Конспект дидактических игр
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспекты дидактических игр
(Старшая группа)
1. «Птички на кормушках»
Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), природоохранительные представления; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Ход игры
Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это?. Правильно, кормушка.
Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним , какие птички прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет её на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.)
2. Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением синички и выставляет на кормушке.)
3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.)
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чёрные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.)
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?
-Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... СНЕГИРИ.
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? СИНИЧКА.
Уличный мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. ВОРОБЕЙ.
Гладенький, аккуратненький,
Урчит, воркует, дружка целует. ГОЛУБЬ.
-Молодцы, ребята, правильно назвали всех птичек.
«Дошкольное воспитание» -№7-1993г.
2. «Угадай, какой ты зверь»
Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных; воспитывать бережное отношение к животным.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, «какой он зверь», можно только словами «да», «нет», «может быть».
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на спину ребёнку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки и заменой ребёнка.
«Дошкольное воспитание» №7-1995г.
3. «Грибная полянка»
Цель: закрепить знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под берёзой – подберёзовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картинке, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
ПРАВИЛА.
1.В лес идти только с корзинкой.
2. Собрать не менее трёх грибов.
Ход игры
-Сегодня мы с вами пойдём в сказочный осенний лес за грибами. С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой.) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы?
Под музыку идём в «лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса. Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Вдруг появляется Гриб-лесовик:
- Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали? (Ответы.)
Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится? (Ответы.)
Почему вы пришли в лес с корзинками? (За грибами.)
-А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы.)
-Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные.)
-А которые нельзя есть? (Несъедобные.)
-Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы.)
Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена.)
На картине или на столе выставлены не только съедобные грибы, но и ядовитые; дети «собирают» грибы в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
«Дошкольное воспитание» -№10-2002г.
«Детки на ветке»
Цель: учить подбирать предметы по принадлежности к одному растению; воспитывать внимание, сообразительность.
Ход игры
Разделить детей на две команды (подгруппы): одной раздать листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «Детки», наудите свои «ветки!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребёнок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
«Угадай правило»
Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Примеры:
1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
6. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
7.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
8.Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
9.Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
10.Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Ход игры.
1. Воспитатель показывает этикетку (рисунок), а дети своими словами передают смысл правила.
2. Воспитатель называет правило, а вызванный ребёнок показывает соответствующий рисунок.
«Дошкольное воспитание» №7-1993г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_didakticheskih_igr.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты дидактических игр
(Старшая группа)
1. «Птички на кормушках»
Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), природоохранительные представления; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Ход игры
Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это?. Правильно, кормушка.
Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним , какие птички прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет её на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.)
2. Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением синички и выставляет на кормушке.)
3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.)
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чёрные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.)
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?
-Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... СНЕГИРИ.
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? СИНИЧКА.
Уличный мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. ВОРОБЕЙ.
Гладенький, аккуратненький,
Урчит, воркует, дружка целует. ГОЛУБЬ.
-Молодцы, ребята, правильно назвали всех птичек.
«Дошкольное воспитание» -№7-1993г.
2. «Угадай, какой ты зверь»
Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных; воспитывать бережное отношение к животным.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить, «какой он зверь», можно только словами «да», «нет», «может быть».
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на спину ребёнку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки и заменой ребёнка.
«Дошкольное воспитание» №7-1995г.
3. «Грибная полянка»
Цель: закрепить знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под берёзой – подберёзовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картинке, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
ПРАВИЛА.
1.В лес идти только с корзинкой.
2. Собрать не менее трёх грибов.
Ход игры
-Сегодня мы с вами пойдём в сказочный осенний лес за грибами. С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой.) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы?
Под музыку идём в «лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса. Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Вдруг появляется Гриб-лесовик:
- Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали? (Ответы.)
Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится? (Ответы.)
Почему вы пришли в лес с корзинками? (За грибами.)
-А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы.)
-Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные.)
-А которые нельзя есть? (Несъедобные.)
-Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы.)
Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена.)
На картине или на столе выставлены не только съедобные грибы, но и ядовитые; дети «собирают» грибы в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
«Дошкольное воспитание» -№10-2002г.
«Детки на ветке»
Цель: учить подбирать предметы по принадлежности к одному растению; воспитывать внимание, сообразительность.
Ход игры
Разделить детей на две команды (подгруппы): одной раздать листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «Детки», наудите свои «ветки!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребёнок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
«Угадай правило»
Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Примеры:
1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
6. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
7.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
8.Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
9.Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
10.Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Ход игры.
1. Воспитатель показывает этикетку (рисунок), а дети своими словами передают смысл правила.
2. Воспитатель называет правило, а вызванный ребёнок показывает соответствующий рисунок.
«Дошкольное воспитание» №7-1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"
Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...
конспект дидактической игры по ознакомлению детей с окружающим
с помощью дидактической игры знакомить с животными, расширять словарный запас....
Конспект дидактической игры по развитию речи во 2-ой младшей группе.
1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.2) Учить детей различать и называть существенные детали и час...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Путаница"
закрепление знаний о строении животных...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Узнай по объяснению"
особенности животных,их поведения и питания...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто такой?"
знание особенностей внешнего вида диких животных...
Конспект дидактических игр по Монтессори – педагогике во второй младшей группе На тему: Встреча на круге. Упражнение в тишине. Дидактические игры –« Розовая башня. Биологический и геометрический комод .Шумящие коробочки .Вкусовые баночки. Этюд «Вкусные к
Цель игры :Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи , формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур ,развитие слуха, вкусовых каче...