грязная после мытья посуда. Долгое время ребенка занимает только процесс того или иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но без такого опыта его жизнь будет намного беднее. Если родители будут ограничивать деятельность ребенка слишком строго, он не почувствует уверенности в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью я проводила:
- Родительские собрания – практикумы по теме «Опыты и эксперименты дома»;
- Консультация «Эксперименты на кухне», «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).
Провела опрос: «»Что такое эксперимент?»
По результатам опроса оформила для родителей раздаточный материал по элементарному экспериментированию дома «Домашняя школа Мантессори для самых маленьких (см. приложение)».
Привлекла родителей к пополнению атрибутами центра «Песок - вода».
Активно обсуждаю наши результаты на страничке «В контакте» нашей группы № 14.
Подводя к теме хочу сказать, где, как не в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия со взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, как белье крутится в барабане, а затем прополоскать свои носочки в тазике с водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой наносить кистью клей на обои или рядом с ним стучать деревянным молоточком по доске, «забивая гвозди». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Я уверена, вы не только потрудитесь, но и будите сопереживать ребенку, будете разделять его удовольствие от общения, заметите его затруднение и поможете ему. Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканные рубашки и платья, и пролитая вода, и оставленные после себя «подметанья» мусор на полу, и грязная после мытья посуда. Долгое время ребенка занимает только процесс того или иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но без такого опыта его жизнь будет намного беднее. Если родители будут ограничивать деятельность ребенка слишком строго, он не почувствует уверенности в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР детский сад №2 «Золотая рыбка»
первой категории
Планирование работы
по организации
элементарного экспериментирования
в I младшей группы
Разработано
воспитателем
первой квалификационной категории
Муравьевой Е.И.
2013год
месяц | тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Выводы (задачи и цели) | Самостоятельное элементарное экспериментирование |
сентябрь | Адаптационный период | |||
октябрь | 1 неделя «Осень в гости к нам пришла» |
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в днище.
Материал: осенние листочки разного размера, цвета. Деятельность: дуем (ветер), падают с деревьев.
Материал: совочки, лейки с водой, формочки (свойства мокрого песка). | Воздух – ветер двигает предметы – листопад (срывает с деревьев), по земле передвигает. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается. | Рассматривание гербария. Д/и «Большие и маленькие листочки», «Дождик» (с водой). Игры с песком: «Клад», «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Заборчик». |
октябрь | 2 неделя. «Как у нас на огороде» |
Материал: реальные чистые овощи, тарелочки (огурец, помидор, сладкий перец, капуста, морковь).
Материал: вареные овощи. | Овощи имеют разный вкус Разный запах Их можно кушать Они полезны Из них можно готовить блюда – винегрет. | Коллекция запахов (овощи). Д/и «Чудесный мешочек» (муляжи овощей), «Намоем овощи» (почему стали снова сухими?). Игры с песком: «Посадили в грядку», «Соберем урожай». |
октябрь | 3 неделя «Как у нас в саду» (фрукты) |
Материал: настоящие фрукты и ягоды, тарелочки.
Материал: фрукты с ярко выраженным запахом.
| Фрукты бывают сладкие, кислые. Имеют различные вкусовые запахи (обоняние). У деток развиваем мелкую моторику рук, действуя как раз теми тремя пальцами, которые будут держать ручку. | Коллекция запахов (фрукты, овощи, специи). Игры с песком: Д\и «Я пеку, пеку…», «Фрукты из песка» (формочки), «Намоем фрукты» (реальные и муляжи). |
октябрь | 4 неделя «Дары осени в лесу» (грибы и ягоды) |
Материал: желуди, каштаны, шишки, ведерки.
| Грибы бывают съедобными и несъедобными. Шишки растут на елках, соснах; желуди на дубе; каштаны на дереве каштан. Лесные ягоды имеют различный вкус (сладкие, кислые, горькие) | Д\и: «Коллекция запахов», «Найди грибок» (сухой бассейн), «Собери грибочки», «Помоги ежику собрать грибочки» (прищепки), «Детки на ветке». |
ноябрь | 1 неделя «Мой дом» |
Материал: мокрый и сухой песок, мелкие игрушки для обыгрывания, формочки, совочки. Предложить построить 2 дома: из сухого и мокрого песка. Сравнить. Сделать вывод.
Материал: песок, лейка с водой, формочки (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), сказочные герои (из киндер-сюрпризов). Дом у колобка – круглый, у чебурашки – квадратный. | Вывод: свойства песка – мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки. Сухой песок рассыпается. Развиваем пространственные представления. | Д\и: «Отпечатки», «Песочные строители», «Норки» (дома для животных), «Заборчики» (спрячем зайку от волка в домике за забором), «Строим песочный детский сад». |
ноябрь | 2 неделя «Наша кукла» |
Материал: кукольная одежда, мыло детское, таз с водой (холодная, теплая).
Материал: стаканчики с прозрачной водой, гуашь: красного цвета(ягодный сок), оранжевого цвета(апельсиновый сок), жёлтого цвета(лимонный сок) и т. д. | Вывод: свойства воды. Вода может быть холодной, горячей, теплой, прозрачной, мыльной. Краски растворяются в воде, изменяя цвет воды. | Сухой бассейн «Секретики для кукол» |
ноябрь | 3 неделя «Наша кукла» |
Материал: шампунь детский, губки, 2 таза с тёплой водой, мыло, полотенце.
Материал: мандарин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая, стеклянный стакан, 2 блюдца или пластиковых стакана. Ход игры см. приложение.
Материал: солёное тесто, скалка, мука, формочки для печенья. | В воде растворяется шампунь, образуется пена (пузыри). Губки впитывают воду. Цель: познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Сок «прячется» и в кожуре, и в дольках. Тесто раскатывается, состоит из воды, муки и соли. | Д\и: «Я пеку, пеку, пеку куклам всем по пирогу» (игры с песком). Коллекция запахов. Водяная мельница (вода, песок). Сухой бассейн «Клад». |
ноябрь | 4 неделя «В гостях у сказки» |
Материал: мука, вода, соль, сахар, большая миска для замешивания теста, 2 доски для раскатывания теста, 2 скалки.
Материал: «Теремок» деревянный маленький, деревянный детали (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки - герои сказки, резиновый мячик (сравнение материалов), половина резинового мяча.
Материал: желобок, шарик-колобок по количеству детей. | В воде растворяется соль, сахарный песок. Из муки и воды можно сделать тесто для «колобков». С помощью обследовательских и экспериментаторских действий познакомить детей со свойствами дерева (твердое, неупругое), резины (упругая, мягкая). Можно построить дом из резины? Цель: познакомить детей с движениями тела по наклонной и по прямой, развить наблюдательность, смекалку. По прямой катится медленно, а по наклонной плоскости движется с большой скоростью – укатился далеко. | Сухой бассейн «Ищем для курочки Рябы червячков» (шнурочки) |
декабрь | 1 неделя «Мы едем, едем, едем …» транспорт |
Материал: игрушечный автобус и машина без колес (колеса резиновые, кубики, призмы, кирпичики).
Материал: 2-3 тазика с теплой водой, шампунь(жидкое мыло), губки большая и маленькая, машины игрушечные большие и маленькие. | Цель: с помощью обследовательских и экспериментаторских действий подвести детей к выводу: для машин и автобуса надо круглые колеса (форма без углов). Колеса лучше из резины (упругость, мягкость). Вывод: вода льётся, не имеет формы, в ней растворяется мыло, шампунь, вода прозрачная и непрозрачная, мыльная. | Д\и «Ремонт машин», «Мойка машин» (предметы-заместители, «понарошку»). |
декабрь | 2 неделя «Мы едем, едем, едем …» транспорт |
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница.
