Николай Андреевич Римский-Корсаков.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Беседы в великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_o_velikih_sootechestvennikah.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 784.

БЕСЕДЫ О ВЕЛИКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКАХ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ - КОРСАКОВ

Подготовила воспитатель специализированной группы Ролдугина И. А.

Программное содержание:

Познакомить детей с биографией композитора Н.А.Римского-Корсакова,

рассказать о его творчестве.

Развивать у детей интерес и любовь к музыке.

Оборудование:

Для знакомства с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова на занятии с детьми старшего дошкольного возраста используются пособия: портрет композитора, репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка» и других, музыкальные записи.

Предварительная работа:

Знакомство детей с композиторами Глинкой и Прокофьевым, беседа об их творчестве.

Ход занятия:

- Ребята сегодня я познакомлю вас с замечательным композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

Музыку Н.А.Римского-Корсакова (18. 03.1844 - 21. 06. 1908) называют волшебной. При её прослушивании рождаются различные фантастические образы, сказочные сюжеты.

Николай Андреевич родился в небольшом городке Тихвине под Петербургом. Там в годы своего детства он слушал и запоминал звучащие вокруг него народные песни, обряды, сопровождавшие различные праздники, например, проводы Масленицы.

В доме Римских-Корсаковых постоянно звучала музыка: его мать и дядя исполняли арии из опер, романсы и песни.

Музыкальные способности мальчика проявились в 3-4 года, сначала его обучала игре на фортепиано мать, а затем - приглашённая учительница. Читать и считать он выучился очень быстро, отличался прекрасной памятью: он легко запоминал наизусть целые страницы текста. Также легко он будет исполнять по памяти музыкальные сочинения.

В семье Римских-Корсаковых по традиции все мужчины становились военными моряками. Так повелось ещё со времён Петра 1. Старший сын уже стал морским офицером, и Николая тоже определили в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус.

Кадет Римский-Корсаков учился хорошо: в течении всех шести лет учёбы он числился в первых учениках. Но и о музыке не забывал, любил музицировать, посещать оперный театр.

Когда он перешёл на последний курс, ему запретили брать уроки фортепиано, а он тогда уже сам сочинял музыку и сомневался в правильности избранного жизненного пути.

По выпуске из Морского корпуса его направили в кругосветное путешествие на военном клипере «Алмаз». Путешествие длилось три года. Корабль не раз попадал в штормы, моряки посещали разные страны, и Римский-Корсаков привёз из поездки много ярких впечатлений. Особенно это касалось своеобразной « музыки» моря - то тихой и ласковой, то бурной и ревущей. После плавания на «Алмазе» Римский-Корсаков получил звание мичмана и назначение на береговую службу в Петербурге. Служба его не увлекала, он продолжал свои музыкальные экзерсисы, посещал музыкальный кружок, где познакомился с молодыми и одарёнными композиторами.

Он оставил службу, стал профессиональным музыкантом.

Более 40 лет работал профессором, а затем директором Санкт-Петербургской

консерватории, которая теперь носит его имя.

Он воспитал десятки будущих композиторов разных национальностей, многие из которых основали национальные музыкальные школы.

Римский-Корсаков преподавал и в бесплатной музыкальной школе,

руководил морскими и духовыми оркестрами, собирал русские народные

песни, выпустил сборник «100 русских народных песен».

Не все знают, что композитор обладал уникальным свойством: у него был

«цветной» слух, т.е. каждую музыкальную тональность он видел в

определённом цвете - коричневом, красном, синем и т.д.

Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал музыкальные

характеристики своих героев и в зависимости от цвета наделял их

соответствующими мелодиями.

Десятилетия упорной работы дали прекрасные результаты: все оперы, выходившие из-под пера Римского-Корсакова, отличались новаторством, своеобразной инструментовкой.

В этом вы можете убедиться, слушая известные отрывки из его опер по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Это антракт «Три чуда». Фрагменты «Белка», «Богатыри» и «Царевна-лебедь».

(детям даются для прослушивания музыкальные записи из оперы «Сказка о царе Салтане»).

  1. Вам понравилось? В этой опере композитор воплотил своё умение передавать звуки моря и природы инструментами симфонического оркестра. То же самое можно сказать о его операх «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок», «Шахерезада» и других. Вклад Н.А.Римского-Корсакова в музыкальное искусство неоценим.

Его творчество - блестящая страница в истории мировой музыки. Он - автор многих учебников по музыкальному образованию. Сам Римский-Корсаков своим любимым произведением называл оперу- сказку «Снегурочка».

(демонстрируется репродукция картины В.Васнецова).

  1. Когда он сочинял «Снегурочку», то в музыку к ней включил запомнившиеся с детства впечатления от посещения леса, пения птиц. Например, когда там по сюжету приходит весна, то в музыке слышны голоса петуха, щегла, а когда Снегурочка убегает в лес, то музыка отражает лесные звуки.
  2. Давайте послушаем и попробуем представить эти моменты, (прослушивание отрывка из оперы «Снегурочка»).
  3. Не случайно музыку Н.А.Римского-Корсакова называют волшебной, а её создателя - чародеем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Экскурсия для взрослых в мини-музей "Н.А.Римский-Корсаков и русская народная сказка "Снегурочка""

Презентация экспозиции мини-музея МБДОУ коллегам РМО музыкальных руководителей....

Итоговое занятие по реализации проекта “Н.А. Римский-Корсаков - композитор-сказочник” на тему “Три чуда” (А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

В данном итоговом занятии прозвучала музыка композитора Н.А. Римского-Корсакого к сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане” ("Три чуда"). При проведении данного мероприятия использова...

Презентация "Снегурочка. Римский-Корсаков." Сажина Е.В.

Презентация знакомит детей старшей и подготовительной группы с музыкальной сказкой "Снегурочка" Римского-Корсакова. Подобранные иллюстрации помогают визуализировать произведение....

Вечер досуга "Композитор- сказочник Н.А. Римский - Корсаков"

В содержании знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане"- три чуда и оперой сказкой "Садко " арией Садко "Заиграйте ,мои гусельки"...

Римский-Корсаков "Сказочная музыка"

Цель: знакомство с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.Задачи:- формировать творческие способности детей в передаче сказочных образов;- развивать интерес к русской классической музык...