НОД в старшей группе «Невидимка – воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Суслова Ольга Гинадьевна

ТемТема: «Невидимка – воздух».

Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира, коммуникация

 

ПрПграммное содержание: Продолжать углублять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значении для всего живого, расширять представления детей о многообразии неживой природы, подвести детей к тому, что жизнь зависит от окружающей среды: чем чище воздух, тем благоприятнее это для здоровья жизни человека, развивать познавательную деятельность, интерес к явлениям природы, воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: воздух, прозрачный, бесцветный, безвкусный, без запаха, движение воздуха, пузырьки воздуха, струя.

Индивидуальная работа: Никита – учить полно и четко отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь.

Методы и приемы: беседа, игра «Раздувайся, пузырь!», опыт.

Материал к занятию: картинки (мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты), стакан, таз с водой, салфетка, книга (или какая – нибудь дощечка), мыльные пузыри, у каждого ребенка – лист тонкой бумаги, веер, одноразовые стаканчики, соломинки.

Структура занятия: 1 часть – вводная (организационный момент); 2 часть – основная (опыт, ответы детей на вопросы воспитателя, эксперимент, физкультминутка); 3 часть – заключительная (итоговая беседа, игра «Раздувайся пузырь!»).

Предварительная работа: воспитателю необходимо ознакомится с методической литературой по данной теме, подготовить материал к занятию, чтение с детьми рассказов о космонавтах, о планете Земля, просмотр диафильма, вместе с детьми изготовить веры.

Форма организации детей: занятие разработано на основе программы «Детство», по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, дети…)

- Группа наша  большая, просторная. А что же находится между потолком, полом, стенами, там, где пусто? (Воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

-А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

- А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка и т.д.)

- А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

- Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

- Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

- Дети, что в стакане? (Нет ничего, он пуст). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один фокус. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в таз с водой. Стакан не наполняется водой.)

- Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.)

Опыт предлагается повторить всем детям.

- А теперь давайте наклоним стаканчик. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)

- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.

- А теперь посмотрите еще один фокус. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

- Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкус у воздуха? (Безвкусный)

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха)

- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы  в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются  воздухом с Земли.

- Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по – разному звучать.

Предложить детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко – возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть  вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать  дрожание.

Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

- А чем мы слышим? (Ушами) Не только человек слышит ушами. Кто еще? (Ответы детей.)

- Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (Мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты.)

- А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!». Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Невидимка – воздух».

Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира, коммуникация

Программное содержание: Продолжать углублять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значении для всего живого, расширять представления детей о многообразии неживой природы, подвести детей к тому, что жизнь зависит от окружающей среды: чем чище воздух, тем благоприятнее это для здоровья жизни человека, развивать познавательную деятельность, интерес к явлениям природы, воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: воздух, прозрачный, бесцветный, безвкусный, без запаха, движение воздуха, пузырьки воздуха, струя.

Индивидуальная работа: Никита – учить полно и четко отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь.

Методы и приемы: беседа, игра «Раздувайся, пузырь!», опыт.

Материал к занятию: картинки (мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты), стакан, таз с водой, салфетка, книга (или какая – нибудь дощечка), мыльные пузыри, у каждого ребенка – лист тонкой бумаги, веер, одноразовые стаканчики, соломинки.

Структура занятия: 1 часть – вводная (организационный момент); 2 часть – основная (опыт, ответы детей на вопросы воспитателя, эксперимент, физкультминутка); 3 часть – заключительная (итоговая беседа, игра «Раздувайся пузырь!»).

Предварительная работа: воспитателю необходимо ознакомится с методической литературой по данной теме, подготовить материал к занятию, чтение с детьми рассказов о космонавтах, о планете Земля, просмотр диафильма, вместе с детьми изготовить веры.

Форма организации детей: занятие разработано на основе программы «Детство», по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, дети…)

- Группа наша  большая, просторная. А что же находится между потолком, полом, стенами, там, где пусто? (Воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

-А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)

- А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка и т.д.)

- А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

- Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

- Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

- Дети, что в стакане? (Нет ничего, он пуст). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один фокус. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в таз с водой. Стакан не наполняется водой.)

- Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.)

Опыт предлагается повторить всем детям.

- А теперь давайте наклоним стаканчик. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)

- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.

- А теперь посмотрите еще один фокус. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

- Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкус у воздуха? (Безвкусный)

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха)

- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы  в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются  воздухом с Земли.

- Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по – разному звучать.

Предложить детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко – возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть  вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать  дрожание.

Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

- А чем мы слышим? (Ушами) Не только человек слышит ушами. Кто еще? (Ответы детей.)

- Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (Мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты.)

- А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!». Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "НЕВИДИМКА ВОЗДУХ"

Это занятие поможет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас. Знать способы его обнаружения. Научит детей выполнять элементарные опыты....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

НОД в старшей группе "Невидимка - воздух"

Занятие основанное на опытах и играх экспериментирования на тему "Воздух"...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Конспект занятия для детей старшей группы "Невидимка-воздух"

Занятие составлено с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста. Дети с огромным удоволствием участвовали в опытах и экспериментальной деятельности, с интересом отвечали на занятии....

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

Конспект занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"...