Проектная деятельность
проект по окружающему миру по теме

Пылаева Надежда Ивановна

 

Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые.  Тематический проект «Хлеб всему голова» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах.  Занятия помогут воспитать  в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

 в средней группе

детского сада

«Алёнка»

«Всё о хлебе»

Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Всё о хлебе»

Тип

Педагогический

Вид

Информационно-творческий, коллективный

Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

Целевая группа

Воспитанники средней группы.

Сроки реализации

с 04 по11марта 2013г.

Основания для разработки проекта

Определить, как и откуда хлеб появляется у детей на столах.

Цель

Формировать представление детей  о долгом пути хлеба от поля до стола, о процессе выращивания хлеба; о людях, которые выращивают хлеб. Воспитывать  уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Задачи

Развивать    творчество    и    фантазию,    мышление    и любознательность, наблюдательность и воображение. Обогащать  словарь  детей. Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.          

Ожидаемые результаты

Собрать и систематизировать  весь материал по теме проекта. У родителей проявить интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание  участвовать в жизни группы.

    Пояснительная записка

 Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые.  Тематический проект «Хлеб всему голова» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах.  Занятия помогут воспитать  в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Формы реализации проекта:

•        Занятия;                                                                                                                                                                                •        дидактические, с\р  игры;                                                                                                                                                    •        беседы;                                                                                                                                                                               •        рассматривание иллюстраций, открыток;                                                                                                                                                •        работа с родителями.

Мероприятия по работе с детьми:

Мероприятия по работе с детьми:

1. Познавательно-речевое направление

         Коммуникация:

- беседа о хлебобулочных изделиях, потешка «Оладушки».

         Чтение худ. литературы:

Рассказывание русской народной сказки «Колобок»;

Чтение Я. Тайц «Всё здесь»

Презентации «Как хлеб на стол пришёл», « Как хлеб пекут».                                                                                                                                                

          Познание:

- «Каравай»; «РОЖДЕНИЕ ХЛЕБНОЙ КРОШКИ»; «Подарок для крокодила Гены».

- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.

Конструирование: « Машина для перевозки хлеба».

2. Социально-личностное направление

       Социализация.

- Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Булочная», «Семья», «Угостим гостей чаем».

- Дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому что нужно?», «Угадай на вкус», «Сравни по форме», «Угадай по описанию», «Придумай узор для печенья», « Найди картинку»

Труд: Знакомство с трудом взрослых - пекарь, сеятель.

3. Художественно-эстетическое направление

        Художественное творчество.                                                                                                                                     -Рисование: «Фартук для пекаря»; «Колобок»; «Крендельки и булочки».

-Лепка: «Колобок»  из солёного теста;

-Аппликация: «Украсим рушничок для каравая», «Колобок».

           4. Физическое развитие

        Разучивание физминуток, пальчиковых игр о хлебе.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Центр продуктивных видов деятельности: подборка фотографий по тематике; природного материала;  инструменты для рисования, лепки, аппликации.

Предполагаемый результат:

•        Дети узнают,  откуда пришел хлеб.                                                                                                                     •        Пополнится словарный запас;                                                                                                                                                         •        Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Работа с родителями:  - Консультации:  «Всё о хлебе»; «Выбирайте хлеб»;

- организация выставок детских работ:  рисунков, аппликаций, поделок из солёного теста;

- проведение индивидуальных бесед.

Родители готовят выставку «Хлебобулочные изделия».

                              Заключительный этап:

- выставка детских рисунков «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке!»;

Чаепитие.

                      Инструментарий:

1. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса, Васильева.

2.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

4.Гербова В.В. « Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».

5. Затулина Г.Я.  « Конспекты комплексных занятий по развитию речи».

6. Волочкова В.Н.  «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».

7. Петрова Т.И. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».



Предварительный просмотр:

Викторина на словообразование родственных слов от слова хлеб.

Назови хлеб ласково. (Хлебушек)

Как называется квас, приготовленный из хлеба? (Хлебный)

В чем храниться хлеб? (Хлебница)

Как называется прибор для резки хлеба? (Хлеборезка)

Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

Как, одним словом называются хлебные продукты. (Хлебопродукты)

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

Как назвать бездельника, который ест чужой хлеб? (Нахлебник)

Как называется печка, в которой пекут хлеб? (Хлебопечка)



Предварительный просмотр:

Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:

"Откуда к нам хлеб пришел"

Цель: 

В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

Задачи:

развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;

развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать

радость от процесса получения новой информации.

