Николай Андреевич Римский-Корсаков.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Беседы в великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_o_velikih_sootechestvennikah.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 784.
БЕСЕДЫ О ВЕЛИКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКАХ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ.
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ - КОРСАКОВ
Подготовила воспитатель специализированной группы Ролдугина И. А.
Программное содержание:
Познакомить детей с биографией композитора Н.А.Римского-Корсакова,
рассказать о его творчестве.
Развивать у детей интерес и любовь к музыке.
Оборудование:
Для знакомства с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова на занятии с детьми старшего дошкольного возраста используются пособия: портрет композитора, репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка» и других, музыкальные записи.
Предварительная работа:
Знакомство детей с композиторами Глинкой и Прокофьевым, беседа об их творчестве.
Ход занятия:
- Ребята сегодня я познакомлю вас с замечательным композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.
Музыку Н.А.Римского-Корсакова (18. 03.1844 - 21. 06. 1908) называют волшебной. При её прослушивании рождаются различные фантастические образы, сказочные сюжеты.
Николай Андреевич родился в небольшом городке Тихвине под Петербургом. Там в годы своего детства он слушал и запоминал звучащие вокруг него народные песни, обряды, сопровождавшие различные праздники, например, проводы Масленицы.
В доме Римских-Корсаковых постоянно звучала музыка: его мать и дядя исполняли арии из опер, романсы и песни.
Музыкальные способности мальчика проявились в 3-4 года, сначала его обучала игре на фортепиано мать, а затем - приглашённая учительница. Читать и считать он выучился очень быстро, отличался прекрасной памятью: он легко запоминал наизусть целые страницы текста. Также легко он будет исполнять по памяти музыкальные сочинения.
В семье Римских-Корсаковых по традиции все мужчины становились военными моряками. Так повелось ещё со времён Петра 1. Старший сын уже стал морским офицером, и Николая тоже определили в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус.
Кадет Римский-Корсаков учился хорошо: в течении всех шести лет учёбы он числился в первых учениках. Но и о музыке не забывал, любил музицировать, посещать оперный театр.
Когда он перешёл на последний курс, ему запретили брать уроки фортепиано, а он тогда уже сам сочинял музыку и сомневался в правильности избранного жизненного пути.
По выпуске из Морского корпуса его направили в кругосветное путешествие на военном клипере «Алмаз». Путешествие длилось три года. Корабль не раз попадал в штормы, моряки посещали разные страны, и Римский-Корсаков привёз из поездки много ярких впечатлений. Особенно это касалось своеобразной « музыки» моря - то тихой и ласковой, то бурной и ревущей. После плавания на «Алмазе» Римский-Корсаков получил звание мичмана и назначение на береговую службу в Петербурге. Служба его не увлекала, он продолжал свои музыкальные экзерсисы, посещал музыкальный кружок, где познакомился с молодыми и одарёнными композиторами.
Он оставил службу, стал профессиональным музыкантом.
Более 40 лет работал профессором, а затем директором Санкт-Петербургской
консерватории, которая теперь носит его имя.
Он воспитал десятки будущих композиторов разных национальностей, многие из которых основали национальные музыкальные школы.
Римский-Корсаков преподавал и в бесплатной музыкальной школе,
руководил морскими и духовыми оркестрами, собирал русские народные
песни, выпустил сборник «100 русских народных песен».
Не все знают, что композитор обладал уникальным свойством: у него был
«цветной» слух, т.е. каждую музыкальную тональность он видел в
определённом цвете - коричневом, красном, синем и т.д.
Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал музыкальные
характеристики своих героев и в зависимости от цвета наделял их
соответствующими мелодиями.
Десятилетия упорной работы дали прекрасные результаты: все оперы, выходившие из-под пера Римского-Корсакова, отличались новаторством, своеобразной инструментовкой.
В этом вы можете убедиться, слушая известные отрывки из его опер по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Это антракт «Три чуда». Фрагменты «Белка», «Богатыри» и «Царевна-лебедь».
(детям даются для прослушивания музыкальные записи из оперы «Сказка о царе Салтане»).
- Вам понравилось? В этой опере композитор воплотил своё умение передавать звуки моря и природы инструментами симфонического оркестра. То же самое можно сказать о его операх «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок», «Шахерезада» и других. Вклад Н.А.Римского-Корсакова в музыкальное искусство неоценим.
Его творчество - блестящая страница в истории мировой музыки. Он - автор многих учебников по музыкальному образованию. Сам Римский-Корсаков своим любимым произведением называл оперу- сказку «Снегурочка».
(демонстрируется репродукция картины В.Васнецова).
- Когда он сочинял «Снегурочку», то в музыку к ней включил запомнившиеся с детства впечатления от посещения леса, пения птиц. Например, когда там по сюжету приходит весна, то в музыке слышны голоса петуха, щегла, а когда Снегурочка убегает в лес, то музыка отражает лесные звуки.
- Давайте послушаем и попробуем представить эти моменты, (прослушивание отрывка из оперы «Снегурочка»).
- Не случайно музыку Н.А.Римского-Корсакова называют волшебной, а её создателя - чародеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по музыке Досуг для подготовительной группы Тема: «Н. А. Римский-Корсаков – великий музыкальный сказочник» (Знакомство с оперой-былиной «Садко»)
Знакомство с оперой былиной "Садко" композитора Римского Корсакого....
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
Экскурсия для взрослых в мини-музей "Н.А.Римский-Корсаков и русская народная сказка "Снегурочка""
Презентация экспозиции мини-музея МБДОУ коллегам РМО музыкальных руководителей....
Итоговое занятие по реализации проекта “Н.А. Римский-Корсаков - композитор-сказочник” на тему “Три чуда” (А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
В данном итоговом занятии прозвучала музыка композитора Н.А. Римского-Корсакого к сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане” ("Три чуда"). При проведении данного мероприятия использова...
Презентация "Снегурочка. Римский-Корсаков." Сажина Е.В.
Презентация знакомит детей старшей и подготовительной группы с музыкальной сказкой "Снегурочка" Римского-Корсакова. Подобранные иллюстрации помогают визуализировать произведение....
Вечер досуга "Композитор- сказочник Н.А. Римский - Корсаков"
В содержании знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане"- три чуда и оперой сказкой "Садко " арией Садко "Заиграйте ,мои гусельки"...
Римский-Корсаков "Сказочная музыка"
Цель: знакомство с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.Задачи:- формировать творческие способности детей в передаче сказочных образов;- развивать интерес к русской классической музык...