"Гармония красочного многоцветия"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Алымова Елена Васильевна

Долгосрочный педагогический проект - ознакомление с народными промыслами, для детей 4 года обучения с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_ivanovskoy_e.v._ds_no_6.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Название проекта: «Развитие творчества детей с ОВЗ дошкольного возраста посредствам декоративного рисования».

Творческое название: «Гармония красочного многоцветия».

Руководитель  проекта: Ивановская Елена Васильевна

                                                 

Состав проектной группы:

- Дети: Логинова Лиза, Воронеко Валера, Вязников Кирилл, Макрушин Гриша,  Кадоркин Егор, Калачев Гриша, Сазонов Андрей, Павлов Виталий

- Воспитатели: Ивановская Елена Васильевна

                            Воротникова Людмила Викторовна

- Родители воспитанников

Тип проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный

Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Развитие системы знаний о своеобразии народных промыслов. Формирование детских представлений о декоративно-прикладном искусстве, и выявления их влияния на развитие творчества дошкольников с ОВЗ в декоративном рисовании. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за достояние своей страны.

Задачи проекта:

  1. Подобрать диагностические методики для выявления эмоционального состояния,  изобразительной деятельности детей и проанализировать результаты мониторинга развития  у детей с ЗПР III и  IV года обучения.
  2. Разработать план по реализации данного проекта.
  3. Создать художественно-эстетическую, пространственно-предметную среду с учетом разработанного плана проекта.    

4. Повысить профессиональное мастерство педагогов  и педагогическое просвещение родителей по данной теме.

Задачи в работе с детьми:

  1. Развивать психические процессы  (воображение, мышление, память, речь и др.) и творческие возможности детей.
  2.  Развивать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, особенностях народного промысла.
  3. Освоить технику рисования элементов узора декоративной росписи.
  4. Развивать художественно-творческие способности детей.
  5.  Учить положительно, принимать результат своего труда и труда товарищей.
  6. Воспитывать ценностно-смысловое отношение детей к народным промыслам.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

  1. Народные промыслы – для чего они нужны?

Проблемные вопросы

  1. Где могут пригодиться знания и художественные навыки народных традиций и промыслов?

Учебные вопросы

  1. Какие существуют народные промыслы?
  2. История возникновения и развития разных видов промыслов?
  3. Что общего и чем они отличаются друг от друга?
  4. Как с помощью узоров народных промыслов украсить интерьер быта?

Пояснительная записка:

  1. актуальность проекта -  Для детей с ОВЗ создание и проявление собственного замысла является трудной задачей, развитие их творческих способностей в изобразительной деятельности значительно затруднено, особенно без специального обучения. Считаю, что народный промысел обладает большим педагогическим потенциалом, представляющим ценность для воспитания у детей любви и интереса к культуре своего народа, художественно-эстетического развития личности дошкольников. Особенность народного промысла (обобщенность и условность изображения, выразительность цвета, форм и образов, декоративность, яркость, узорчатость орнамента) делает его доступным восприятию дошкольников, позволяет широко использовать для развития у дошкольников художественно-творческих способностей.

  1. значимость на уровне ДОУ и социума – Планируя организационно образовательную деятельность  для детей с ОВЗ (4 года обучения область «Художественное творчество), выявила, что по новой методической литературе в рамках ФГОС не уделено особого внимания для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, который носит огромный познавательный характер (уникальность нашей необъятной страны, ценные исторические памятники, традиции, обычаи), нацелен на формирование детских представлений о декоративно-прикладном искусстве и выявление их влияния на развитие  творчества дошкольников в декоративном рисовании и их художественно-творческих способностей.

  1. личностная ориентация   Изучая психолого-педагогическую  литературу, я поняла, что, дети с ОВЗ являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.  Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, у детей  имеется отставание в психомоторном развитии, такие как - разные формы двигательных нарушений, нарушений тонкой моторики движений руки и пальцев, пространственной ориентации. А в дальнейшем это – низкая мотивация к образовательному процессу в школе.

  1. воспитательный аспект Художественно-стиливое направление рисования народного промысла – яркое, нарядное письмо, в гармонии красочного многоцветия, приносит много радости для детей.  Но, как правило, ООД в дошкольном учреждении  чаще сводятся к стандартному проведению и традиционным способам передачи новой информации. Для достижения поставленной цели необходимо заинтересовать дошкольников.  Поэтому, свою образовательную деятельность я организовываю с помощью игровой мотивации, постановке творческих заданий -  пользование различных нетрадиционных форм обучения, для того, чтобы не было отрицательных эмоций при неуспешном выполнении, неуверенности в себе, что влечет за собой отказ от деятельности.  

