Хлебушек насущный, нива, нам пошли!
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Конспект занятия, посвященного хлебу, празднику урожая. Этот праздник был самым главным в году. Справляли праздник в конце лета, с окончанием всех полевых работ. Сопровождался праздник песнями, в которых воспевались жнеи. В конспекте используются заклички, загадки, жнивные песни, хороводы, народные игры. На праздничном занятии дети узнают  о том, почему с таким  уважением относились  к хлебу наши предки, принимают участие в обрядах "борода козла", "почитания первого снопа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект занятия

Тема: «Хлебушек насущный, нива, нам неси!» 

Цель занятия.

Проанализировать с детьми весь процесс производства хлеба от зёрнышка в поле до
каравая на столе: как он происходил «раньше
» и происходит «сейчас».

Воспитывать уважение к хлебу и к нелёгкому напряженному труду крестьян.

Дать детям возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов,
пробуждать детский интерес к ним.

Развивать навыки художественного ручного труда.

Предварительная работа

Рассказывание сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Жреновцы»,
«
Лёгкий хлеб».

Рассматривание иллюстраций к сказкам со старинными орудиями труда.

Заучивание календарных песен: «Осень, осень!», «Дождик, дождик!», «Чьё же это поле?»,
«
Лежит козёл на меже».

Игра «Дедушка Сысой»

Знакомство с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.

Материал к занятию.

Сноп, украшенный лентами; каравай хлеба; соль в солонке; баночка мёда.

Дидактические игры: «Найди пару», «Разложи по порядку».
Корзиночки С
лыком, нитками и ножницами на каждого ребёнка.
Ёмкость с землёй
, кувшин с водой.

Ход занятия.

Помещение для проведения занятий оформлено в стиле деревенской избы. В центре избы
стоит
ёмкость с землёй. Звучит русская народная песня «Земелюшка-черноэём». Дети
поочерёдно прикасаются ладонями к земле, и затем все вместе ей кланяются.

Воспитатель:

Дети, вы потрогали землю руками. Какая она?

Дети:

Мягкая, пушистая, тёплая, сухая.

Воспитатель:

В старину наши предки- земледельцы прикасались раскрытыми ладонями к
вспаханной борозде, определяли
, пора  ли начинать сев. Если от земли исходит
холод
, то рано, а если веет теплом, то пора сеять. Но говорили так: «Всякое семя
знает своё время». А вы знаете, когда нужно сеять пшеницу
, рожь, овёс?

Дети называют приметы:

«Овёс сей, когда берёза распускается»
«Пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт»
«Комары появились, сей рожь»

« Не сей пшеницу раньше дубового листа»

Воспитатель:

А ещё в старину мужчины перед началом сева мылись в баньке. Надевали чистую
рубаху, выходили в поле и кла
нялись матушке-земле в пояс. Зачем, как вы
думаете?

Правильно, просили землю об урожае.

А как ещё можно просить урожайного года?
Календарной песенкой.

Дети поют.

Нива золотая,
Добра медовая.
Принеси нам хле
ба,
Стебелёк до неба.

Воспитатель:

Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем
рядком
, да поговорим ладком. (Дети вместе с хозяйкой рассаживаются за столом).

Все думы крестьянина земледельца о хлебе-урожае. Думает, гадает он об урожае и тёплой
весной
, и знойным летом, и ненастной осенью, и в студеную зимнюю пору. Наверное,
потому, что с тре
вогами связано ожидание урожая, а каждая, даже малая крошка хлеба
добывается нелёгким труд
ом, народ с уважением относится к хлебу. Хлеб первым на
земле славят, пер
вым на стол ставят. Хлебом и солью достойных гостей встречают. Об
уважении к хлебу гов
орят пословицы и поговорки.

Дети называют пословицы и поговорки:

«Хлеб на стол, так и стол престол. А хлеба нет ни куска, так и стол доска».
«Хлеб всему голова»

«Без хлеба нет обеда»

«И обед ни обед, коли хлеба нет»
«Хлеб
-батюшка, вода- матушка»

«Сколько ни думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь»
«Не шуба греет, а хлеб»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

Задание. Расположите карточки, на которых изображены все виды работ по производству
хлеба в той последовательности, в кот
орой они выполняются. Дети раскладывают
карточки так: пахота
, сев, жатва, молотьба, выпечка хлеба. В первом ряду располагают
карточки со старинными оруди
ями труда, во втором ряду - с современной техникой.
Сравнивая пары ка
ртинок, дети делают вывод о том, как одноимённые работы
вы
полнялись раньше и сейчас.

Воспитатель помогает детям сделать вывод: несмотря на помощь техники, труд хлебороба
по
-прежнему остаётся нелёгким и напряжённым. Лёгкого хлеба не бывает.

В народном календаре есть место труду и празднику. Хотите побывать на календарном
празднике «Дождинки»?

