Интегрированный подход в экологическом обучении детей в условиях внедрения ФГТ
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме
Как известно, ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности. Воспитателю всегда необходимо помнить, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. Под экологизацией деятельности дошкольника нами понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды детской деятельности, что отражается, соответственно, и в методических подходах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_v_usloviyah_fgt.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход в экологическом обучении детей в условиях внедрения ФГТ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей осуществляется через экологическое образование.
Я хотела бы остановиться на проблеме экологизации различных видов деятельности ребенка и использовании в практике работы педагогов интегрированного подхода.
Как известно, ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности. Воспитателю всегда необходимо помнить, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. Под экологизацией деятельности дошкольника нами понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды детской деятельности, что отражается, соответственно, и в методических подходах. В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи. Таким образом, принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. Опыт показал, что эта модель внедряется во многих дошкольных учреждениях не так быстро, как хотелось бы. Зачастую воспитатели стараются говорить как можно больше сами, мгновенно поправляют детей, если они допустили какую-то неточность в высказываниях, не предлагают детям самим оценить ответы друг друга и подумать. При таком подходе все объясняет педагог, а ответы детей мгновенно им оцениваются: «неправильно», «не так». Ребенку не предоставляется право аргументации своих высказываний, воспитатель не пытается проследить ход мыслей ребенка, логика которого зачастую отличается от логики взрослого человека. В результате со временем дошкольник теряет интерес к таким занятиям или старается отвечать только так, чтобы воспитатель был доволен. Не развиваются оригинальное, нестандартное мышление, фантазия.
И еще один важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно все!). Ответы на неожиданные вопросы детей (а таких сегодня становится все больше) он может совместно с ребенком найти в литературе.
Непосредственная образовательная деятельность организовываются таким образом, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. Так, регулярно обсуждаются вопросы типа «Что будет, если... ?» (исчезнет вода, загрязнится река, срубят дерево...). Нужно создать ситуации, побуждающие дошкольников высказывать свои предположения, проверять их на практике, делать выводы. Например, дети сочиняют сказки, придумывают несуществующих животных, которые, однако, должны быть приспособлены к реальным условиям среды. На занятиях педагог работает «на уровне детей» — сидит вместе с ними за столиками во время экспериментирования и выполняет те же опыты, становится активным участником игр и т.п.
Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения. Важная особенность применения принципа интеграции заключается в том, что непосредственная образовательная деятельность воспитателей, специалистов объединяются одной темой, однако каждый из них при этом решает на занятиях задачи собственной программы.. Для реализации интегрированного подхода в работу включается весь коллектив. Педагог-эколог совместно со старшим воспитателем разрабатывают систему заданий экологического содержания для воспитателей и специалистов. Так, например, по блоку «Вода» педагог-эколог на занятиях проводит с детьми исследовательскую работу в лаборатории. Воспитатели во время прогулок наблюдают за снегом, льдом, инеем, лужами, ручейками, туманом (в зависимости от времени года), читают в группах рекомендованную педагогом-экологом литературу, проводят игры, слушают музыкальные произведения, рисуют, дают дошкольникам возможность самостоятельно поэкспериментировать с водой, наблюдают за обитателями аквариумов в группах. Музыкальный руководитель подбирает из своего репертуара произведения, связанные с тематикой блока (песни, танцы, классические и современные произведения), участвует в подготовке инсценировок, театральных постановок, экологических праздников. Инструктор по физкультуре не только организует различные подвижные игры, но и адаптирует для своих целей некоторые экологические сказки, включающее соревнования, игры. Экологическая комната и изостудия расположены рядом, и после занятий по экологии дети переходят в изостудию, где закрепляют материал в изобразительной деятельности. Для целей экологического образования используются и фольклорная комната, и уголок природы, музыкальный и физкультурный залы. Большое внимание экологическому образованию уделяется на занятиях по художественному труду. Таким образом происходит и интеграция образовательных областей «Безопасность», «Социализация» ,«Коммуникация», «Музыка», "«Художественное творчество»,
«Труд», «Чтение художественной литературы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...
Контрольная работа по теме :Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей в условиях детского сада"
Для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход....
Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...
Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию ________________________________________
Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную....
"Комплексный подход к развитию, обучению детей с ОВЗ в условиях модернизации образования"
Доклад для педагогов. Подготовила Кизина В.В. воспитаель высшей категории БДОУ г.Омска "Детский сад №194 компенсирующего вида" ...
Инновационные подходы в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Инновационные подходы в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС...