«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».
статья по обж (подготовительная группа)
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21g._pdd_soob.iz_opyta.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109»
Сообщение из опыта работы на тему:
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Черныш В.Н.
Г. Дзержинск 2021 г.
Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где пострадавшими, к сожалению, являются и дети. И это при том, что в школах, детских садах регулярно проводятся уроки, занятия по правилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы, КВН и т.д.
Почему так происходит? Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана со следующими факторами:
-резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;
-большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.
Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:
- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации.
- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
- основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
- проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
- проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.
В своей работе я использую следующие приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации:
Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:
- опыта,
- рассказа об опыте,
- различных наглядных средств, ТСО,
- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий.
Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.
Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых:
- фактов, явлений;
- мнений ученых, писателей, сказочных героев;
- мнений самих дошкольников;
- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств;
Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.
Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки.
В своей работе, применяя технологию проблемного обучения, я использую четыре уровня проблемности:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам:
- действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;
- проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.
- дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона;
-подбор ситуаций опирается на опыт детей;
Например, детям предлагались серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге;
-сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете нашего города;
-на магнитной доске дети находили и исправляли ошибки пешеходов,
-во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения;
-во время чтения литературных произведений (Н.Носов «Автомобиль», К.Чуковский «Тараканище», «Айболит», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.
Также в своей работе, для решения проблемных ситуаций, я ввожу следующие сюжеты: «Маша в нашем городе» - долгосрочная игра; « Два брата (светофор для транспорта и для пешехода); сочинение сказки «Приключения колобка в городе»; « В мире дорожных знаков»;«Это каждый пассажир должен знать обязательно на «5»; «Светофорчик в гостях у ребят».
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка.
Картотека проблемных ситуаций
- Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?
- На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?
- Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?
- Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?
- Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что ты будешь делать?
- Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
- Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?
- Какой переход более безопасный?
- Почему опасно болтать при переходе дороги?
- Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»
Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни у старших дошкольников...
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Выступление по обучению дошкольников ПДД методом проблемных ситуаций...
Презентация "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО"
С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей, улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам пр...
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Консультация по ПДД...
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Материал ХI Международной научно - практической конференции...
Презентация на тему: «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций».
laquo;Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»....
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует...