Мастер-класс для воспитателей дошкольного учреждения "Человек - эпоха!"
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Трущенко Светлана Юрьевна

Мастер-класс для воспитателей по изучению биографических фактов и творчества С.В.Михалкова с целью освоения и последующего применения технологии в практической деятельности воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому развитию детей

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка мастер-класса

  для воспитателей

Составитель:

Трущенко С. Ю.

старший воспитатель

2013г.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателей ДОУ.

Участники: воспитатели  и специалисты ГБДОУ №8 Пушкинского района СПб

Время проведения: 26 февраля в 13.30

Форма проведения: педагогическая мастерская

Цели совместной деятельности:

  1. Построение модели современного познавательного занятия при ознакомлении с творчеством Сергея Михалкова.
  2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей,  познавательной активности и интереса к жизни и деятельности детского писателя – Сергея Михалкова, воспитание уважения и восхищения им.
  3. Пути формирования у дошкольников социально-личностных качеств, таких как жизнелюбие,  мужество, честность, благородство, верность к своей Родине на примере служения Отчизне Сергея Михалкова.

Материал:

  • сундучок,
  • выставка портретов детских поэтов и писателей (С.Михалкова, С.Маршака, А.Барто, А.С.Пушкина),
  •  мольберт с кроссвордом, фломастеры,
  • перо птицы,
  • фото с Домом книги на Невском,  
  • жезл милиционера,
  • текст с гимном России,
  • фото звездного неба,
  • ватман, маркеры, фломастеры, клей-карандаш, ножницы.

     Продуктом мастер-класса будет выполненная участниками газета, посвященная 100-летнему юбилею Михалкова «Сергей Михалков - человек-эпоха!»

           Эффективность  работы воспитателя во время проведения образовательной совместной деятельности с детьми во многом зависит от того, насколько четко он понимает структуру и дидактические задачи каждого этапа занятия. Технология деятельностного подхода в обучении дошкольника  неоспорима.  Занятие «открытия» нового знания вносит наиболее ощутимый вклад в развитие мышления и познавательных способностей детей, а с другой стороны – проведение которых, как показывает опыт, вызывает у воспитателей наибольшие затруднения.

  1. Уважаемые коллеги, вы сегодня предстанете в роли детей старшего дошкольного возраста. Участники располагаются на расставленных по кругу стульях. Проводится упражнение «Приветствие» - основное назначение этого упражнения – создание эмоционального настроя, включения в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает назвать свое имя  и словом на эту же букву охарактеризовать себя (Анна -  я активная, Светлана – я смелая и т.д.).

  1. Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия) Кто делает нашу страну красивой и неповторимой? Люди!

Мы с вами в течение этого года знакомились с людьми многих профессий. Сегодня мы поговорим о человеке, принадлежащем к людям удивительной профессии, которые доставляют нам  радость, удовольствие, которые идут с нами по жизни рядом. Чтобы облегчить задачу, потому что под это определение попадает очень много профессий, мы с вами разгадаем ребус:

Напишем в нижние клеточки начальные буквы слов-картинок.

Ь

Вот мы и разгадали ребус –  получилось слово - писатель.

  1. Каких детских писателей вы знаете?

На стенде расположены портреты детских писателей, без подписи фамилий (С.Маршак, А. Барто,  А. Пушкин,  К.Чуковский и др.), в центре  - портрет  Сергея Михалкова.

  1. Сегодня мы с вами познакомимся с интересными биографическими данными и творчеством Сергея Михалкова, узнаем о нем не только как о писателе, но и  почетном гражданине своей страны, активном  государственном деятеле.

     Сергей Владимирович родился 13 марта 1913 года в Москве. Старинный род Михалковых, ведущий свою историю с 15 века, находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми и другими древними известными русскими фамилиями.

Совсем недавно, 27 августа в 2009 году, на 97 году жизни Сергея Михалкова не стало. А в этом году 2013 вся страна Россия и многие другие страны отмечают 100 лет со дня рождения С. Михалкова.

