Ознакомление детей с осенними явлениями природы
материал по окружающему миру (младшая группа) по теме
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_ose_nnimi_yavleniyami_prirody._doc.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с осенними явлениями природы
Ознакомление детей с осенними явлениями природы
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Ознакомление с явлениями осенней природы младших дошкольников
Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы. Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспитатель обращает внимание малышей на то, что люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь — на земле лужи, выглянуло солнышко — лужи высохли.
Благодаря систематическим наблюдениям за дождем дети смогут понять появление снега: сначала дождь идет все чаще, затем он становится все холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия воспитатель может предложить малышам подумать, почему качаются деревья. Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире. В осенний период ребята наблюдают как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра "Найди такой же". Из похожих листьев одного дерева воспитатель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вытянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, который затем помещают в уголок природы.
Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствуют не только непосредственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегают по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию, что помогает им глубже прочувствовать красоту осенней природы. Много радости доставляют детям осенние цветы в цветнике (гладиолусы, георгины, астры, ноготки и др.). Воспитатель отмечает отличия этих сортов от летних, а также демонстрирует ребятам, как выкапывать цветущие растения, пересаживать их в горшки, украшать ими помещение группы.
Также малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети убирают урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках к осени, предлагают самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.
Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Время от времени после наблюдения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: "Кого мы сегодня видели на прогулке? Правильно, воробья. На этой картинке такой же воробей". Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педагог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам рассказывают (а впоследствии показывают), что старшие ребята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.
В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.
Дождик, дождик, кап да кап! Мокрые дорожки.
Все равно пойдём гулять, наденем галошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы
СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлениюдетей с сезонными явлениями в природе2. Задачи и содержание знаний о се...
Методическое пособие на тему: «Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе»
Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и т...
Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...
Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...
Доклад "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"
ПОДГОТОВИЛА:ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....