Детско-родительский проенкт "Мой любимый цветок".
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Цель: систематизация представлений о разнообразии комнатных цветковых растений, способах ухода и выращивания, их пользе для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_cvetok.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 116 г. Томска
Детско - родительский проект
«Мой любимый цветок».
Срок реализации:
5 сентября-30 октября 2012 года.
Автор: Тюменцева Галина Николаевна.
Воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида
№ 116 г. Томска.
634050 г. Томск, переулок Базарный, 11.
Телефон: 51 – 39 – 27.
Томск-2012
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.
Проблема. В процессе работы в природном уголке у детей возник вопрос: «Зачем нужны комнатные растения? Зачем нужно садить комнатные растения и ухаживать за ними?».
Так возникла идея исследования.
Актуальность проекта. В 21 веке очень остро проявляются экологические проблемы: человек властно вмешивается в мир природы, не думая о последствиях. Именно поэтому по всей планете участились экологические катаклизмы. С раннего детства надо воспитывать в людях экологическую культуру, т. к. это длительный процесс. Именно с детских лет надо закладывать в детях представление о том, что человек - это часть природы и он нуждается в экологически чистой среде. Поэтому важно, чтобы дети умели видеть красоту природы и понимать её ценность, т. к. именно от состояния окружающей среды зависит наша дальнейшая жизнь и здоровье.
Предмет проектной деятельности. Работая над данным проектом, я знакомлю детей со способами общения с природой: формирую умения любоваться окружающим миром природы и обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе. Особенно активизируется работа по формированию экологической культуры во время наблюдений. Наблюдая за комнатным растением, дети знакомятся с функцией его органов: корни удерживают растение в земле и всасывают из неё питательные вещества и воду, стебель является проводником этих питательных веществ дальше к цветам и листьям. Рассматривая комнатные растения, каждый ребёнок учиться различать их по характерным признакам строения (форме и окраске листьев и цветов), правильно называть их. А в дальнейшем на основе приобретённых знаний формируется у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, реалистическое понимание явлений природы и эстетически относиться ко всему живому.
Цель. Систематизация представлений о разнообразии комнатных цветковых растений, способах ухода и выращивания, их пользе для здоровья человека.
Задачи.
1.Развивать поисково-исследовательскую деятельность.
2.Закреплять знания детей о комнатных цветковых растениях.
3. Развивать умение детей узнавать растения по описанию и внешнему виду.
4. Формировать бережное отношение к цветам.
5. Воспитывать любовь к красоте окружающего мира.
6. Активизировать потребность детей к познанию живой природы, в частности любимых комнатных растений.
Гипотеза: В процессе заботливого отношения детей к комнатным растениям в детском саду и дома - раскрыть их значение для здоровья человека (очищают воздух, улучшают самочувствие) и эстетический аспект (украшают наши помещения и окружающую среду).
Суть данного проекта. Каждый ребёнок выбирает в качестве объекта любимый цветок и в процессе наблюдения, рассмотрения его и опираясь на знания, полученные на занятиях, во время проведений опытов в детском саду, изучения строения растений и используя помощь родителей составляет в альбоме подробное описание выбранного объекта. А также сочиняет рассказ или сказку о данном цветке, где раскрывают «характер» и его «привычки».
Ожидаемые результаты.
У детей систематизируются представления о разнообразии комнатных растений, способах ухода и выращивания, их пользе для здоровья человека.
Сформируется потребность к познанию живой природы, в частности любимых комнатных растений.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Постановка целей и задач.
Определение объектов исследования.
Создание картотеки художественного слова (стихи, загадки, пословицы, сказки о цветах).
Подбор необходимого иллюстративного материала, энциклопедий, книг о цветах.
2 этап. Основной (познавательно - исследовательский).
Проведение цикла наблюдений за цветами в группе, дома и на прогулках.
Беседы о разнообразии цветов на Земле и просмотр иллюстраций и книг о цветах.
Рассмотрение системной паутинки и изучение мест произрастания цветов и их многообразия.
Изучение строения цветов и правил ухода за ними.