Материал: бумага (для самолетиков), камешки различного размера. | Цель: познакомить с природным явлением – ветер. Побуждать детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы: Ветер дует – кораблик плывет; Ветер дует – вертушка крутится; Ветер дует – мельница крутится. Опытным путем выявить свойства бумаги (лёгкая, мнётся, рвётся, размокает), камней (тяжёлые, твёрдые). | Различные вертушки, мельницы. Рассматривание иллюстраций по теме: «Воздух» (пылесос, мельница, музыкальные инструменты, надувные лодки, игрушки). Коллекция камней. Коллекция бумаги. Д\и «Сложи бусы из камешков» |
декабрь | 3 неделя «снежок порхает, кружится» зима |
Материал: ведерки (маленькие) со снегом, формочки, совочки.
Материал: маленький снеговик в ведре.
Материал: формочки из донышек пластиковых бутылок 10-15 шт., вкладыши из-под шоколадных конфет, нитки, стакан с прозрачной водой, разноцветная гуашь. | Выводы: снег белый, холодный, тает в тепле, превращается в воду. Свойства воды – превращается в лед. | На прогулке: игры со снегом, катание с горы (ледяная), Д\и «Пирожки из снега» (формочки), «Лепим снеговика», «Игра в снежки», «Попади снежком в цель». |
декабрь | 4 неделя «Добрый Дедушка Мороз» |
Материал: игрушки (снегурочки, зайчик), угощение (морковь, конфеты, цветные бусы из льдинок, деревянные бусинки, шнур для нанизывания). «Куда пропали ледяные бусинки?»
Материал: тазик с теплой водой, 10-15 маленьких льдинок, сачок или черпачок, тарелка. «Куда пропали льдинки?»
| Свойства льда – превращается в воду в тепле. В теплой воде льдинки быстро тают, превращаются в воду. | «Открытая площадка» игры со снегом, строительство из мокрого снега (лепится). Д\и: «Попади в цель снежком», «Лепим угощение из снега», «Строим горку». |
январь | 2 неделя «Зайчиха с зайчатами» дикие животные |
Материал: 2-3 очищенные морковки, тёрка(пластмассовая), тарелка, сахарный песок, чайные ложки, капуста.
Материал: вода теплая, холодная, пластмассовые и резиновые игрушки – зайки, детское мыло, полотенце.
Материал: коллекция тканей и меха, игрушка мягкая (из меха) зайца, картинки с изображением зайца и других лесных животных. | Зайчик любит морковку, она полезная и вкусная, из нее можно сделать салат(тереть на терке). Закрепляем свойства воды: прозрачная, теплая, холодная, мыльная, не имеет формы. У зайки шубка меховая, мягкая, теплая. | Д\и: «Кто что ест», «Найди морковки» (сухой бассейн), «Угостим зайку морковкой» (игры с песком - формочки). |
январь | 3 неделя «Медведица с медвежонком» дикие животные |
Материал: мёд, стаканчики с кипятком, чайная ложка.
Материал: песок сухой, лейка с водой, лопатки, 2-3 игрушки-медведя(маленькие из киндер-сюрпризов). | Закрепляем свойства воды: в воде растворяется мед. Мёд сладкий и вода стала сладкой. Свойства песка: мокрый песок лепится, из него можно лепить, сухой песок рассыпается. | «Угощение для мишки» (сухой бассейн из песка). «Кто что ест» (муляжи овощей и фруктов) |
январь | 4 неделя «Лиса с лисятами» дикие животные |
Материал: игрушки – заяц, медведь, белочка; угощение – морковь, капуста, мёд, орешки; цветные ледяные бусы; бусы из дерева(шнурок и бусинки).
| Закрепляем представление о свойствах льда, дерева, кто чем питается. Развивать координацию, ловкость, внимание, познакомить со свойствами магнита - притягивать металл. | Д\и «Кто что ест» (муляжи, предметы - заместители), «Угощение для лесных зверей» (сухой бассейн, муляжи рыбок, морковки, капусты, ягод). |
февраль | 1 неделя «Корова с теленком» Домашние животные |
Материал: стакан кипяченого молока, одноразовые стаканчики, стакан с кипяченой водой, игрушки (кошка, собачка), маленькие ложки, подкрашенная белой гуашью вода.
