Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы с использованием метода моделирования и экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_vokrug_nas.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский район
Конспект занятия
«Вода вокруг нас»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Тюпикина Ольга Владимировна
г. Усть – Лабинск
2013год
Цели.
1.Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- пар тоже вода;
- вода может растворять предметы.
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
2. Развивающие:
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Воспитательные.
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага, оборудование для очистки воды, салфетки, вата, марля. Полоски бумаги, тарелочки со льдом, термос с кипятком
- Вещества, для растворения: соль, сахар, мука, краска, крахмал, любое растительное масло.
- Слайд-презентация «Вода вокруг нас».
- Ящик ощущений, корзинка с загадками.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы.… А в корзине записка: «Загадки для ребят из подготовительной группы». Давайте же отгадаем эти загадки.
(Достаю яичко от киндер-сюрприза, открываю его, читаю загадки).
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке? (снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька)
Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)
Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …(роса).
Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый… (снег).
Воспитатель Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница. Вода встречается везде. Показ слайдов. Окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг, вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части и закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе. Вот сколько много воды на нашей планете.
Вода – это жидкость, которая встречается в природе в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Показ слайда. Посмотрите, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, поднести зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показать бутылку со льдом). Определите, пожалуйста, в какое время года, в каком из этих состояний бывает вода.
Дидактическое упражнение «Времена года»
Вниманию детей предлагаются изображения с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)
Детям предлагается показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают, отвечают.
Воспитатель. Ребята, а самая большая вода где?
Дети. В океане
Воспитатель. На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?
Дети. Пресная вода - это вода без соли.
Воспитатель. Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показ слайдов с морскими обитателями).
Воспитатель. А вокруг нашего города какие есть водоемы?
Дети. Река Кубань, Лаба, озеро.
Показ слайдов о водоемах нашего района
Воспитатель. А сейчас я раздам вам волшебные картинки.
Что вы видите на картинках? (черточки, точки). Вы возьмете в руки волшебную палочку (карандаш) и соедините эти точки и тогда мы с вами узнаем «Кто сидит в пруду». Дети выполняют задание (см. приложение).
- Кто сидит в пруду у тебя Ваня?
- Рыбки.
- Сколько их? (ответ)
- А у тебя, Настя, кто в пруду?
- Лягушки.
- Сколько лягушек? (и т.д.).
Воспитатель. Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? ( Дети дают ответы)
Происходит волшебное превращение, которое называется - круговорот воды в природе. Посмотрите, (показ слайда) когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу. Вот так ребята в природе происходит круговорот воды.
Физкультминутка.
Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
Воспитатель. Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Воды». Что делают в лаборатории?
Ответы детей:
Воспитатель. Правильно, проводят опыты.
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:
Дети. Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель. Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим! Обратите внимание (показ слайда), что за объект на картинке? Для чего он нужен? (ответы детей). А где в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (ответы детей). А что льется в фонтане? Показ слайда
Дети. Вода.
Воспитатель. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель. Значит она какая?
Дети. Жидкая.
Воспитатель. Имеет ли вода форму?
Дети. Имеет, не имеет.
Воспитатель. А вот мы это сейчас и проверим. Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, пробирку, колба). Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
Воспитатель. На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: нет
Воспитатель. Какого же тогда цвета вода?
Дети. Бесцветная, прозрачная
Воспитатель. Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите?
Дети: нет
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель. Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети. Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель. Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель. Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
Воспитатель. Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял?
Дети. От тепла ладони
Воспитатель. Что осталось на ладошке?
Дети. Вода.
Воспитатель. Лед, снег – тоже вода.
Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
Воспитатель. А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Дети: вода становится чистой.
Воспитатель. А что стало с нашим фильтром-бинтом?
Дети: Стал грязным.
Воспитатель. Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Дети: да
Воспитатель. С помощью чего? (фильтров, бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях). Показ слайдов.
А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей по изготовлению фильтров.
Воспитатель. У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же делось грязь?
Дети. Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Показ слайда
Итог: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде? Какие новые свойства воды, ребята, вы сегодня узнали? Есть ли у воды цвет, запах, вкус? Какие состояния воды вы запомнили? Может ли вода растворять вещества? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей). Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....