Развлечение с элементами фольклора "Проводы русской зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Развлечение с элементами фольклора "Проводы русской зимы".
Цель:
Ознакомление детей с устным народным творчеством, русскими народными традициями.
Задачи:
Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица».
Развивать умение доброжелательного общения со сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.
Восп: Здравствуйте гости, дорогие! Здравствуйте ребята!
Вы, наверно, догадались по моему костюму, о чём мы будем сегодня говорить? (Включается любая народная музыка)
Наше занятие будет посвящено празднику «Масленица». .(слайд 1) Это самый весёлый и радостный праздник, означает он проводы зимы. Мы вспомним, что делают люди во время этого праздника, как встречают масленицу.(слайд 2)
Масленицу праздновают целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название(слайд 3)
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы(слайд4). Люди целый год с нетерпеньем ждаут встречи с гостьюшкой Масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечают его. Чтобы усилить радость встречи, Масленице выкрикивают заклички.. Давайте встретим нашу масленицу закличкой.
(выходят дети)
:- Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
«Пришла масленица годовая-пришла гостьюшка дорогая».
.
Следующий день вторник — Заигрыш.(слайд 5) С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.(появляется Петрушка –игрушка)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я скоморох-потешник, веселый насмешник
У меня песни, пляски, игры и сказки!
Маслена неделя
К нам прилетела,
На пенечек села
И блиночек съела!
Что, догадались, какая сейчас неделя идет? Масленая! Масленица! Значит, зиме конец!
П:Вы знаете, ребята, почему эта неделя масленой называется? (Ответы детей.)
П:Масленая – значит, масла на столе много.
А снег какой, видели? Подтаял, блестит, будто и его маслом помазали!
П:Какое главное угощение на Масленицу? Конечно, блины – круглые, масленые, румяные, горячие, как солнышко весеннее! Всю неделю Масленицу празднуют, всю неделю блины едят и друг друга угощают
П:
А на улице народ
Веселится и поет,
Блинами объедается,
На горах катается!
Давайте поиграем ! Слушайте, какая будет игра: Я ногами топ-топ, а вы в ладоши хлоп-хлоп. я в ладоши хлоп-хлоп – вы ногами топ-топ. Все наоборот делайте, да смотрите, не ошибайтесь! (Играют.)
Ха-ха-ха, та-ра-ра!
Вот и кончилась игра!До свидания!(исчезает за ширмой).
Восп:Ох, уж Петрушка-веселушка и спел и станцевал и с ребятами поиграл. Хотите узнать, что дальше? За вторником идёт среда.-Лакомка. Традиционное блюдо на масленицу были блины.
Праздник масленица связан с появлением солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года (слайд 6).
В среду в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего чаю В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
А мы с вами знаем песню про блины ,давайте её споём.
(исполняется песня « Ой,блины,блины,блины….)
Потом идёт четверг — Разгул, самый веселый день. В этот день возят чучело , катаются на санях, песни поют, шутят и веселятся от души.
Инсценировка "Уля и Филя"
Действующие лица: Уля и Филя:
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку затолкал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напои, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!
А вот и пятница — Тёщины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает. Папы приглашают бабушек к себе в гости.
Дальше суббота — Золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, добрые дела творят. Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели.
Вот и подходит к концу наша встреча, я предлагаю вам ответить на мои вопросы,если ваш ответ будет верным , то услышите аплодисменты, итак начинаем:
- Что мы провожает в Масленицу? (Зиму).
- А что встречаем в Масленицу? (Весну).
- Что является символом Масленицы? (Блины).
- На что блины похожи, с чем их сравнивают? (Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни - придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти).
- Какие пословицы о Масленице вам известны?
- (Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
- Не житье-бытье, а Масленица.
- Без блинов - не Масленица, Без пирогов - не именины.
- Блин добр не один.
- Блин не клин, брюхо не расколет.
Первый блин - комом, второй - с маслом, а третий - с квасом)
Какие вы все молодцы и вот вам от меня подарочки-приглашение на Масленицу. До свидания, ребята!(звучит музыка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_s_elementami_folklora.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение с элементами фольклора «Проводы русской зимы».
Цель:
Ознакомление детей с устным народным творчеством, русскими народными традициями.
Задачи:
Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица».
Развивать умение доброжелательного общения со сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.
Восп: Здравствуйте гости, дорогие! Здравствуйте ребята!
Вы, наверно, догадались по моему костюму, о чём мы будем сегодня говорить? (Включается любая народная музыка)
Наше занятие будет посвящено празднику «Масленица». .(слайд 1) Это самый весёлый и радостный праздник, означает он проводы зимы. Мы вспомним, что делают люди во время этого праздника, как встречают масленицу.(слайд 2)
Масленицу праздновают целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название(слайд 3)
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы(слайд4). Люди целый год с нетерпеньем ждаут встречи с гостьюшкой Масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечают его. Чтобы усилить радость встречи, Масленице выкрикивают заклички.. Давайте встретим нашу масленицу закличкой.