Материал: мука, вода, соль, большая миска, жёлтый пищевой краситель. | Корова дает молоко. Молоко белое, непрозрачное, а вода прозрачная. Корова любит хлебушек. Тесто для хлеба делают из муки, воды, затем пекут. | Д\и «Кто что ест» (настольная печатная), «Угостим Буренку пирожком», «Сюрпризы» (сухой бассейн). |
февраль | 2 неделя «Собака со щенками» Домашние животные |
Материал: ведерко с подкрашенной белой гуашью водой (молоко), ведерко с водой, большая игрушка (собака), несколько маленьких (щенята), большая и маленькая мисочки, мерные ложки.
Материал: тёплая вода, детский шампунь, полотенце, грязные игрушки - щенята.
Материал: игрушки из бумаги, камешки. | Сравнение молока и воды (молоко и вода льются, не имеют формы, молоко непрозрачное, вода прозрачная). Собака любит молоко. Свойства воды. Свойства бумаги: лёгкая, размокает, рвется. Камень: твердый, тяжелый, разбивается. | Д\и «Кто что ест», «Косточка для Жучки» (сухой бассейн). |
февраль | 3 неделя «Кошка с котятами» Домашние животные |
Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги, игрушка кошка, ведерко с подкрашенной белой гуашью водой, ложечки, листочки.
Материал: пластмассовые рыбки, удочки (с магнитом), 2 таза с водой, игрушка кошка, ведерки для рыбы.
Материал: вата, пилка для ногтей, карандаш. | Цель: опытным путем показать, как кошка лакает (пьет) молоко. Закрепить представления детей о предметах, которые не тонут в воде (пластмассовые), познакомить со свойствами магнита –притягиваются друг к другу – «поймали рыбку». Как кошка умывается, что происходит. | Д\и «Рыбалка» (с водой), коллекция тканей и меха, «Я пеку, пеку, пеку…» (угостим киску пирожками, рыбкой- формочки в виде рыбки). |
февраль | 4 неделя «Петушок и другие домашние птицы» |
Материал: 2-3 миски с перемешанными пшеном, бобами, фасолью; пустые тарелочки, ложечки (отделить крупные бобы и фасоль от пшена, чтобы Петушок не подавился).
Материал: гусиные перья, пух, таз с водой, камешки, игрушки – гуси (обмакивать в таз с водой пух и перья).
| Развиваем мелкую моторику рук. У гуся перья не намокают, они легкие. Перышки легкие, не тонут, а камешки тяжелые – тонут. | Коллекция тканей, меха, пуха, перьев. |
март | 1 неделя «Наши любимые» семья |
Материал: коллекция камешков, ватман (1\4), фотоаппарат для регистрации деятельности.
Материал: апельсин, 2 марлевых салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, 2 блюдца, деревянная или пластиковая толкушка.
Материал: теплая вода, кукольная посуда, губки, мыло, полотенце.
Материал: песок, сито, маленькие камешки, совок. | Свойства камней: разные по размеру, по цвету, но одинаковые по твердости, тяжелые. Процесс приготовления сока, развиваем мелкую моторику, наблюдательность. Сок «прячется» в дольках. Свойства воды: прозрачная, теплая, в ней растворяется мыло. Воспитывать желание помогать маме. | Д\и «Собери бусы», «Поможем маме намыть посуду», «Постираем носовые платочки», «Угостим папу пирожками» (песок). |
март | 2 неделя «Одежда для Маши и Миши» |
Материал: коллекция тканей и меха, коллекция бумаги, коллекция камней, формы платьев, вырезанные из бумаги.
