Эстетическое воспитание дошкольников средствами классической музыки.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Балуева Татьяна Жоржевна

Классическая музыка дает детям нравственные понятия: доброту, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формируется  доброжелательное отношение к животным; воспитывает чувство прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее.

Задачи.

  • Развивать интерес, любовь к музыке;
  • Повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;
  • Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

Учится высказываться о прослушанной музыке, о ее характере

Необходимо увлечь детей классической музыкой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_k_ped.sov_.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание дошкольников средствами классической музыки.

Сообщение составлено

музыкальным

руководителем первой

квалификационной

категории

МАДОУ«Детский сад №64»

Балуевой Т.Ж.

2012 г., апрель

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно- эстетическое восприятие мира.

Замечательный человек, актер Е.Леонов говорил: »Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутки, юмор, игра».

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках. Сами не замечая этого. «Музыка для ребенка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции»- эти слова Н.А.Ветлугиной я беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное- это самая приятная. Прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Работая, музыкальным руководителем в детском саду считаю, что недостаточно удается уделять внимания ознакомлению с классической музыкой. Так как, раздел этой музыки более сложен к восприятию и требует более углубленной работы над ним, и длительного времени для восприятия детьми.

Цель.

Через классическую музыку дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Задачи.

  1. Развивать интерес, любовь к музыке;
  2. Повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;
  3. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

Учится высказываться о прослушанной музыке, о ее характере

Необходимо увлечь детей классической музыкой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено. Классическая музыка, это особый мир - в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. На занятиях использую магнитофонные и дисковые записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффектно их сочетание с «живым « исполнением. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классическиепроизведения разных времен - музыку Вивальди, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки, Чайковского и других зарубежных, русских и современных композиторов – классиков.

Самое важное – дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушание, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы;

  1. «Какие чувства передает музыка?»
  2. «О чем рассказывает музыка?»
  3. «Как рассказывает музыка?»
  4. «Что вы представляете под музыку?»

Эти вопросы использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.  При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определении, применяемых детьми. Одними из любимых произведений детей подготовительной группы стали пьесы из «Детского альбома» П.Ч.Чайковского - «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга», «Мазурка», »Подснежник». Так же музыка «Утро» Грига, «Времена года» Вивальди и другие. Прослушивая данные музыкальные произведения, дети стали легко  и самостоятельно определять характер музыки. Обогатился словарный запас детей, высказывают свои мнения о музыке, рисуют воображаемые картины. Основные задачи в процессе восприятия музыки детьми данного возраста – достижение эмоционального отклика и желание двигаться под музыку. Например «Весна» Вивальди дети слушают, как очень красивую музыку про весну, »Камаринскую» П. Чайковского – как веселую, шуточную мелодию. Настроение и характер музыки определяют характер движений. Покачать, погладить куклу («Болезнь куклы» П.Чайковского), прошагать («Марш» Шостаковича). Потанцевать под «Итальянскую польку».

В старшем дошкольном возрасте при определении общего характера музыкального произведения дошкольники ориентируются одновременно на несколько средств музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, интонацию. Цикличность в прослушивании одних и тех же музыкальных произведений позволяет детям глубже постигать язык музыки, открывать для себя ее новый смысл.

Определяем с детьми, что музыка созвучна стихотворению.

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

М снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Музыка Вивальди «Весна» взволнованная, стремительная, яркая, выразительная. Предлагаю нарисовать то, что они услышали в музыке. Таким образом, у детей развиваются эстетические чувства, образная речь, перед ними раскрывается выразительность и красота художественного слова, живописи и музыки.

В дальнейшем считаю нужным продолжать работать с детьми дошкольного возраста в том же направлении, а так же знакомить детей с классической музыкой, раннего возраста.

Необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Так как ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки. Важность этой работы вижу в том, что становление музыкальной культуры, а через нее – художественной, эстетической и общей духовной культуры, должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать и перестраивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Консультация воспитателей по теме: "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"...

"Танцуют дети на планете". Эстетическое воспитание дошкольников средствами хореографии.

Методическое объединение музыкальных руководителейГ.Волжск РМЭ     Доклад на тему:"Танцуют дети на планете"Эстетическое воспитание дошкольников средствами хореографии...

Консультация для родителей "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"

Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

"Эстетическое воспитание дошкольника через восприятие музыки"

В этой статье родители могут найти много интересного материала по эстетическому воспитанию посредством восприятия музыки....