ЧХЛ - чтение сказок, стихов, пословиц о цветах.
Проведение цикла занятий: «Комнатные растения - спутники жизни», «Какие бывают цветы», «О чём рассказали цветы?».
Проведение игровой деятельности с детьми: подвижных игр, дидактических: словесных, настольно - печатных.
Выполнение совместной детско - родительской творческой работы в альбомах «Мой любимый цветок».
3этап. Заключительный - закрепление полученных знаний.
Подведение итогов, выводов.
Презентация альбомов «Мой любимый цветок».
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.
Конспекты мероприятий совместной образовательной деятельности.
Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».
Фея говорит детям, что они выросли из семени и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки, стрекозы. Дети – необычные цветы – они умеют двигаться. Предлагает встать в круг и сплести из цветов венок.
Дидактические игры.
«Найди по описанию», «Загадаю - отгадай», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди растение», «Четвертый лишний», Магазин «Цветы».
Словесные игры.
Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры.
Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».
Настольные игры:
«Выложи цветы из мозаики», «Парные картинки», «Собери букет из кубиков», «Цветочное лото», «Домино».
Загадывание загадок.
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Продуктивные виды деятельности.
Лепка «Чудесные цветы».
Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов. Развивать фантазию, воображение детей.
Рисование «Мой любимый цветок».
Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
Трудовая деятельность.
Уголок природы. Уход за растениями.
Цели. Обобщение представлений детей об уходе за комнатными растениями; закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений; обобщение знаний о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развитие связной монологической речи через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развитие трудовых умений, соответствующих содержанию знаний; знакомство с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитание любви к растениям, желания ухаживать за ними, умения общаться с природой как живым организмом.
Полив комнатных растений.
Цель. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
Мытьё комнатных растений.
Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Обогащать словарь путём введения новых слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать в уголке природы, ответственно относиться к уходу за растениями.
Наблюдения.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать словарный запас.
Чтение художественной литературы.
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая».
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, подвижные игры.
Составление фантастических рассказов о цветах.
Совместная творческая работа детей и родителей по созданию альбома «Мой любимый цветок»
Дидактические игры.
«Найди растение».
Дидактическая задача: умение находить растение по карточке-определителю (на карточках схематично изображены основные признаки растения); уметь найти его в уголке природы и определить название.
Игровое действие: Поиск предмета по описанию.
Правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
«Найди по описанию».
Дидактическая задача: Формировать умение находить растение по перечисленным признакам.
Игровое действие: Поиск предмета по загадке-описанию.
Правило: Показывать растение можно только после рассказа воспитателя .
«Загадаю - отгадай».
Дидактическая задача: Развивать умение описывать растение и находить его по описанию.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило: Описывать растение, нужно не называя его.
«К названному растению беги».
Дидактическая задача: Учить быстро, находить названное растение.
Игровое действие: Соревнование кто быстрее найдет растение.
Правило: Бежать можно только после сигнала воспитателя.
«Собери цветок».
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление; закреплять знание комнатных, садовых, полевых, лесных цветов
Игровое действие: Соревнование кто быстрее найдет растение.
Магазин «Цветы».
Дидактическая задача: Описать, найти и назвать растение по характерным признакам
Правило: Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
«Четвертый лишний».
Дидактическая задача: Выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.
Игровое действие: Отгадать, какое слово лишнее.
Правило: Найдя лишнее слово, нужно объяснить, почему оно лишнее..
Пословицы и поговорки.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Гуще меду нету, чем с лесного цвета.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
На цвет и пчелки летят.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Картотека художественного слова.
***
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу-сластену в гости ждет,
Бери, мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее и вот –
Цветок увял, но зреет плод.
Н. Грибачев
***
Ваза с букетом
Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди несут их довольно домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели,
Когда в майский день подарил цветы я.
С. Васильева
***
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном краю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Н. Старшинова
А. Фет
***
Ландыш
Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелечку тонкому – дарят аромат.
В мае распускаются и цветут в лесу.