(выходят дети)
:- Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
«Пришла масленица годовая-пришла гостьюшка дорогая».
.
Следующий день вторник — Заигрыш.(слайд 5) С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.(появляется Петрушка –игрушка)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я скоморох-потешник, веселый насмешник
У меня песни, пляски, игры и сказки!
Маслена неделя
К нам прилетела,
На пенечек села
И блиночек съела!
Что, догадались, какая сейчас неделя идет? Масленая! Масленица! Значит, зиме конец!
П:Вы знаете, ребята, почему эта неделя масленой называется? (Ответы детей.)
П:Масленая – значит, масла на столе много.
А снег какой, видели? Подтаял, блестит, будто и его маслом помазали!
П:Какое главное угощение на Масленицу? Конечно, блины – круглые, масленые, румяные, горячие, как солнышко весеннее! Всю неделю Масленицу празднуют, всю неделю блины едят и друг друга угощают
П:
А на улице народ
Веселится и поет,
Блинами объедается,
На горах катается!
Давайте поиграем ! Слушайте, какая будет игра: Я ногами топ-топ, а вы в ладоши хлоп-хлоп. я в ладоши хлоп-хлоп – вы ногами топ-топ. Все наоборот делайте, да смотрите, не ошибайтесь! (Играют.)
Ха-ха-ха, та-ра-ра!
Вот и кончилась игра!До свидания!(исчезает за ширмой).
Восп:Ох, уж Петрушка-веселушка и спел и станцевал и с ребятами поиграл. Хотите узнать, что дальше? За вторником идёт среда.-Лакомка. Традиционное блюдо на масленицу были блины.
Праздник масленица связан с появлением солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года (слайд 6).
В среду в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего чаю В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
А мы с вами знаем песню про блины ,давайте её споём.
(исполняется песня « Ой,блины,блины,блины….)
Потом идёт четверг — Разгул, самый веселый день. В этот день возят чучело , катаются на санях, песни поют, шутят и веселятся от души.
Инсценировка "Уля и Филя"
Действующие лица: Уля и Филя:
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку затолкал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напои, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!
А вот и пятница — Тёщины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает. Папы приглашают бабушек к себе в гости.
Дальше суббота — Золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, добрые дела творят. Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели.
Вот и подходит к концу наша встреча, я предлагаю вам ответить на мои вопросы,если ваш ответ будет верным , то услышите аплодисменты, итак начинаем:
- Что мы провожает в Масленицу? (Зиму).
- А что встречаем в Масленицу? (Весну).
- Что является символом Масленицы? (Блины).
- На что блины похожи, с чем их сравнивают? (Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни - придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти).
- Какие пословицы о Масленице вам известны?
- (Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
- Не житье-бытье, а Масленица.
- Без блинов - не Масленица, Без пирогов - не именины.
- Блин добр не один.
- Блин не клин, брюхо не расколет.
Первый блин - комом, второй - с маслом, а третий - с квасом)
Какие вы все молодцы и вот вам от меня подарочки-приглашение на Масленицу. До свидания, ребята!(звучит музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ»
КОНСПЕКТ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ» (средняя группа)...
"Колобок в осеннем лесу" - развлечение с элементами русского фольклора для детей младшей группы
Приобщая малышей к истокам русской народной культуры, нельзя не вспомнить о русской народной сказке. Сила воспитательного значения и во...
Развлечение с элементами экспериментирования по русской народной сказке "Колобок"
В ходе данного мероприятия дети гуляют с Колобком, встречают сказочных персонажей, играют, танцуют и поют с ними. В заключении они делают для лисы много колобков из солёного теста....
Развлечение с элементами экспериментирования по русской народной сказке "Колобок"
В ходе данного мероприятия дети с Колобком встречают сказочных персонажей, играют, танцуют и поют с ними. В заключении для лисицы дети лепят из солёного теста много колобков....
Развлечение с элементами русского фольклора "Сказка "Теремок" на новый лад"
Пробуждать интерес детей к русской народной музыке: пляскам, играм, попевкам, хороводам; к русской литературе - сказкам....
Развлечение для детей старшей группы "Здравствуй, русская зима!"
Сценарий развлечения в старшей группе «Здравствуй, русская зима!»Цель:Расширять и обогащать знания о сезонных изменениях в природе; об особенностях зимней природы (холода, замор...
Конспект познавательного развлечения с элементами вымешивания баранок "Русская изба"
mdash; познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского бы...