урок "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Времена года»
Цель: познакомить детей с временами года
Задачи: 1) научить детей узнавать время года по характерным признакам;
2) развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
3) воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- куклы Маша и Миша;
- желтые конверты;
- карточки с буквами;
- синие конверты;
- карточки: природа, деятельность, одежда;
- снежинки;
- цветочки;
- солнышки;
- кружочки синего, зеленого, красного цвета;
- желтые листочки;
- белые конверты;
- карточки 4 времени года;
- рабочие тетради;
- цветные карандаши зеленого, желтого, темно-синего цвета;
- зеленые конверты;
- мозаика;
- карточки «настроения» - лучик и капелька.
Ход урока
I. Организационный момент
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Парта-это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
II. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в удивительное путешествие. Но путешествовать мы будем не одни, нам будут помогать Маша и Миша. Маша загадала Мише загадку. Отгадав ее Миша узнает, куда же мы отправимся путешествовать. Ребята, поможем Мише отгадать ее? (Да)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)
- Ребята, догадались? Да, мы отправляемся в путешествие к Временам года. А на чем мы отправимся в путешествие вы узнаете собрав карточки в правильном порядке, которые находятся в конвертах желтого цвета, лежащих на ваших столах. (Расположите цифры по порядку, или сложите из букв слово)
- Ребята, вы догадались, на чем мы отправимся с вами в путешествие?
- Молодцы! Правильно! Мы, вместе с Машей и Мишей отправимся на большом воздушном шаре.
Слайд воздушного шара.
- Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой). Слайды зимы.
- Ребята, откройте глаза.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Зимы. А как вы догадались, что это зима? По каким признакам?
- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).
- Ребята, а знаете ли вы, что у Зимы есть три брата? Кто мне скажет, как их зовут? (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь давайте поиграем в игру «Запутанные карточки». Посмотрите на свои парты, Маша и Миша оставили вам синие конверты с заданиями. Раскройте, достаньте карточки. К карточке - природа, нужно выбрать карточку - деятельность, что мы делаем зимой. А теперь подберите зимнюю одежду, головной убор и не забудьте про обувь.
- Получилось? Давайте проверим. Посмотрите на экран, у всех вышло так?
- Молодцы ребята. За вашу быстроту, Зима награждает вас снежинками. (Детям вручают снежинки)
- Вам понравилось у Зимы? А какие карточки у вас остались?
- Полетим дальше? Нас ждут в гости.
Слайд воздушного шара.
- Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар, вместе со своими друзьями – Машей и Мишей, и отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной). Слайды весны.
- Ребята, откройте глаза.
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны. А по каким признакам вы догадались, что это весна? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет, птицы прилетают из южных стран…).
- Ребята, а кто из Вас знает, как зовут братьев Весны? (Март, апрель, май)
- Ребята, какая птица весну открывает? (Грач)
- Молодцы ребята! Маша и Миша предлагают нам поиграем. Встаньте со своих мест. Когда вы услышите названия птиц, то поднимите руки вверх, но если вдруг они ошибутся, и вы услышите что-то другое, то потопайте ножками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки
- Молодцы ребята! За вашу сообразительность Весна дарит вам солнышки. Пусть они вас радуют и согревают своей улыбкой и теплом. (Весна дарит в подарок детям солнышки).
- Вам понравилось у Весны?
V. Продолжение работы по теме урока
- Маша и Миша, мы готовы лететь дальше.
Слайд воздушного шара.
- Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом).
Слайды лета.
- Ребята, откройте глаза.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже Лето!
Значит, кончилась весна!
- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета. А как вы догадались, что это лето? По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).
- Ребята, у Лета тоже есть три брата. Кто знает, как их зовут? (Июнь, июль, август)
- Ребята, у Маши и Миши снова для вас сюрприз. Они приготовили для вас кроссворд. Разгадав его мы узнаем, что же лето любит больше всего. Вы готовы?
Кроссворд:
1.
На траве она лежит,
Хоть вода, но не бежит.
Не ручей, и не река,
И не дождик в облаках!
Точно! Не дождинка! -
Ведь она - ... ! (Росинка)
2.
В темном небе великан
Бьет в огромный барабан.
Ответ (гром)
3.
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облако)
4.
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Ответ (Молния)
5.
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только —
От него осталась долька.
Ответ (Месяц)
6.
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Ответ (Река)
- Что же лету больше всего нравится, прочитайте? (Солнышко)
- Молодцы! Да, Лето Красное, очень любит солнышко.
- Лето на память о себе оставляет вам цветочки. (Лето дарит в подарок детям цветочки, уходит).
- Вам понравилось у Лета?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
- Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью).
Слайды осени.
- Ребята, откройте глаза.
Лес одевается яркими красками,
Птичка в нём больше теперь не поёт,
Солнце радует последними ласками:
Тихая осень идёт.
- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Осени. А как вы догадались, что это осень? По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).
- Ребята, а знаете ли вы, что у осени есть три брата? Кто мне скажет, как их зовут? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
-Маша с Мишей хотят поиграть в игру «Третий лишний». У каждого на партах кружочки синего, зеленого, красного цвета. Посмотрите на экран. Перед вами изображения с различными явлениями природы. Под каждой картинкой разноцветные кружочки. Ваша задача, определить какая картинка будет лишней и поднять кружочек, который соответствует этой картинке.
- Молодцы ребята. За вашу внимательность Осень награждает вас жёлтыми листочками. ( Осень дарят в подарок детям листочки)
- Вам понравилось у Осени?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
- Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка)
Слайды зимы.
- Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.
- Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год. И сейчас мы с вами отдохнем.
VI. Физкультминутка
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
VII. Закрепление изученного.
- Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
- Ребята, откройте белые конверты. Достаньте карточки. У каждого из вас карточки с изображением 4 времен года: зимы, весны, лета, осени. Я буду называть явления природы, а вы показывать карточки с изображением времени года.
Дождь Метель
Снег Листопад
Радуга Ледоход
Туман Иней
Таяние снега Гром и молния
- Работа в тетрадях (стр. 20)
- Ребята, а сейчас откройте рабочую тетрадь на стр. 20. Про какое дерево говорят: «зимой и летом одним цветом»? (про ель)
- Раскрасьте ель на рисунке, где изображена зима.
- Раскрасьте ель на рисунке, где изображено лето.
- Поставь галочку желтого цвета на рисунке, где изображена осень, и раскрасьте ель.
- Какое время года изображено на рисунке, где ель не раскрашена? Раскрась на этом рисунке облака.
3. Работа в парах «Мозаика»
- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. У вас лежат по одному зеленому конверту на каждой парте. В них находится мозаика, вы должны собрать ее и назвать время года, которое изображено, а также назвать признаки по которым вы догадались.
VII. Подведение итогов. Обобщение изученного.
- Сколько остановок мы делали во время путешествия? (4)
- Как они назывались? Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).
Слайд всех времён года.
- А сейчас какое время года? (Весна).
- А какое время года будет после весны? (лето). И будут летние каникулы.
- А после лета? (осень). И мы снова придём учиться в школу.
- А после осени? (Зима). И мы опять будем лепить снеговиков.
- А сколько месяцев в году? (12 месяцев).
IX. Рефлексия
- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.
Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка, если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.
Спасибо всем, все ребята молодцы, хорошо поработали.
- На этом наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....