Даже книга Красная бережет красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдет,
Белый и душистый цветик не сомнет.
В. Мирясова
***
Фиалка
У фиалки нежный аромат,
И над лесом, может быть, от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
С. Васильева
***
Одуванчик.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой.
Не боялся ничего,
Даже ветра самого
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
З. Александрова
***
Белая ромашка.
В середине – желтый цвет.
Возьми меня с собою,
Украшу твой букет.
Е. Зитта
***
***
Василек
Горюет синий василек во ржи:
Со мной не хочет колосок дружить.
Гордится он высоким назначением –
Душистым хлебом станет и печеньем.
Не зазнавайся, колосок,
Во ржи простой я сорнячок,
А возле дома под любым окном
Культурным стать могу цветком.
Открою вам я свой секрет сейчас –
Могу лекарством быть для вас!
В. Мирясова
***
Лилия
Белая лилия – нежный цветок,
Красиво изогнут ее лепесток.
Как колокольчик, раскрылся бутон,
Вот-вот раздастся серебряный звон.
Приятен и стоек ее аромат,
На листьях росинки искрятся, блестят.
С. Васильева
***
Нарцисс
Я цветочек не парадный,
Но веселый и нарядный,
Желтый или белый,
Как подснежник смелый.
Я мороза не боюсь
И на клумбе появлюсь,
Будет вам весною
Веселей со мною.
В. Мирясова
***
Тюльпан
Тюльпан стремится к небу горделивый,
Желтый или красный – он любой красивый.
На маленький овал похож его бутон,
В луковке зимою сохранился он.
На утренней заре раскроется чуть-чуть –
Хочется ему на солнышко взглянуть,
А на закате снова ляжет спать –
И не нужна ему для этого кровать.
В. Мирясова
***
Бальзамин
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю. Его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж больно он ярок, уж больно хорош,
Уж больно на мамину сказку похож!
(Е. Благинина)
Загадки
А теперь друзья-ребятки,
Отгадайте-ка загадки
Все стихи здесь про цветы
Я их знаю, ну а ты?
***
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет.
(Подснежник)
***
Он мачеха, и мать
Как цветочек, этот звать
(Мать-и-мачеха)
***
Прячет цветок
Сладкий медок.
И в названье мед таиться
Узнаете? (Медуница)
***
Белый цветок,
Кислый цветок
В суп пригодиться,
Зовут его…?
(Кислица)
***
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
(Одуванчик)
***
На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают?
(На ромашке)
***
Вдоль дороге у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо…
(Василек)
***
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту – красавица.
Солнцу улыбается.
(Кувшинка)
***
Жаркий ветер дунул круто,
Что за шарик он растряс?
Вся семья на парашютах
Пролетела мимо нас.
(Одуванчик)
***
Над шипами острыми
Гроздь бутона пестрая,
Дарят нежный аромат,
Украшая летний сад.
Мне бы их обнять немножко,
Но уколются ладошки.
(Роза)
***
Куст – оконный и балконный;
Лист пушистый и душистый,
А цветы в окошке
Словно шапка в огне.
(Герань)
***
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
(Ландыши)
***
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
(Подорожник)
***
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(Подснежник)
***
Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весной встретила
На лесной дорожке.
(Подснежник)
***
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги.
Неприметен он на вид.
(Подорожник)
***
Выглянул цветочек
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной.
(Подснежник)
***
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
(Крапива)
Пословицы и поговорки.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Гуще меду нету, чем с лесного цвета.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
На цвет и пчелки летят.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cовместный детско-родительский проект “Мой любимый город Нефтекамск”
Проект “Мой любимый город Нефтекамск”...
Детско-родительский проект "Мой любимый посёлок"
Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию....
Детско-родительский проект «Моя любимая кошка»
Цель исследования: почему кошка мурлычет....
Детско-родительский проект «Моя любимая книга»
Нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Педагоги должны помочь семье в литературном развитии...
Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад».
Cовместный детско-родительский субботник «Любимый чистый – детский сад» в рамках акции «Добрые дела»....
Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад».
Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад»....