Беседа "Права ребенка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Чебурашка» п. Алябьевский.
Занятие.
Ознакомление детей с окружающим миром.
Тема: «Права ребёнка».
Старшая группа.
Воспитатель: Охлопкова Н. А.
2010 год.
Программное содержание: Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Познакомить детей с символами: «Право на дом и семью», «Право на имя», «Право на любовь и заботу».
Закрепить знания о правах ребёнка на медицинское обслуживание и образование.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Словарная работа: права, род.
Индивидуальная работа: с Сашей Е., Алёшей М, Аней М.
Материал: Книга, на обложке которой написано «Права ребёнка». Костюм Бабы Яги. Дом Бабы Яги (избушка). Искусственные цветы. Жетоны символы: «Право на имя», «Право на дом», «Право на лечение», «Право на обучение», «Право на любовь и заботу», колобок, обручи.
Методы: Наглядный, словесный, игровой.
Приёмы: Показ книги «Права ребёнка», игровое упражнение «Разложи символы», появление персонажа, вопросы, игра: «Назови своё полное имя», показ символов.
Ход занятия:
Показать книгу «Права ребёнка».
- Ребята, кто узнал, что это за книга?
- О чём написано в этой книге?
- Правильно, это книга о правах ребёнка.
- Мы с вами уже рассматривали её и познакомились с правом на лечение и образование.
- Что значит право на лечение? (Если дети заболели, они имеют право обратиться за помощью в любую больницу и получить лечение).
- Как вы понимаете, что значит право на образование? (Дети имеют право посещать детский сад и школу и получать там знания, чему-то научиться).
- Перед вами находятся символы, я прошу вас разложить их в обручи. В один обруч положите символ «Право на лечение», в другой обруч «Право на образование».
(Спросить какие символы они положат в обруч).
(Дети раскладывают символы, садятся).
- Сегодня я познакомлю вас с другими правами детей.
(Забегает Б. Яга, забирает книгу).
Б. Яга:- Малы вы ещё права изучать. А эту книгу я почитаю.
(Б. Яга уходит и прячется за своей избушкой).
Воспитатель:- Ну и Б. Яга отобрала нашу книгу. Что же нам теперь делать?
- Я предлагаю отправиться за ней следом и вернуть книгу.
(Дети встают).
Воспитатель:- Б. Яга живёт вот за той снежной горой, чтобы быстрее добраться, закройте глаза и повернитесь вокруг себя.
(Дети выполняют, в это время простынь убирается с домика).
Воспитатель:- Вот избушка Б. Яги. Постучим?
Б. Яга: - Кто, вы такие? Чего явились? Я гостей не жду.
Воспитатель:- Б. Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.
Б. Яга:- Ничего я не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете.
Воспитатель:- Ты Б. Яга не права, верни нам книгу.
Б.Яга:- Верну, если у кого-то мама в библиотеке работает, потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, а в домах могут жить только дети строителей.
Воспитатель:- Ну, ты и наговорила – каждый ребёнок имеет право на дом и семью.
- Давайте мы докажем это Б. Яге.
(Дети садятся на скамейку).
- Скажите, ребята, с кем вы живёте?
- Как называются люди, которые живут в одном доме? (семья, родственники).
- Почему их называют родственниками? (близкие по родству люди).
- Слово родственники произошло от слова род – это одна большая семья, самым уважаемым является старший по возрасту член семьи – бабушка и дедушка.
- Как, вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом). Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
- Расскажите Б. Яге о своей семье, с кем вы живёте, кто о вас заботиться и какие чувства вы испытываете к своим родным.
(2-3 рассказа).
- Видишь Б.Яга, каждый ребёнок имеет свой дом и семью, и он имеет на это право.
Ведь недаром говорится: «Нет родителей – нет покровителей», потому что родители любят, заботятся и переживают за вас.
- Ребята, расскажите, какие вы знаете пословицы.
В хорошей семье – хорошие дети растут.
Береги отца с матерью – других не будет.
Согласие да лад – в семье клад.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
В недружной семье добра не бывает.
При солнышке тепло – при матери добро и др.
(Показ символа «Право на дом и семью».)
- Как называется этот символ?
Физминутка: «Мой домик».
Пусть мой домик кос и крив (шагают).
Посмотри, как он красив (наклоны вправо, влево)
Видишь из окошка (поднести руку к глазам)
Выглянула кошка (наклон вперёд).
Ветер воет «у-у-у
В клочья домик разорву (поворот вокруг себя)
Но он крепкий домик мой
Хоть косой он и кривой (покачивание)
Пусть неделю ветер воет (поворот вокруг себя)
Домик мой меня укроет (сделать руками крышу над головой).
Б. Яга:- Ой, ой! Какие умные! Ну-ка, ну-ка подойди ко мне вот ты, номер один.
Воспитатель:- Б.Яга, почему ты так странно обращаешься к детям. У них ведь есть имена, у каждого своё.
Б. Яга:- Имена? А зачем давать имена, если все дети одинаковые? Обойдутся и номерами.
Воспитатель:- Вы согласны, что все дети одинаковые?
-Чем отличаются дети? (мальчики и девочки, разный цвет волос, глаз, рост).
- Для чего, ещё человеку дают имя? (чтобы отличать людей друг от друга).
- Когда ребёнок маленький и имя у него маленькое, человек растёт и имя растёт вместе с ним. Давайте поиграем в игру: «Назови своё полное имя».
- Ещё каждое имя что-то обозначает.
- Вы знаете, что обозначают ваши имена?
Артём – безупречное здоровье.
Алексей – отражающий, предотвращающий.
Андрей – мужественный.
Анна – милость.
Вера – от слова верить.
Владимир – владеть миром.
Ирина – мир, покой.
Кирилл – повелитель, владыка.
Егор – земледелец.
Елизавета – почитательница бога.
Валерия – бодрая, здоровая.
Владислав – владеть славой.
Всеволод – владеть народом.
- Когда родители дают вам имя, они хотят, чтобы вы были здоровыми и счастливыми. Каждый человек имеет право на имя, мы должны гордиться своими именами и любить их. Я хочу познакомить вас с символом: «Право на имя».
- Как называется этот символ?
Б.Яга:- Ну, хорошо, признаю за вами это право.
(Б.Яга уходит в домик).
Мне, почему то стало жалко, Б.Ягу может она потому плохие поступки совершает, что никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу, вы сейчас рассказывали, как заботятся о вас ваши родители, как они вас любят, и вы имеете на это право. Я сейчас покажу вам символ: «Право на любовь и заботу», а подробнее об этом мы поговорим на следующем занятии.
Бабу Ягу даже никто с днём рождения не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвём по цветочку и ей подарим.
(Дети собирают цветы и дарят Б.Яге).
- Ну, а сейчас нам пора возвращаться.
Баба Яга:- Подождите! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.
Воспитатель:- Спасибо Баба Яга, приходи к нам в гости. До свидания!
(Дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя – простынь накладывается на домик.)
- Понравилось вам путешествие?
- В знак благодарности, за то, что вы помогли вернуть книгу, я дарю вам эти символы о правах детей.
- О каких правах вы сегодня узнали?
(Дети перечисляют).
- Молодцы, запомнили, мы ещё не раз встретимся с этой книгой, которая познакомит вас и с другими правами.
- Мне было очень приятно и интересно с вами. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...