Материал: вода теплая, холодная, кукольная одежда, мыло детское. | Опытным путем подводим детей к выводы: платье шьют из различных тканей. Ткань мнется, сгибается, рвется с трудом. Из бумаги и камней платье не сшить. Свойства воды: в воде отстирывается грязь, стираем в мыльной воде, затем полоскаем в чистой воде. | Коллекция тканей, камней, меха. Д\и «Одень куклу на прогулку», «Подбери по цвету» (ткани). |
март | 3 неделя «Мебель» |
Материал: картинки с изображением предметов мебели, деревянные детали, камни, бумага. Выберите, из чего сделана мебель на картинке.
Материал: теплая вода, мыло, тряпочки, реальная детская мебель. | Вывод: мебель делают из дерева. Бумага рвется, камни очень твердые, деревянные детали крепятся гвоздями. Мебель из дерева можно мыть водой. Дерево можно покрасить краской. Деревянные предметы твердые, не тонут в воде. | Д\и «Устроим Маше комнату», «Мебель» (лото), «Чудесный мешочек» (что из чего сделано?), «Мебель из песка» (мокрый песок или сухой?) |
март | 4 неделя «Посуда» |
Материал: песок, глина, бумага, посуда из глины. Давайте сделаем чашку из…песка, бумаги, глины. Вылепим чашки из глины, нальем в них воду.
Материал: кукольная посуда, вода теплая, губки, тканевые салфетки. | Опытным путем подводим детей к выводу: посуду делают из глины (песок рассыпается, бумага непрочная, рвется). Посуду надо мыть, чтобы она была красивая и чистая. Вода смывает грязь с посуды. | Д\и «Чудесный мешочек» (что из чего сделано), «Помоги Маше собрать посуду» (сухой бассейн). Обследование (тактильное), рассматривание посуды из различных материалов (из стекла, металла, пластмассы и т.д.) |
апрель | 1 недееля «Топ-топ-наши ножки, хлоп-хлоп- наши ручки» Части тела |
Материал: помада, бумага, гуашь.
Материал: бумага (ватман, обои), фломастеры, карандаши, маркеры.
Материал: контуры детской фигуры, разнообразные материалы для коллажа, клей, кисточки. | Осознание себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. Какие мы? Большие и маленькие. У нас есть глаза, уши, нос, руки и т. д. | Д\и «Собери человечка», «Надо, надо умываться» (режимный момент). |
апрель | 2 неделя «Мои любимые игрушки» |
Материал: игрушки из различных материалов: деревянные, резиновые, пластмассовые, меховые, мягкие.
Материал: морковь чищеная, терка, тарелка, сахарный песок, чайные ложки.
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница. | Знакомим детей из чего делают игрушки: дерево, мех, ткань, пластмасса. Зайчик любит грызть морковь, она полезная, можно делать салат. Свойства воздуха: природное явление – ветер. Ветер дует – кораблик плывет, мельница крутится, вертушка крутится. | Д\и «намоем игрушки» (вода), «Угостим игрушки пирожками» (песок). |
апрель | 3 неделя «Мои любимые игрушки» |
Материал: кукольная одежда, мыло детское, теплая вода.
Материал: мандарины или апельсин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, блюдца, толкушка.
Материал: соленое тесто (вмести с детьми замешиваем, потом лепим «хлеб»). | Свойства воды: теплая, мыльная, прозрачная, льется. Цель: продолжаем знакомство с процессом приготовления сока, развиваем наблюдательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Он «прячется» в дольках и кожуре. Из чего делают хлеб, тесто лепится, мягкое. | Д\и «Идем в гости» (дорожки их песка, камней, бумаги), «Дадим лошадке водички» (переливание воды). |
апрель | 4 неделя «травка зеленеет, солнышко блестит» |
Материал: ваза, лейка с водой, срезанные или собранные веточки деревьев.
