"Большое космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рожкова Ирина Викторовна

расширять кругозор детей, совершенствовать знания о  космосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira5.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Большое космическое путешествие»

Цель: расширять представления детей о космических полетах; закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики; о том, что в 2011 году исполняется 50 лет со дня полета в космос первого космонавта – Ю.А.Гагарина; совершенствовать знания о планетах Солнечной системы, их названия и расположение.

Материалы: глобус, портреты космонавтов, ученых, модели планет; большое зеркало, на котором прикреплена модель Солнца, нарисованы орбиты девяти планет, между четвертой и пятой орбитой расстояние больше, чем между остальными орбитами; предложения с перепутанными словами, буквенно-числовые карточки, гуашь белого, желтого и красного цветов, поролоновые шарики, «космические скафандры»; 2 радиограммы, посылка, «указ президента», золотые медали, шоколадки «Марс».

Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: основателя космонавтики К.Э.Циолковского, ученого-конструктора С.П.Королева, первого космонавта Ю.А.Гагарина, А.А.Леонова, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.

Ход занятия: под фонограмму космической музыки дети входят в зал, выполняют перестроения, в руках у них портреты ученых, космонавтов и другие картинки.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всем, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. А в этом году мы уделяем космосу особое внимание. И это не случайно. Как вы думаете, почему?»

Дети: «Потому что в 2011 году исполняется 50 лет со дня первого полета  в космос Юрия Гагарина».

Воспитатель: «Правильно, молодцы!»

Показывает глобус.

Воспитатель: «Ребята, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?»

1 ребёнок: «Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский». Показывает портрет.

2 ребёнок: «Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник». Показывает портрет.

3 ребёнок: «На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка». Показывает картинку.

4 ребёнок: «А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России». Показывает портрет.

5 ребёнок:

«На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра».

(Т. Шорыгина)

6 ребёнок: «Сначала были одиночные полеты, а потом групповые по 2-3 и более человек».

7 ребёнок: «В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры-конструкторы, исследователи».

8 ребёнок: «Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос». Показывает портрет.

9 ребёнок: «Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт». Показывает портрет.

10 ребёнок: «Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос». Показывает портрет.

11 ребёнок: «Взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли, называется космодром «Байконур».

12 ребёнок: «В космос летали на космических кораблях «Восход», «Союз», «Буран»; станция «Мир», с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты». Показывает картинку.

Воспитатель: «Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Тогда давайте потренируемся». Воспитатель собирает картинки и портреты.

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…

В коридоре раздаются торопливые шаги, переходящие в бег. Раздается стук в дверь, входит сотрудник детского сада.

Сотрудник д/с: «Простите, вам срочная радиограмма…из Космоса!»

Воспитатель: «Из космоса? Большое спасибо. Странно, что бы это значило?»

Читает вслух: «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь. Заблудившийся космонавт».

«Ребята, что будем делать? Поможем?»

Дети: «Да! Поможем!»

Воспитатель: «Но для того, чтобы быстро оказаться в космосе, нам нужно пройти пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы почти сразу же окажемся в космосе».

Прохождение пароля После прохождения пароля дети поочередно подходят к столу и надевают бумажные скафандры.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Всем приготовиться к взлету!»

Игротренинг «Космонавт»

Воспитатель: «Вот мы с вами и в космосе. Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелегким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие».

Игра «Найди отличия»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы были предельно внимательны и быстро справились с первым препятствием. А вот и следующее препятствие. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета».

Игра «Семейка»

Воспитатель: «Молодцы, ребята, отлично справились и со вторым препятствием. А теперь вас ждет более сложное препятствие».

Игра «Составь предложение» (

Воспитатель: «Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть. А теперь еще одно, более сложное препятствие: нам надо разгадать зашифрованные слова».

Игра «Собери слово»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы справились с очень сложным заданием! А вот и нашлись сбившиеся планеты! Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты Солнечной системы».

Дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей»

Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность, уметь ориентироваться в пространстве и называть «соседей» планет.

Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта:

«По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

Десять детей стоят в ряд (десятая – Луна), двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов.

