Традиционное комплексное занятие "Мокрое или сухое"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Тема: Мокрое или сухое.
Цели:
1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности)
2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.
3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.
4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, белые листы бумаги, гуашь, палитра, баночки с водой, губки или ватные тампоны, плакаты с изображением пейзажей.
2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для изготовления композиции « Деревья смотрят в озеро» для каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”
Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.
Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)
II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”
Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:
— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.
Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.
III. Упражнение “Стирка белья”
Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).
— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?
(Высушили его.)
IV. Физкультминутка
«Буратино»
Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.
Буратино подтянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Игра “Купание куклы”
Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.
Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:
— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.
Выставляются картинки с изображением животных.
— Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.
Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.
Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.
VI. Дыхательная гимнастика
“Ходьба”
Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
Мы проверили осанку, — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.
Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.
Мы идем на пятках, — идут на пятках.
Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.
И как мишка косолапый, — идут размашисто, вразвалку
Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Как косолапый мишка,
Пойдем мы все потише,
Потом пойдем на пятках,
А после на носках.
Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)
И после к бегу перейдем.
Малыши бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”, чуть позже они произносят: “Ах!”
VII. Рисование в технике « по мокрому» ( с отражением)
Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски , лист бумаги, палитры, губки или ватные тампоны, баночки с водой.
Воспитатель предлагает согнуть лист пополам и на верхней части (сухой) листа, над сгибом нарисовать пейзаж. Нижнюю часть намочить водой и сложить листок, так, чтобы нарисованное отразилось в нижней части (мокрой) листа. Разворачиваем лист и видим два пейзажа: один на берегу, а другой отражается в воде.
VIII. Итог занятия
— Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие ощущения они запомнили.
Когда ребенок идет мыть руки, спросите его, какие у него сейчас руки, а какие они станут потом. Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи слова “сухой” и “мокрый”.
Продолжить знакомство с понятием «Мокрое или сухое» возможно на прогулке , в таких играх - упражнениях ,как :
- «Печем куличики»;
- «Следы»;
- «Узоры на песке»;
- «Песочные прятки»;
- «Песочный круг» и т.д.
Список используемой литературы
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
- Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указания – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»
Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Комплексное планирование особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий.
Данное планирование поможет воспитателям спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы....
Традиционные и не традиционные формы работы учителя логопеда в ДОУ.
Разнообразие форм работы учителя логопеда в ДОУ....
Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»
Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...
Комплексное планирование особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий Старшая группа (от 5 до 6лет)
Комплексное планирование для детей 5-6 лет....
ПЛАВАЕМ «ПО-СУХОМУ». Игры и упражнения в сухом бассейне для детей младшего дошкольного возраста
Детям очень нравится плескаться в бассейне, но не у всех есть такая возможность. В настоящее время во многих детских учреждениях появились «сухие бассейны». Игры и упражнения в таком бассе...