"Большое космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
расширять кругозор детей, совершенствовать знания о космосе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira5.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Большое космическое путешествие»
Цель: расширять представления детей о космических полетах; закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики; о том, что в 2011 году исполняется 50 лет со дня полета в космос первого космонавта – Ю.А.Гагарина; совершенствовать знания о планетах Солнечной системы, их названия и расположение.
Материалы: глобус, портреты космонавтов, ученых, модели планет; большое зеркало, на котором прикреплена модель Солнца, нарисованы орбиты девяти планет, между четвертой и пятой орбитой расстояние больше, чем между остальными орбитами; предложения с перепутанными словами, буквенно-числовые карточки, гуашь белого, желтого и красного цветов, поролоновые шарики, «космические скафандры»; 2 радиограммы, посылка, «указ президента», золотые медали, шоколадки «Марс».
Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: основателя космонавтики К.Э.Циолковского, ученого-конструктора С.П.Королева, первого космонавта Ю.А.Гагарина, А.А.Леонова, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.
Ход занятия: под фонограмму космической музыки дети входят в зал, выполняют перестроения, в руках у них портреты ученых, космонавтов и другие картинки.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всем, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. А в этом году мы уделяем космосу особое внимание. И это не случайно. Как вы думаете, почему?»
Дети: «Потому что в 2011 году исполняется 50 лет со дня первого полета в космос Юрия Гагарина».
Воспитатель: «Правильно, молодцы!»
Показывает глобус.
Воспитатель: «Ребята, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?»
1 ребёнок: «Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский». Показывает портрет.
2 ребёнок: «Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник». Показывает портрет.
3 ребёнок: «На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка». Показывает картинку.
4 ребёнок: «А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России». Показывает портрет.
5 ребёнок:
«На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра».
(Т. Шорыгина)
6 ребёнок: «Сначала были одиночные полеты, а потом групповые по 2-3 и более человек».
7 ребёнок: «В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры-конструкторы, исследователи».
8 ребёнок: «Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос». Показывает портрет.
9 ребёнок: «Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт». Показывает портрет.
10 ребёнок: «Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос». Показывает портрет.
11 ребёнок: «Взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли, называется космодром «Байконур».
12 ребёнок: «В космос летали на космических кораблях «Восход», «Союз», «Буран»; станция «Мир», с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты». Показывает картинку.
Воспитатель: «Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Тогда давайте потренируемся». Воспитатель собирает картинки и портреты.
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…
В коридоре раздаются торопливые шаги, переходящие в бег. Раздается стук в дверь, входит сотрудник детского сада.
Сотрудник д/с: «Простите, вам срочная радиограмма…из Космоса!»
Воспитатель: «Из космоса? Большое спасибо. Странно, что бы это значило?»
Читает вслух: «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь. Заблудившийся космонавт».
«Ребята, что будем делать? Поможем?»
Дети: «Да! Поможем!»
Воспитатель: «Но для того, чтобы быстро оказаться в космосе, нам нужно пройти пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы почти сразу же окажемся в космосе».
Прохождение пароля После прохождения пароля дети поочередно подходят к столу и надевают бумажные скафандры.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Всем приготовиться к взлету!»
Игротренинг «Космонавт»
Воспитатель: «Вот мы с вами и в космосе. Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелегким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие».
Игра «Найди отличия»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы были предельно внимательны и быстро справились с первым препятствием. А вот и следующее препятствие. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета».
Игра «Семейка»
Воспитатель: «Молодцы, ребята, отлично справились и со вторым препятствием. А теперь вас ждет более сложное препятствие».
Игра «Составь предложение» (
Воспитатель: «Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть. А теперь еще одно, более сложное препятствие: нам надо разгадать зашифрованные слова».
Игра «Собери слово»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы справились с очень сложным заданием! А вот и нашлись сбившиеся планеты! Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты Солнечной системы».
Дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей»
Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность, уметь ориентироваться в пространстве и называть «соседей» планет.
Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта:
«По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон».
Десять детей стоят в ряд (десятая – Луна), двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов.