Содержание и этапы

Этапы работы

Содержание работы

Срок  выполнения

Ответственный

Организационный

Изучение методической литературы по теме проекта. Подбор методической и худ. литературы, иллюстраций, наглядного материала, изделий народного промысла.

Октябрь

Воспитатели

Подготовительный

Мониторинг, анкетирование родителей, создание художественно-эстетической, пространственно-предметной среды.

Октябрь-ноябрь

Воспитатели

Основной

Оформление выставки народных промыслов, ООД  по росписи и лепке из глины, работа по дереву,  игры, творческие задания, чтение историч. литературы, заучивание стихов, экспериментирование с материалами по созданию изделий своими руками. Поисково-исследовательская деятельность по созданию плана проекта. Просмотры докум. фильмов, обуч. слайдовых презентаций.


Взаимодействие сада и семьи: консультации, семинар-практикум для родителей, практические домашние задания, изготовление родителями Д/И и пособий по теме проекта.

Ноябрь - март

Воспитатели

Заключите-

льный

Мониторинг, анкетирование родителей; итоговое мероприятие по проекту:

  1. Оформление выставки детских работ, каждого этапа проекта
  2. Защита проекта детьми, по каждому виду народных промыслов
  3. Художественное слово «Слава народным мастерам».

Март

Воспитатели

Предполагаемые  результаты проекта

Развиты психические процессы  (воображение, мышление, память, речь и др.) и творческие способности детей;

Сформировано ценностно-смысловое отношение к декоративно-прикладному искусству и особенностях народного промысла;

Освоена техника рисования элементов узоров различных росписей.

Тематический план проектной деятельности для детей с ОВЗ 4 года обучения по декоративному рисованию


Дата


Тема


Цель


Оборудование


Технологии

Октябрь

3 неделя

«Народные промыслы» (малая выставка в  группе)

 Побуждать интерес к предметам народно прикладного искусства и истории их возникновения. Воспитывать любознательность, активность.

Изделия народно – прикладного – искусства, наглядный материал:

Дымка, Хохлома,

Гжель, Городец

Игровая ситуация «Мы в музее»

Октябрь

4 неделя

«Чудо – чудное, диво – дивное»

Рассказать об интересующих видах искусства: история вопроса; работа мастеров деревщиков и художников. Пополнять словарный запас. Воспитывать устойчивый интерес к народно – прикладному творчеству.

Наглядный материал:

Дымка, Хохлома,

Гжель, Городец.

Альбом «Народные промыслы»

Беседа

Ноябрь

1 неделя

«Наш план»

Совместно с детьми составить план – схему, по которой они смогут отследить, какой этап проекта уже пройден, что предстоит делать дальше. Вовлечь детей в проект через игровую ситуацию.



Цветные карандаши, лист А3, линейка.

Совместная продуктивно исследовательская деятельность.

Ноябрь

2 неделя

«Заходите к нам на огонек»

Познакомить родителей с темой, целью, планом проекта. Привлечь их к активному сотрудничеству.

Альбом «Народные промыслы», план проекта.

«Круглый стол»


 Д/З: Собрать и принести изделия народно – прикладного искусства.

Ноябрь

3 неделя

 Закрепить знания детей о видах искусства (названия, история и т.п.). Воспитывать желание рассказывать о своих интересах, делиться своими знаниями и т.п.

Изделия народно – прикладного искусства (из дома)

Совместная деятельность-

совместно с детьми оформить выставку принесенных ими изделий из дома.

Ноябрь

4 неделя

«Золотая Хохлома».Показ фото презентации

Поговорить о том, откуда же появился этот вид декоративно - прикладного искусства. Закрепить обозначения декоративное и прикладное. Поддерживать интерес к народным промыслам.

Наглядный материал Хохлома.

Альбом «Народные промыслы». Презентация.

Игровая ситуация –  «Эрудиты».


 Д/З: для защиты проекта изготовить Д/И «Хохлома» (репродукции изделий – разрезные картинки)

Декабрь

1 неделя

«Золотая Хохлома»

Дать представление об основных элементах, используемых художниками (трилистник, завиток, ягодка). Развивать технику рисования концом кисточки, всем ворсом.

Образец, разлинованный альбомный лист, гуашь, кисть белка №3, вода, салфетки.

Упражнения в прорисовке.


Д/З: Совместно с родителями закрепить элементы росписи.

Декабрь

2 неделя

«Украшение кружки элементами хохломской росписи».

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи – ее производстве и истории. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов.

Хохломская посуда, заготовки кружек, гуашь, кисть №3, вода, салфетки.

Организация развивающих игр с дорисовыванием росписи.


Д/З: Совместно с родителями закрепить элементы росписи.



Декабрь

3 неделя

«Выставка дымковских игрушек». Просмотр документального фильма.

Выявить знания детей о дымковской игрушке, об истории ее происхождения, названия элементов росписи.

Альбомные листы, простые карандаши, образец.

Док. фильм.

Беседа. Упражнения -зарисовать простым карандашом, элементы росписи.


 Д/З: для защиты проекта изготовить Д/И «Дымковская игрушка» (репродукции изделий – разрезные картинки).

Январь

2 неделя

«Дымковская игрушка – Конь»

Закрепить знания детей о свойствах глины, о том, что можно своими руками вылепить, игрушки и т.п. предметов народно – прикладного искусства. Учить лепить из глины коня.

Глина, дощечки, емкости с водой, репродукции, образец.

Продуктивная деятельность (лепка).

Январь

3 неделя

«Дымковская роспись»

Учить приемам рисования дымковской росписи, наносить элементы росписи, соблюдая пропорции с размером игрушки; рисовать кистью, держа руку на весу без опоры. Развивать зрительную координацию, цветовосприятие.

Заготовки глиняных игрушек, кисти, гуашь, вода, салфетки, образец.

Продуктивная деятельность (роспись).

Январь

4 неделя

«Городец». Слайдовая обуч. презентация

Беседа об истории и о видах городецкой росписи (цветочная, цветочная с включением мотива «конь», и «птица», сюжетная). Выявить знания уже полученные ранее. Побуждать мотивацию к научению росписи деревянных изделий. Учить поэтапному рисованию цветочной росписи.

Образец, разлинованный альбомный лист, гуашь, кисть белка №3, вода, салфетки. Презентация.

Беседа. Продуктивная деятельность.


Д/З: для защиты проекта изготовить Ширму «Городец» (репродукции изделий).

Февраль

1 неделя

«Деревянная мастерская»

Рассказать о старинной профессии мастера - деревщика и показать детям в общих чертах, как и с помощью каких инструментов из простой дощечки получаются фигурные доски, деревянные ложки и т.п., которые в последствии становятся расписными шедеврами. В конце показа, дети получают в подарок фигурные доски.

«Поход в мастерскую» Показ демонстрирует плотник  Д/С Василий Иванович.


Д/З: «Умелые ручки». Дети совместно с родителями, с помощью мелкой наждачной бумаги, шлифуют доски и ложки. Интересуются у родителей, для чего необходима эта работа.

Февраль

3 неделя

«Городецкий цветок».

Учить наносить по образцу, городецкий цветок с элементами данной росписи на деревянные доски. Развивать зрительную координацию, цветовосприятие.

Заготовки фигурных досок, кисти, вода, гуашь, салфетки.

Продуктивная деятельность.

Февраль

2 неделя

«Искусство гжельских мастеров»  Просмотр докум.фильма

Вызвать интерес к данному виду росписи, к ее истории. Обратить внимание на элементы росписи, отличительную цветовую гамму. Создать атмосферу таинства и желание узнавать больше об истории народных промыслов.

Мультимедийная установка, запись фильма.

Просмотр учебного фильма.

Февраль

4 неделя

«Украшение чайника элементами гжельской росписи».

Учить наносить узор симметрично и сразу кисточкой без предварительного наброска простым карандашом; умение располагать рисунок по заданным параметрам.

Заготовки чайничков из бумаги, разделенные на 2 части по вертикале, левая сторона уже расписана, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Продуктивная деятельность.

Март

1 неделя

«Как прекрасен этот мир».

Подвести детей к заключительному этапу проекта, закрепить знания о разных видах народно – прикладного искусства, историю их происхождения.

Игровая беседа.

Март

2 неделя

«Гармония красочного многоцветия».

Оформление выставки детских работ, каждого этапа проекта; защита проекта детьми, по каждому виду народных промыслов;

художественное слово «Слава народным мастерам».

Предметы народных промыслов; наглядный материал по данной теме; детские работы по проекту; Д/И изготовленные руками родителей и детей; костюмы для ряженья.

Открытое мероприятие для детей и работников ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красочный мир глазами малютки.

Консультация и рекомендации для молодых родителей. Написана в соавторстве с дефектологом: Морозовой Викторией Леонидовной....

Красочные консультации

Что делать с ябедами?Если дети балуются.Истерики.Если у ребёнка нет друзей.Рассеяные дети.Если ребёнок упрямится.Если ребёнок часто обманывает.Активные дети....

«Многоцветие народных промыслов»

В ходе совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Русская ярмарка» детей заинтересовало слово «ярмарка» и связанное с ней веселье. Они предложи...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы на тему «Та, что за летом пришла, многоцветье принесла»

Цель: углублять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить их называть и...

"Многоцветие Югорского фольклора"

сценарий конкурсного мероприятия, посвященное детским писателям Югры...

Многоцветье долгожданного лета

Краткий рассказ о пробуждении природы и наступлении лета....