Задорный и весёлый, поэт и прозаик, сатирик и баснописец, видный общественный деятель, лауреат многих государственных премий – всё это он, Сергей Михалков.

Стихи он стал писать очень рано, в девять лет, а когда ему исполнилось 15 лет, они были впервые опубликованы. Так что его произведения читали еще ваши дедушки и бабушки.

  1. У меня в руках – волшебный сундучок, в котором спрятаны вещи, которые имеют отношение к жизни и творчеству Михалкова, доставая их, мы будем узнавать интересные факты и события из жизни Сергея Владимировича.

     Как вы думаете,  какое отношение к Михалкову имеет вот это перо?

Выслушиваются все ответы-предположения слушателей.

Ведущий: А перо в этом сундучке неслучайно, потому что отец Сергея Владимировича был ученым-орнитологом, основоположником советского промышленного птицеводства. Михалков в возрасте 12 лет ходил по домам подмосковного поселка Жаворонки и предлагал приобрести брошюру под названием «Что нужно знать крестьянину-птицеводу». Вторая книга была «Почему в Америке куры хорошо несутся?».  Его отец  закончил юридический факультет Московского университета, но так как эта профессия не была востребована, увлекся орнитологией и достиг больших успехов.

А сейчас достанем другой предмет – ведущий достает фотографию. Предлагает всем участникам ответить на вопрос, какое здание они видят. (Дом книги на Невском проспекте). Как вы думаете, а какую роль в судьбе Михалкова сыграл Дом книги?

После высказываний  педагогов, ведущий продолжает:

Сергей Михалков в середине 30-х годов,  приняв приглашение на участие в конкурсе на лучшую пионерскую песню, написал несколько песен и несколько веселых стихов и принес их в журнал «Пионер». Их опубликовали. А вскоре поэт написал поэму «Дядя Стёпа» и Борис Ивантер редактор журнала, прочитав ее,  сказал: «Ну вот! Теперь мы начали всерьез писать для детей. Надо бы вас познакомить с Маршаком. Самуил  Маршак жил в эти годы в Ленинграде . «Пионер» командирует С.Михалкова к С.Маршаку. «Это была вторая в моей жизни творческая командировка. Признаться, не без душевного трепета вошел я в здание ленинградского Дома книги на Невском проспекте, где в нескольких комнатах размещалась редакция детского отдела, возглавляемого С.Маршаком, - вспоминает С.Михалков. – Самуил Яковлевич принял меня сразу же. И «Дядю Стёпу» прочитал при мне. Таков уж был стиль работы в этой редакции, где каждого человека встречали так, как будто его самого и его рукопись давно уже поджидали. Разговор с Маршаком мне запомнился. И если впоследствии я не счел своего «Дядю Стёпу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, - в этом, может, быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака.

Ведущий достает из сундучка милицейский жезл, обращаясь к слушателям, просит высказать предположения по его поводу. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта: неслучайно некоторые иллюстраторы поэмы изображают ее героя с лицом Сергея Михалкова...

Предлагает всем поиграть (физ. минутка)

      Следующим достает  лист с гимном России . Однако у патриарха отечественной детской литературы существует еще и "запасной" пароль для взрослых, и имя ему — Гимн. Никогда, ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов (1943, 1977, 2001) написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе: явление феноменальное, достойное занять почетное место в Книге рекордов Гиннесса.

Сергей Михалков – автор трёх гимнов XX века.

В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Основой музыки послужил «Гимн партии большевиков» А. В. Александрова. К созданию текста нового гимна были привлечены многие известные поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст журналиста и поэта Габриэля Эль-Регистана, созданный в соавторстве с Сергеем Михалковым. Первое исполнение Государственного гимна СССР по Всесоюзному радио состоялось в новогоднюю ночь 1 января 1944 года.