Воспитатель обращается к детям-планетам:
«Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей». (Венера и Марс).
«Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей». (Юпитер и Уран).
«Венера, подпрыгни! Назови своих соседей». (Меркурий и Земля).
«Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей». (Марс и Сатурн).
«А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?»
Ребенок: «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли».
Читает стихотворение Р. А. Алдониной:
«Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!»
Воспитатель: «Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса».
Показывает картинку.
«Недаром ее называют «Голубой планетой». Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь».
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета»:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету!»
Воспитатель: «Ребята, настало время выполнить наше главное задание. Давайте расставим планеты, каждую на свое место».
Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»
Цель: закреплять знания детей о Солнечной системе: знать названия, величину, расположение планет; знать, что в космосе помимо планет существует кольцо астероидов, огромное количество звезд и созвездий, комет, а самая крупная и яркая звезда – Солнце.
Ход игры: дети прикрепляют модели планет; между четвертой и пятой орбитой рисуют белой гуашью (с помощью поролоновых шариков) кольцо астероидов; желтой гуашью – звезды, желто-красной – кометы.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?»
Ребенок:
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
(Р.А.Алдонина)
Воспитатель: «А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?»
Дети: «Солнце! Это самая огромная и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!»
Воспитатель: «Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться!»
Музыкальная пауза.
Воспитатель: «Ну, вот и все, ребята, нам пора возвращаться домой, на Землю. Но, чтобы быстро вернуться на Землю, мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из Космоса».
Прохождение пароля на возвращение из космоса (Приложение 9).
Воспитатель: «Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!»
Звучит фонограмма космической музыки, дети «возвращаются» из космоса, снимают скафандры.
Воспитатель: «Вот мы снова и дома, на Земле, в своем любимом детском саду. Скажите, ребята, вам трудно было в космосе?»
Дети: «Нет, совсем не трудно, а интересно!»
В коридоре раздаются шаги
Сотрудник: «Простите, вам просили передать».
Протягивает телеграмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту» и шоколадки «Марс».
Воспитатель: «Телеграмма? Интересно, от кого?»
Читает вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, Заблудившийся Космонавт».
Воспитатель: «Вот видите, ребята? Значит, мы не зря старались! Ой! А это что такое? Кажется указ Президента!»
Читает: «За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются дети подготовительной группы № 10 МДОУ № 33 «Мечта» медалями «Юному космонавту» и шоколадками «Марс».
Воспитатель: «Да, ребята, все космонавты являются героями своей страны и имеют правительственные награды. Теперь вы тоже герои своей страны, своего города. В честь героев-космонавтов называют улицы и различные городские объекты».
Ребенок: «А знаете ли вы, что в 1968 году город Гжатск (родной город Юрия Гагарина) был переименован в город Гагарин. С тех пор в нашей стране, в каждом городе и поселке, есть улица имени Юрия Гагарина и в нашем городе тоже».
Воспитатель: «Какие объекты в нашем городе, по своим названиям, имеют отношение к космосу?»
Дети: «Кинотеатр «Космос», кинотеатр «Сатурн», дом быта «Орбита», бульвар Космонавтов, торгово-развлекательный центр «Аэрохолл» (в нем есть 4 кинотеатра, которые имеют названия планет: Марс, Меркурий, Нептун и Юпитер)».
Церемония награждения.
Воспитатель: «Ну, вот и все, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"
Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....
Большое космическое путешествие
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе...
Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)
Основная цель занятия - закрепить навык согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...
Проект "Большое космическое путешествие"
Проект "Большое космическое путешествие" Цель: последовательное введение ребенка в мир элементарных знаний о космосе и первооткрывателях космоса. Задачи: развивать интерес к ...
"Большое космическое путешествие"
ИИтоговое досуговое мероприятие по теме "Космос" для старшего дошкольного возраста. Сценарий....
Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности "Большое космическое путешествие"
Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и математическим планшетом....
КВН "Большое космическое путешествие"
Сценарий КВН "Большое космическое путешествие". Участники КВН дети, родители и педагог....