Звучит свистулька. Воспитатель ставит сноп на середину избы.

На нашей нивке
Сег
одня дождинки.

Жните, жнеи,

                                                             Жните не ленитесь

                                                              А обжавши нивку,
                                                           
Пойте, веселитесь.

Хороводная игра «Чьё же это поле?»

Воспитатель. А что же, жнеюшки, не весь хлебушек убрали? Сноп один оставили?
Дети. Этот последний сноп за
вязывался на поле не срезанный. Его называют «борода
козла
».

Его колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть. А жницы катились по ниве,
чтобы свою силу вернуть. Дети показывают обряд катания жниц по полю.

Нива, моя нива

Подай мою силу

Ой, нива, нива

Я тебя жала

Силу потеряла

Ой, нива, нива


Воспитатель.

Последний сноп снаряжали лентами, бусами и несли с поля с песнями в село. Из первого
с
нопа делали кукол-стригушек. Их называли Ржаная Баба, Пшеничная кукла, Хлебная
матушка, везде по
-разному. Мы с вами сделаем стригушек из лык а.

Дети берут корзиночки с лыком, нитками, ножницами и садятся
мастерить кукол. Воспитатель помогает девочкам. Во время работы все
напевают русскую народ
ную песню «Во поле орешина», и загадывают
загадки.

Железный нос в землю врос.
Роет, копает, зеркалом сверкает.

(Плуг)

В поле едет на спине, а по полю на ногах.
(Борона)

Маленький, горбатенький всё поле обскакал
Домой прибежал, всю зиму пролежал
(Серп)

Деревянные рожки, железные ножки
Шла, ковыряла, спину гнуть заста
вляла
(Соха)

На горе, горушке стоит старушка,
Крыльями машет, хлеба просит.
(Мельница)

По окончании изготовления кукол, девочки возвращаются с поля с песней «Ивановы
пчёлки
»,

На горе, горушке стоит старушка,
Крыльями машет, хлеба просит.
(Мельница)

По окончании изготовления кукол, девочки возвращаются с поля с песней «Ивановы
пчёлки
»,

Солнце поднимается.

Заря разгорается.

А наши жницы с поля идут.
Поют, заливаются.

Воспитатель встречает жниц с хлебом и солью.

Входите, девушки, покушать,
Хлеба свежего порушить.

Девочки ставят кукол на полку, моют руки, садятся за стол. Воспитатель ставит на стол
каравай.

Дорогих гостей встречаю
Круглым
, пышным караваем.
Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.
Каравай вам подношу,
Поклонясь, отведать прошу.

Дети угощаются хлебом с мёдом. Съев угощение, благодарят хозяев.

Ай, спасибо тому,
Кто хо
зяин в дому.

Воспитатель.

Есть хлеб, будет и песня.

Частушки

Начинаю я припевку
Первую
, начальную.
Я хочу развеселить
Публик
у печальную.

у ж я так устроена,

Петь, плясать настроена.
О
дин день не попляшу,
На другой - с ума схожу.

Никогда не унываю

Не в характере моём.
И не скрою, что ребята
За мной ходят табуном.

Как по осени ломала
Красную калинушку
В полях снопы вязала
Над
ломила спинушку.

Осень, осень, тётушка,
Тяжёлая работушка.
Всё покосы нивушка
Болит моя спинушка.

Жала я с угра до ноченьки
Пшеницу да овёс

Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.

        Воспитатель.         Кто пахал, тому силу.

Кто сеял, тому две.

Кто жал, тому все.

Зазвоните, звоны, во всём чистом поле
И по ржам
, по межам,

По широким рубежам.

Все поют величальную хлебу.

Уж мы песню поём.

Хлебу честь воздаём.

Хлебу нашему долог век
Жницам нашим более всех!

СПИСОК литературы.

Камаева т.ю. Детские музыкальные праздники. М: «Лайда»1994

Котова А.С., Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург
2003.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М: «ЛИНКА-ПРЕСС»
2000.

Новицкая м.ю. Введение в народоведение. Родная земля. М: Изд. дом «Дрофа» 1997
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий
и сценарии праздников
I Под редакцией А.В Орловой. Владимир 1995.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми старшей группы на тему: Рассказывание о хлебе. Рисование "Нива золотая".

Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать как его выращивают и пекут; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; учить отображать впечатления об окружающ...

Педагогика игры и ее насущные проблемы

В статье рассматривается важность и целесообразность использования игры в дошкольном возрасте....

Хлебушек насущный...

Конспект НОД для детей старшего возрста по ознакомлению с окружающим миром ...

Движение – насущная потребность растущего организма!

Известно, что дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Быть постоянно деятельным – естественное состояние растущего организма. Почему движения, игры, физические упражнения яв...

Презентация на тему: Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1.  Познакомить участников мастер-к...

Мастер-класс «Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Задачи мастер-класса:1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых ...