"Гармония красочного многоцветия"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Долгосрочный педагогический проект - ознакомление с народными промыслами, для детей 4 года обучения с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_ivanovskoy_e.v._ds_no_6.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Развитие творчества детей с ОВЗ дошкольного возраста посредствам декоративного рисования».
Творческое название: «Гармония красочного многоцветия».
Руководитель проекта: Ивановская Елена Васильевна
Состав проектной группы:
- Дети: Логинова Лиза, Воронеко Валера, Вязников Кирилл, Макрушин Гриша, Кадоркин Егор, Калачев Гриша, Сазонов Андрей, Павлов Виталий
- Воспитатели: Ивановская Елена Васильевна
Воротникова Людмила Викторовна
- Родители воспитанников
Тип проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный
Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Развитие системы знаний о своеобразии народных промыслов. Формирование детских представлений о декоративно-прикладном искусстве, и выявления их влияния на развитие творчества дошкольников с ОВЗ в декоративном рисовании. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за достояние своей страны.
Задачи проекта:
- Подобрать диагностические методики для выявления эмоционального состояния, изобразительной деятельности детей и проанализировать результаты мониторинга развития у детей с ЗПР III и IV года обучения.
- Разработать план по реализации данного проекта.
- Создать художественно-эстетическую, пространственно-предметную среду с учетом разработанного плана проекта.
4. Повысить профессиональное мастерство педагогов и педагогическое просвещение родителей по данной теме.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать психические процессы (воображение, мышление, память, речь и др.) и творческие возможности детей.
- Развивать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, особенностях народного промысла.
- Освоить технику рисования элементов узора декоративной росписи.
- Развивать художественно-творческие способности детей.
- Учить положительно, принимать результат своего труда и труда товарищей.
- Воспитывать ценностно-смысловое отношение детей к народным промыслам.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
- Народные промыслы – для чего они нужны?
Проблемные вопросы
- Где могут пригодиться знания и художественные навыки народных традиций и промыслов?
Учебные вопросы
- Какие существуют народные промыслы?
- История возникновения и развития разных видов промыслов?
- Что общего и чем они отличаются друг от друга?
- Как с помощью узоров народных промыслов украсить интерьер быта?
Пояснительная записка:
- актуальность проекта - Для детей с ОВЗ создание и проявление собственного замысла является трудной задачей, развитие их творческих способностей в изобразительной деятельности значительно затруднено, особенно без специального обучения. Считаю, что народный промысел обладает большим педагогическим потенциалом, представляющим ценность для воспитания у детей любви и интереса к культуре своего народа, художественно-эстетического развития личности дошкольников. Особенность народного промысла (обобщенность и условность изображения, выразительность цвета, форм и образов, декоративность, яркость, узорчатость орнамента) делает его доступным восприятию дошкольников, позволяет широко использовать для развития у дошкольников художественно-творческих способностей.
- значимость на уровне ДОУ и социума – Планируя организационно образовательную деятельность для детей с ОВЗ (4 года обучения область «Художественное творчество), выявила, что по новой методической литературе в рамках ФГОС не уделено особого внимания для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, который носит огромный познавательный характер (уникальность нашей необъятной страны, ценные исторические памятники, традиции, обычаи), нацелен на формирование детских представлений о декоративно-прикладном искусстве и выявление их влияния на развитие творчества дошкольников в декоративном рисовании и их художественно-творческих способностей.
- личностная ориентация Изучая психолого-педагогическую литературу, я поняла, что, дети с ОВЗ являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, у детей имеется отставание в психомоторном развитии, такие как - разные формы двигательных нарушений, нарушений тонкой моторики движений руки и пальцев, пространственной ориентации. А в дальнейшем это – низкая мотивация к образовательному процессу в школе.
- воспитательный аспект Художественно-стиливое направление рисования народного промысла – яркое, нарядное письмо, в гармонии красочного многоцветия, приносит много радости для детей. Но, как правило, ООД в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному проведению и традиционным способам передачи новой информации. Для достижения поставленной цели необходимо заинтересовать дошкольников. Поэтому, свою образовательную деятельность я организовываю с помощью игровой мотивации, постановке творческих заданий - пользование различных нетрадиционных форм обучения, для того, чтобы не было отрицательных эмоций при неуспешном выполнении, неуверенности в себе, что влечет за собой отказ от деятельности.
Содержание и этапы
Этапы работы | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственный |
Организационный | Изучение методической литературы по теме проекта. Подбор методической и худ. литературы, иллюстраций, наглядного материала, изделий народного промысла. | Октябрь | Воспитатели |
Подготовительный | Мониторинг, анкетирование родителей, создание художественно-эстетической, пространственно-предметной среды. | Октябрь-ноябрь | Воспитатели |
Основной | Оформление выставки народных промыслов, ООД по росписи и лепке из глины, работа по дереву, игры, творческие задания, чтение историч. литературы, заучивание стихов, экспериментирование с материалами по созданию изделий своими руками. Поисково-исследовательская деятельность по созданию плана проекта. Просмотры докум. фильмов, обуч. слайдовых презентаций. Взаимодействие сада и семьи: консультации, семинар-практикум для родителей, практические домашние задания, изготовление родителями Д/И и пособий по теме проекта. | Ноябрь - март | Воспитатели |
Заключите- льный | Мониторинг, анкетирование родителей; итоговое мероприятие по проекту:
| Март | Воспитатели |
Предполагаемые результаты проекта
Развиты психические процессы (воображение, мышление, память, речь и др.) и творческие способности детей;
Сформировано ценностно-смысловое отношение к декоративно-прикладному искусству и особенностях народного промысла;
Освоена техника рисования элементов узоров различных росписей.
Тематический план проектной деятельности для детей с ОВЗ 4 года обучения по декоративному рисованию
Дата | Тема | Цель | Оборудование | Технологии |
Октябрь 3 неделя | «Народные промыслы» (малая выставка в группе) | Побуждать интерес к предметам народно прикладного искусства и истории их возникновения. Воспитывать любознательность, активность. | Изделия народно – прикладного – искусства, наглядный материал: Дымка, Хохлома, Гжель, Городец | Игровая ситуация «Мы в музее» |
Октябрь 4 неделя | «Чудо – чудное, диво – дивное» | Рассказать об интересующих видах искусства: история вопроса; работа мастеров деревщиков и художников. Пополнять словарный запас. Воспитывать устойчивый интерес к народно – прикладному творчеству. | Наглядный материал: Дымка, Хохлома, Гжель, Городец. Альбом «Народные промыслы» | Беседа |
Ноябрь 1 неделя | «Наш план» | Совместно с детьми составить план – схему, по которой они смогут отследить, какой этап проекта уже пройден, что предстоит делать дальше. Вовлечь детей в проект через игровую ситуацию. | Цветные карандаши, лист А3, линейка. | Совместная продуктивно исследовательская деятельность. |
Ноябрь 2 неделя | «Заходите к нам на огонек» | Познакомить родителей с темой, целью, планом проекта. Привлечь их к активному сотрудничеству. | Альбом «Народные промыслы», план проекта. | «Круглый стол» Д/З: Собрать и принести изделия народно – прикладного искусства. |
Ноябрь 3 неделя | Закрепить знания детей о видах искусства (названия, история и т.п.). Воспитывать желание рассказывать о своих интересах, делиться своими знаниями и т.п. | Изделия народно – прикладного искусства (из дома) | Совместная деятельность- совместно с детьми оформить выставку принесенных ими изделий из дома. | |
Ноябрь 4 неделя | «Золотая Хохлома».Показ фото презентации | Поговорить о том, откуда же появился этот вид декоративно - прикладного искусства. Закрепить обозначения декоративное и прикладное. Поддерживать интерес к народным промыслам. | Наглядный материал Хохлома. Альбом «Народные промыслы». Презентация. | Игровая ситуация – «Эрудиты». Д/З: для защиты проекта изготовить Д/И «Хохлома» (репродукции изделий – разрезные картинки) |
Декабрь 1 неделя | «Золотая Хохлома» | Дать представление об основных элементах, используемых художниками (трилистник, завиток, ягодка). Развивать технику рисования концом кисточки, всем ворсом. | Образец, разлинованный альбомный лист, гуашь, кисть белка №3, вода, салфетки. | Упражнения в прорисовке. Д/З: Совместно с родителями закрепить элементы росписи. |
Декабрь 2 неделя | «Украшение кружки элементами хохломской росписи». | Закрепить знания об особенностях хохломской росписи – ее производстве и истории. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов. | Хохломская посуда, заготовки кружек, гуашь, кисть №3, вода, салфетки. | Организация развивающих игр с дорисовыванием росписи. Д/З: Совместно с родителями закрепить элементы росписи. |
Декабрь 3 неделя | «Выставка дымковских игрушек». Просмотр документального фильма. | Выявить знания детей о дымковской игрушке, об истории ее происхождения, названия элементов росписи. | Альбомные листы, простые карандаши, образец. Док. фильм. | Беседа. Упражнения -зарисовать простым карандашом, элементы росписи. Д/З: для защиты проекта изготовить Д/И «Дымковская игрушка» (репродукции изделий – разрезные картинки). |
Январь 2 неделя | «Дымковская игрушка – Конь» | Закрепить знания детей о свойствах глины, о том, что можно своими руками вылепить, игрушки и т.п. предметов народно – прикладного искусства. Учить лепить из глины коня. | Глина, дощечки, емкости с водой, репродукции, образец. | Продуктивная деятельность (лепка). |
Январь 3 неделя | «Дымковская роспись» | Учить приемам рисования дымковской росписи, наносить элементы росписи, соблюдая пропорции с размером игрушки; рисовать кистью, держа руку на весу без опоры. Развивать зрительную координацию, цветовосприятие. | Заготовки глиняных игрушек, кисти, гуашь, вода, салфетки, образец. | Продуктивная деятельность (роспись). |
Январь 4 неделя | «Городец». Слайдовая обуч. презентация | Беседа об истории и о видах городецкой росписи (цветочная, цветочная с включением мотива «конь», и «птица», сюжетная). Выявить знания уже полученные ранее. Побуждать мотивацию к научению росписи деревянных изделий. Учить поэтапному рисованию цветочной росписи. | Образец, разлинованный альбомный лист, гуашь, кисть белка №3, вода, салфетки. Презентация. | Беседа. Продуктивная деятельность. Д/З: для защиты проекта изготовить Ширму «Городец» (репродукции изделий). |
Февраль 1 неделя | «Деревянная мастерская» | Рассказать о старинной профессии мастера - деревщика и показать детям в общих чертах, как и с помощью каких инструментов из простой дощечки получаются фигурные доски, деревянные ложки и т.п., которые в последствии становятся расписными шедеврами. В конце показа, дети получают в подарок фигурные доски. | «Поход в мастерскую» Показ демонстрирует плотник Д/С Василий Иванович. Д/З: «Умелые ручки». Дети совместно с родителями, с помощью мелкой наждачной бумаги, шлифуют доски и ложки. Интересуются у родителей, для чего необходима эта работа. | |
Февраль 3 неделя | «Городецкий цветок». | Учить наносить по образцу, городецкий цветок с элементами данной росписи на деревянные доски. Развивать зрительную координацию, цветовосприятие. | Заготовки фигурных досок, кисти, вода, гуашь, салфетки. | Продуктивная деятельность. |
Февраль 2 неделя | «Искусство гжельских мастеров» Просмотр докум.фильма | Вызвать интерес к данному виду росписи, к ее истории. Обратить внимание на элементы росписи, отличительную цветовую гамму. Создать атмосферу таинства и желание узнавать больше об истории народных промыслов. | Мультимедийная установка, запись фильма. | Просмотр учебного фильма. |
Февраль 4 неделя | «Украшение чайника элементами гжельской росписи». | Учить наносить узор симметрично и сразу кисточкой без предварительного наброска простым карандашом; умение располагать рисунок по заданным параметрам. | Заготовки чайничков из бумаги, разделенные на 2 части по вертикале, левая сторона уже расписана, гуашь, кисти, вода, салфетки. | Продуктивная деятельность. |
Март 1 неделя | «Как прекрасен этот мир». | Подвести детей к заключительному этапу проекта, закрепить знания о разных видах народно – прикладного искусства, историю их происхождения. | Игровая беседа. | |
Март 2 неделя | «Гармония красочного многоцветия». | Оформление выставки детских работ, каждого этапа проекта; защита проекта детьми, по каждому виду народных промыслов; художественное слово «Слава народным мастерам». | Предметы народных промыслов; наглядный материал по данной теме; детские работы по проекту; Д/И изготовленные руками родителей и детей; костюмы для ряженья. | Открытое мероприятие для детей и работников ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красочный мир глазами малютки.
Консультация и рекомендации для молодых родителей. Написана в соавторстве с дефектологом: Морозовой Викторией Леонидовной....
Красочные консультации
Что делать с ябедами?Если дети балуются.Истерики.Если у ребёнка нет друзей.Рассеяные дети.Если ребёнок упрямится.Если ребёнок часто обманывает.Активные дети....
«Многоцветие народных промыслов»
В ходе совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Русская ярмарка» детей заинтересовало слово «ярмарка» и связанное с ней веселье. Они предложи...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы на тему «Та, что за летом пришла, многоцветье принесла»
Цель: углублять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить их называть и...
"Многоцветие Югорского фольклора"
сценарий конкурсного мероприятия, посвященное детским писателям Югры...
Многоцветье долгожданного лета
Краткий рассказ о пробуждении природы и наступлении лета....