Материал: баночки с водой, с землей по количеству детей, луковицы, картинки с изображением опыта.
Материал: в солнечную погоду приготовить бросовый материал и зеркальце. | Показать значение воды в жизни растений. Дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале, предметы нагреваются на солнышке. | «Открытая площадка», игры с песком, переливание воды, наблюдения за превращениями. |
май | 1 неделя «Воздушные шары» |
Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить «Детство» ОЭД 2013г.) | Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды. Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит. | Самостоятельные игры с мыльными пузырями. С воздушными шариками, накаченными гелием. |
май | 2 неделя «Мой веселый, звонкий мяч» |
Материал: различные мячи (резиновые, пластмассовые), бросовый материал.
Материал: маленькие мячи, песок, камни, полоски бумаги. «По какой дорожке катится мяч?»
Материал: мячи, кубики, призмы, кирпичики и другие геометрические тела. | Уточняем свойства резины – легкая, мягкая, упругая. Свойства песка, камня, бумаги, предметов круглой формы (без углов). Уточняем понятие о круглой форме: нет углов, может катиться. | «Найди мяч» (маленькие), «Тонет – не -тонет», «Коллекция камней, бумаги», Д\и «Подбери колеса для машины», «Испечем колобок» (песок). |
май | 3 неделя «одуванчик цветет» первоцветы |
Материал: предметные картинки с изображением одуванчика на разных стадиях развития, полянка с одуванчиками.
(Наблюдение за II стадией цветения одуванчика см. «Организация ОЭД «Детство»»)
| Цель: познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития, жёлтый – белый, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать бережное отношение к цветам. Цель: организовать наблюдение на открытой площадке за различными стадиями развития одуванчика. Вызвать эмоциональный отклик на красоту поляны. | Д \и «Собери одуванчик» (из частей, кубики, разрезные картинки, бросовый материал), «Одуванчики» (рассматривание на прогулке первоцветов: мать- и – мачеха, одуванчик). |
май | 4 неделя «В траве сидел кузнечик…» |
Материал: картинки с изображением насекомых – мух, пчел, пауков, кузнечиков, лупа.
Материал: картинки с изображением – бабочек, стрекоз, кузнечиков, божьей коровки. | Развиваем внимание и наблюдательность. Познакомить детей с насекомыми: внешний вид, окрас, способ передвижения. Побудить узнавать насекомых, вызвать интерес к живой природе, активизировать словарь. Обособить слово– насекомые. | Д\и «Найди насекомое», «Угостим Божью коровку пирожком» (игры с песком), П\и «Жуки», самостоятельное наблюдение насекомых в природе (соблюдение правил). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-экспериментирование для первой младшей группы "Разноцветные льдинки"
На дворе зима- прекрасное время для экспериментирования со льдом. Этот опыт позволит узнать свойства, качества воды для детей, о том, что вода может замерзать и превращаться в лед, причем не простой, ...
Планирование работы по организации элементарного экспериментирования во 2 младшей группе «Капельки»
Совместное и индивидуальное элементарноеэкспериментирование по месяцам на год....
Планирование работы по организации элементарного экспериментирования в I младшей группы
Планирование работы по организации элементарного экспериментирования в I младшей группы...
Схемы по элементарному экспериментированию во 2 младшей группе
схема экспериментирования во 2 младшей группе...
Проект по элементарному экспериментированию во второй младшей группе «Вода вокруг нас»
-Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.-Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнива...
Проект по элементарному экспериментированию во второй младшей группе «Вода вокруг нас»
Во время водных процедур дети испытывали затруднения при ответах на вопросы о воде, её свойствах. На основании возникшей проблемной ситуации я решила, приступить к разработке и реализации данного...
Конспекты НОД по элементарному экспериментированию во второй младшей группе
Практические материалы для воспитателей...