После смерти И. В. Сталина и в особенности XX съезда КПСС в 1955—1977 годах гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.

27 мая 1977 года, в преддверии принятия новой Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР утвердил подготовленную Сергеем Михалковым вторую редакцию текста Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина и сделан акцент на коммунистическом строительстве.

В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ» был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято.

30 декабря 2000 года президент В. В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция). Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.

Ведущий опять обращается к сундучку и достает  фото с Орденом Святого Андрея Первозванного.

Как вы думаете  что это?

- Награда, орден….

 С.Михалков награжден очень многими государственными орденами и медалями.

15 +2+3 орденов

Герой Социалистического Труда (1973)

орден Святого Андрея Первозванного (13 марта 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность

орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 марта 2003) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры

орден Почёта (13 марта 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной многонациональной культуры

орден Дружбы народов (20 февраля 1993 года) — за большой личный вклад в развитие литературы и искусства, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность[39]

четыре ордена Ленина (1939, 1963, 1973, 1983)

орден Октябрьской Революции (1971)

орден Красного Знамени (28 февраля 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм

орден Отечественной войны I степени (1985)

два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1988)

орден Красной Звезды (7 марта 1943 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм

Конфессиональные награды

орден благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия» (РПЦ, 1998)

орден преподобного Сергия Радонежского II степени (РПЦ, 1993)

Иностранные ордена

орден «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария, 1973)

Детский международный «Орден Улыбки» (Польша, 1978)

орден «Звезда дружбы народов» 2 степени (ГДР, 1983)

Медали

Серебряная медаль Всемирного Совета мира (1959)

медаль «Борцу за мир» (1969)

«Золотая медаль с лентой» (ЧССР, 1978)

медаль Чехословацко-советской дружбы (ЧССР, 1983)

медаль К. Д. Ушинского (1963)

медаль Н. К. Крупской (1969)

медаль имени А. П. Гайдара (1973)

медаль имени Алисы Веддинг (ГДР, 1973)

медаль имени Януша Корчака (Польша, 1979)

золотая медаль имени Александра Фадеева (1982)

золотая медаль имени Льва Толстого (1987)

знак «За заслуги перед польской культурой» (1974)

на этой фотографии вы видите орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Этот орден является высшей государственной наградой Российской Федерации». Им «награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане Российской Федерации за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России».

Указ президента № 757 от 1 июля 1998 года восстановил славную историю ордена. Среди кавалеров ордена:  Михаил Калашников, Михаил Горбачев, Сергей Михалков и Людмила Зыкина, Патриарх Кирилл…

Ведущий достает следующий экспонат из сундука – фотографию звездного неба.

В 1999 году именем Сергея Михалкова названа одна из малых планет Солнечной системы.

Сегодня мы познакомились с некоторыми интересными биографическими  фактами Сергея Михалкова.

С. В. Михалков нашел нужные и интересные темы для детей, дружеский тон в общении с ними. Он пишет о детских играх, о детских суждениях и настроении детей. Поэт чутко относится к переживаниям и настроениям детей. С тонким юмором пишет о недостатках детей: эгоизме, упрямстве, зазнайстве, лени, изнеженности -  «Про мимозу», «Фома», показывая беспомощность, неподготовленность к жизни таких людей. В то же время умеет рассказать о том великом, серьезном, что происходит в нашей стране. Начиная разговор с детьми о близком, повседневном, С.В.Михалков постепенно подводит читателей к большим социальным обобщениям «А что у вас?», «Разговор с сыном», помогая таким образом воспитанию социальных понятий и чувств.

В заключение  сегодняшнего общения, предлагаю оформить коллективно поздравительную газету к 100-летнему юбилею С.Михалкова «Сергей Михалков – человек эпоха!» в смешанной технике (рисование + коллаж).

В конце мастер-класса предлагается заполнить анкету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» (технология синквейна)

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации....

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...