Экологическийй проект "Русская береза"
проект (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_bereza_dokument_microsoft_word_2.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Люблю березку русскую»
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко – срочный (апрель)
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (подготовительная)
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта:
выяснить, в связи с чем, почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России.
Задачи:
Воспитывать чувство прекрасного, через общение с природой, прививать любовь к родной природе. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Участники: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник, библиотекарь.
Проблемные вопросы: Откуда берёза получила своё название? Как относились к берёзе в старину? Почему берёза так любима русским народом?
План работы.
Поиск информации по теме в библиотеке - воспитатель. Оформление сборника произведений о берёзе. Выполнение творческих работ (рисунки, поделки) – дети, родители. Оформление выставки работ. Подготовка презентации, защита проекта – литературный час «Русская красавица»
Этапы реализации проекта:
Работа с детьми:
Образовательная область «Познание»:
1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .
2. Д/и: «Найди листок березы», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»
3. Выбор березки на территории детского сада.
4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
5. Исследование бересты под лупой.
6. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…».
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
1. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».
Образовательной областью «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательной областью «Художественное творчество»:
1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).
2. Создание панно «Березка» (из соленого теста).
3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)
4. Оформление уголка «Береза – символ России».
Образовательная область «Коммуникация»
1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
Образовательная область «Музыка»
1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера, хоровод «Во поле береза стояла», выучить песни: «Березовый сок», песня «Ай да березка»
Работа с родителями:
1. Помощь в оформлении: «Паспорта березы».
2. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
3. Оформление выставки «Люблю березу русскую».
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Литературный час «Русская красавица»
Цель. Закрепить знания детей о березе – символе России, обычаях, связанных с этим деревом, его целебных свойствах, знание знакомых игр, песен, хороводов. Создать бодрое, радостное настроение.
Ход мероприятия
Под мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла» дети с платочками и ленточками в руках, идут «цепочкой» Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»
1. Цепочкой рука на плече с платочками (2)
2. Прямо поклон три раза платочком (на носочках рука вверх, на пятку вниз)
3. Круг поклон три раза взмах платочком
4. Кружимся – 1 круг
5. Змейкой по залу
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила - была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. (3)
Белая берёза Вика
Под моим окном
Принакрылась снегом, (4)
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне. (5)
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела. (6)
Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась. (7)
Весной, а именно 11 апреля по народному календарю празднуется День берёзы. В этот день берёзу слушали и пили берёзовый сок. (8)
Люблю березку русскую, Соня
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(9) В старину о березе пели в народе, как о дереве "о четырех делах".
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело - чистоту соблюдать.
(10) На Руси с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах воздух очень чистый и микробам там живется неуютно. (11)
Мы с вами родились в России, Даниил
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез
А сейчас мы вспомним:
1. Какой гриб растет в березовой роще? (подберезовик) (12)
2. Кто написал картину «Березовая роща»? (И. И. Левитан) (13)
3. Как называется березовая кора? (береста) (14)
4. За что березу называют вестницей далеких эпох? (Когда не было бумаги, писали на бересте) (15)
Нельзя представить себе жизнь без березы. Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из березы идет в дело. Из почек готовят лекарство, целебными свойствами обладают молодые листочки, гриб - чага собирается с березы круглый год. (16)
Дегтем из березовой коры смазывали оси колес. Столетиями освещала крестьянскую избу березовая лучина, горела долго без копоти и искр.
(17) Березовые дрова - лучшее топливо в русских печах, тепла дают много, горят быстро и жарко.
А как можно представить себе русскую парную без березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает. (18)
Прочная древесина берёзы шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду (19,20)
(21) А теперь красны девицы да добры молодцы выходите поиграть.
(Дети встают в круг, в центр круга ставится березовое полено)
Этот добрый молодец будет сейчас по кругу ходить, да прислушиваться.
(22) Березка стала для нас символом России. Где бы ни был русский человек, как бы далеко от родной земли его не забросила судьба, он всегда вспоминает стройную русскую березку.
Для меня, Россия – белые березы, Оля
Для меня, Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
Берёза, русская берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? (23) Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча Осени… (24) А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. (25) Настя Ник. и Ваня Б. прочитают гимн березе
Гимн берёзе.