Воспитатель обращается к детям-планетам:

«Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей». (Венера и Марс).

«Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей». (Юпитер и Уран).

«Венера, подпрыгни! Назови своих соседей». (Меркурий и Земля).

«Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей». (Марс и Сатурн).

«А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?»

Ребенок: «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли».

Читает стихотворение Р. А. Алдониной:

«Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!»

Воспитатель: «Самая красивая и самая интересная  из планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса».

Показывает картинку.

«Недаром ее называют «Голубой планетой». Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь».

Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета»:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету!»

Воспитатель: «Ребята, настало время выполнить наше главное задание. Давайте расставим планеты, каждую на свое место».

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

Цель: закреплять знания детей о Солнечной системе: знать названия, величину, расположение планет; знать, что в космосе помимо планет существует кольцо астероидов, огромное количество звезд и созвездий, комет, а самая крупная и яркая звезда – Солнце.

Ход игры: дети прикрепляют модели планет; между четвертой и пятой орбитой рисуют белой гуашью (с помощью поролоновых шариков) кольцо астероидов; желтой гуашью – звезды, желто-красной – кометы.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?»

Ребенок:

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда,

Ядерный реактор –

Каждая звезда!

(Р.А.Алдонина)

Воспитатель: «А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?»

Дети: «Солнце! Это самая огромная и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!»

Воспитатель: «Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться!»

Музыкальная пауза.

Воспитатель: «Ну, вот и все, ребята, нам пора возвращаться домой, на Землю. Но, чтобы быстро вернуться на Землю, мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из Космоса».

Прохождение пароля на возвращение из космоса (Приложение 9).

Воспитатель: «Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!»

Звучит фонограмма космической музыки, дети «возвращаются» из космоса, снимают скафандры.

Воспитатель: «Вот мы снова и дома, на Земле, в своем любимом детском саду. Скажите, ребята, вам трудно было в космосе?»

Дети: «Нет, совсем не трудно, а интересно!»

В коридоре раздаются шаги

Сотрудник: «Простите, вам просили передать».

Протягивает телеграмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту» и шоколадки «Марс».

Воспитатель: «Телеграмма? Интересно, от кого?»

Читает вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, Заблудившийся Космонавт».

Воспитатель: «Вот видите, ребята? Значит, мы не зря старались! Ой! А это что такое? Кажется указ Президента!»

Читает: «За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются дети подготовительной группы № 10 МДОУ № 33 «Мечта» медалями «Юному космонавту» и шоколадками «Марс».

Воспитатель: «Да, ребята, все космонавты являются героями своей страны и имеют правительственные награды. Теперь вы тоже герои своей страны, своего города. В честь героев-космонавтов называют улицы и различные городские объекты».

Ребенок: «А знаете ли вы, что в 1968 году город Гжатск (родной город Юрия Гагарина) был переименован в город Гагарин. С тех пор в нашей стране, в каждом городе и поселке, есть улица имени Юрия Гагарина и в нашем городе тоже».

Воспитатель: «Какие объекты в нашем городе, по своим названиям, имеют отношение к космосу?»

Дети: «Кинотеатр «Космос», кинотеатр «Сатурн», дом быта «Орбита», бульвар Космонавтов, торгово-развлекательный центр «Аэрохолл» (в нем есть 4 кинотеатра, которые имеют названия планет: Марс, Меркурий, Нептун и Юпитер)».

Церемония награждения.

Воспитатель: «Ну, вот и все, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Большое космическое путешествие

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе...

Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)

Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...

Проект "Большое космическое путешествие"

Проект "Большое космическое путешествие"   Цель: последовательное введение ребенка в мир элементарных знаний о космосе и первооткрывателях космоса. Задачи: развивать интерес к ...

"Большое космическое путешествие"

ИИтоговое досуговое мероприятие по теме "Космос" для старшего дошкольного возраста. Сценарий....

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности "Большое космическое путешествие"

Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и математическим планшетом....

КВН "Большое космическое путешествие"

Сценарий КВН "Большое космическое путешествие". Участники КВН дети,  родители и педагог....