Предварительная работа:

Проведение тематической недели.

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

Чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел”, рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.

 Все о хлебе. Картины иллюстрации, плакат «Хлеб всему голова».

Презентация «Как хлеб на стол пришёл»

 Презентация: “На хлебозаводе”.

Серии картин «дары природы» Книга «Мое Оренбуржье». Альбом о хлебе.

Инсценировка «Легкий хлеб» из книги Театр для малышей.

Экскурсия в хлебный магазин «Весна», на хлебозавод посёлка Тюльган.

Работа с тестом.

Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.

Выставка хлебобулочных изделий.

Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»

Дидактические  игры   (в группах и парах) – собери цепочку « Как хлеб на стол приходит»; Распредели по группам картинки « Как наши предки выращивали хлеб» и «Как хлеб выращивают сейчас».

Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.

Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.

Подготовка к исследованию, материалы:

карандаш;

блокнотик;

зерна пшеницы, ржи; колосья;

ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;

мука ржаная и пшеничная;

картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;

карточки последовательности исследования выращивания хлеба.

Проведение занятия.

(с использованием презентации «Как хлеб на стол пришёл»)

Воспитатель: Ребята, кто может мне сказать, как  называется книга?

 “Откуда к нам хлеб пришел”.

А вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель:

Вот он – хлебушек душистый.

 Вот он – теплый, золотистый,

 В нем – здоровье наше, сила,

 В нем – чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло!

Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?

Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.

Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.

Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?

Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!

Выставляется карточка “спросить у другого человека”.

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.

Воспитатель: Такой человек называется агроном.

Выставляется карточка “связаться со специалистами”.

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку “понаблюдать”.

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Сбор материала.

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.

Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.

Этапы исследовательской работы.

Подумать самостоятельно.

Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?

Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.

Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.

Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).

Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.

Посмотреть в книгах.

Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?

Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.

Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?

Воспитатель: Связаться со специалистом.

Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом .

Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.

(Предварительная договорённость с агрономом сельхоз управления)

Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада “Алёнка ”. Мы проводим исследование по теме “Откуда к нам на стол  хлеб пришел”. Что бы вы могли об этом рассказать?

Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит

 Следом вьюга вьет и кружит.

 Летчик сверху всюду – всюду

 Сыпет белый порошок.

Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).

Физкультминутка.

Дети изображают росток, а затем колосок.

Колоски золоченые

 На ветру качаются

 На ветру качаются

 Низко наклоняются.

Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: Наблюдение.

Наблюдение.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.

Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные.  Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку,  из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)

Воспитатель: Следующий метод исследования?

Дети: Спросить у другого человека.

Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.

Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?

Гости: Зерно везут на элеватор.

Вопросы детей: Что там с зерном делают?

Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.

Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?

Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.

Ребенок:

Здесь такое с ним твориться,

 В оборот его берут,

 В порошок его сотрут!

Воспитатель: Что это за порошок?

Дети: Мука.

Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.

Вопросы детей: Что делают с мукой?

Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.

Дети смотрят Презентацию, после просмотра делают зарисовки в блокноте.

Ребенок:

На большом хлебозаводе

 Станет тестом та, мука,

 Хлебу путь теперь недолгий,

 Вот он в булочной на полке,

 Вот уже к тебе на стол

 Он пожаловал – пришел.

Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.

2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.

Дидактическая игра "Цепочка".  (Дети делятся на группы)

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (выставку хлебобулочных изделий приготовили родители)

Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.

Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

 Не жалел трудов и сил.

 С огурцами ли, с картошкой

 Надо хлеб съедать до крошки.

РЕФЛЕКСИЯ:

 Работа в группах с дид. материалом « Покажи с помощью картинок как хлеб к нам на стол пришёл».

Чаепитие.



Предварительный просмотр:

 Игра «Узнай по вкусу».

Дети закрывают глаза, берут в рот кусочек х/б изделия, прожевывают и говорят, что они съели.

Игра «Кто больше назовет?».

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.

Игра «Что нужно для работы хлебороба?».

Кто выращивает хлеб? Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба. Откуда сельские жители взяли технику? Есть ли у них большие заводы по производству и выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

Воспитатель формулирует вывод о взаимосвязи города и села.

Игра «Когда так было?».

Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба, при помощи которых  он выращивал хлеб в давние времена и выращивает  в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...