Если мне воспеть берёзу Настя Ник
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку...
(26) Как светло-то на просторе. Ваня Б.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит...
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую...
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
(27) Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Берёза и в сказках, и в песнях, и в загадках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей берёзки!
(28) В 1981 году был открыт новый детский сад в нашем селе и его хотели назвать детский сад имени 60-летия образования СССР, но заведующая - Кочетова Т. В. настояла назвать наш детский сад «Березка» Комиссия согласилась. И наш детский сад был назван в честь русской березки: «Березка»
(29) Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Мила она русскому сердцу.
Ребята, давайте украсим березу бусами из красивых слов. (30)
Игра «Похвали березку»
Смотрите, ребята, березке понравились ваши комплименты. (30)
Белая берёза, милая сестра. Славик
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям, 31
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая берёза, дует ветерок, Ваня Д.
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
(32) На березе поутру Денис
Дятел выдолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок.
А лесной народ
Сок весенний пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже, (33)
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех берёзка напоила,
Вешним соком оделила!
Уважаемые родители, Ольга Викторовна и ребята давайте вместе исполнить песню «Березовый сок» (34)
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок -
То плачут березы, то плачут березы.
Как часто, пьянея средь ясного дня, (35)
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.
Заветную память храня обо всем,
Мы помним холмы и проселки родные,
Мы трудную службу сегодня несем
Вдали от России, вдали от России.
Где эти туманы родной стороны (36)
И ветви берез, что над заводью гнутся,
Туда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.
Открой нам, Отчизна, просторы свои, (37)
Заветные чащи открой ненароком -
И так же, как прежде, меня напои
Березовым соком, березовым соком!
(38) Березовый сок придает силу и бодрость. Березовый сок не только вкусный напиток, но и ещё лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах березового сока. (39)
Врач - Сережа больные: Даша
(Входит хромая, пожилая женщина Здоровается.)
Врач: Проходите, садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится.)
На что же жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает)
Врач (подает бутылку):
Принять лекарство «Сок берёзы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны
(Больная пьёт, выпрямляется)
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваша поясница, ручки, ножки?
Больная: (с легкостью встает):
Да, очень, очень, полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока – пока, я поскакала!
(Убегает, забыв костыли)
Врач: Следующий. Больная - Настя Нем.
(Входит больная, задыхаясь, кашляет и чихает)
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач:
Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас)
Врач:
Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку)
Примите ложечку – другую.
(Больная принимает лекарство)
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная:
Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает)
Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русский сок!
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.
Сейчас мы посмотрим как художники рисовали русскую красавицу Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (40) Весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Ты до того, берёзонька, красива! Настя Нем
И в полдень жаркий, и часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Вот картина «Берёзовая роща» А.И.Куинджи (41) Мы в летний день входим в берёзовую рощу и ощущаем красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки.
Русь моя! Люблю твои берёзы! Оля
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Перед нами картина И.И.Левитана «Золотая осень» (42) Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки: (43)
На поляне, на пригорке и среди полей Настя Нем
Белокурые берёзки – символ Родины моей!
Песня «Ай да березка»
Мы вокруг березки (Дети поют стоя в кругу)
Встанем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоет
Припев: Ай да березка, (берутся за руки по кругу)
Белый ствол
Зеленей, зеленей
Ты листвой!
2. Яркие платочки (Поют в кругу, помахивая платочками)
В руки мы возьмем.
У березки стройной
Пляску заведем.
Припев
3. К вечеру мы дружно
Скажем ей: «Прощай!
Ты без нас березка,
В поле не скучай!»
Припев
(44) В истории нашей родины немало трагических страниц. Белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу. (45)
Я помню, ранило березу Даша
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною (46)
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»
(47) Россия! Русские берёзки! Слова-то, какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. (48)
Берёза – символ России, нашей Родины.
Береза – сама Россия – радость, гордость и счастье! И быть ей на наших просторах вечно, потому что был, есть и будет наш народ и земля русская!
Ребята, уважаемые родители посмотрите, полюбуйтесь нашими настоящими «березками» (танец) (49)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...