Времена года
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 2 «Рябинка» г. Дрезна
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВУЮ
И МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕМУ :
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
« ВРЕМЕНА ГОДА»
Воспитатель : Семёнова С. А.
Детский сад № 42
г. Санкт Петербург
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
«ВРЕМЕНА ГОДА»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :
1. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных
изменениях в природе . Воспитывать интерес к народному календарю.
2. Учить быть наблюдательными . Знать несколько народных примет ,
пословиц , поговорок и стихов о временах года .
3. Формировать культуру общения с природой , эстетическое отношение
к природе , любовь к Родине , развивать экологическое мышление .
4. Продолжать развивать связную речь детей , работа над дыханием ,
дикцией , интонационной выразительностью .
5. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому , учить правиль-
ному поведению в природной среде , закладывать основы экологичес-
кой культуры. Учить вести себя так , чтобы не навредить природе.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
Заучивание стихотворений , пословиц , поговорок о природе , о временах года ; чтение художественой литературы , рассматривание репродукций с картин известных художников , наблюдения на прогулках ; слушание песен о природе ; дидактические игры : «Четыре времени года» ,
«Береги живое» , «С какого дерева листок ?», « 12 месяцев», «Перелётные птицы» .
Дети входят в зал , здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики .
Вед.: С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы , тёплой весны , красного лета , урожайной осени . Приглашали выглянуть красно солнышко , зазывали птиц , закликали дождь , чтобы он напоил землю влагой . Складывались в народе пословицы , поговорки , загадки , припевки о временах года . Из уст в уста передавались народные приметы и дошли до нас . Сегодня и у нас в гостях побывают 4 времени года . Послушайте , о каком времени года будет первая загадка ?
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает ?
Дети : Зимой !
Вед : Правильно ! А вот и сама Зима к нам идёт .
Зима : Я принесла вам отличные лыжи
И коньками я вас не обижу
Я лучшую ёлку в лесу
На праздник в детсад принесу
Приятно , когда запоёт
Под ёлкой детей хоровод.
ВЕД : С чем пришла ?
Зима : С загадками :
Без рук , без ног , а рисовать умеет .( мороз)
Бежит по снегу , а следа нету . ( позёмка)
Скатерть бела всю землю одела . ( снег)
С неба – звездой , в ладошку – водой .( снежинка)
Вился , вился белый рой , сел на землю – стал горой ( снег).
Не колючий , светло-синий по кустам развешан …( иней)
Бел да не сахар,
Ног нет , да идёт . ( снег) .
Гуляет в поле , да не конь
Летает в поле , да не птица . ( вьюга)
Вед.: Ребята , а скажите , как вы думаете , почему летом тепло , а зимой холодно ?
Дети : Солнце плохо греет , даёт мало света и тепла .
Вед.: -Какая земля зимой ? ( землю покрывает снег) .
-Цветы растут зимой ? ( нет , земля мёрзнет , им не высосать корешками влагу .
-Что происходит с деревьями и кустами зимой? (деревья зимой спят, ствол покрыт корой , она защищает от холода ).
-А почему деревья сбрасывают на зиму листья ?( им нечем питаться , так как по корню не идут питательные вещества , поэтому листья опадают ).
- А что происходит с животными зимой?(звери приспосабливаются , меняют окраску , например зайчик , меняет свой мех на белый , и в такой шубке он становится незаметным на снегу , и ему легко спрятаться от врагов , медведь впадает в спячку и спит в берлоге , потому что холодно и голодно).
- Какие птицы остаются зимой? ( осёдлые снегири , синицы, сороки, вороны , воробьи и др. )
- Как вы думаете легко им найти пищу зимой ?
-Как люди приспосабливаются к зиме ? ( тепло одеваются , катаются на санках, на лыжах, расчищают снег , подкармливают птиц и зверей )
- Сколько месяцев длится зима ? Назовите их .(перечислите их)
Вед.: Ребята какие пословицы про зиму вы знаете ?
Дети : Снега надует – хлеба прибудет .
Новый год – к весне поворот .
Спасибо мороз , что снега принёс .
Много снега - много хлеба .
Мороз лешего за нос хватает , а перед проворным шапку снимает .
Зимой вьюга – летом ненастье .
Растёт день , растёт и холод .
Вед.: Для тебя , наша снежная зима, дети споют весёлую песню.
«Песня о Зиме» .
Зима : Полно , беленький снежочек на талой земле лежать
Время , беленький снежочек в долинушку стекать
И сыру землю питать .
Вед.: Проходи , зима, садись на стульчик . Вот вторая загадка :
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает ?
Дети : Весной !
Вед .: Вода с гор потекла,
Весну принесла.
Весна : Я – весна ! Очарована мной вся страна .
И примет моих не перечесть
На цветах моих бабочки есть
В поле травка и солнечный свет
Есть стрекозы . Чего только нет !
Я хозяйство своё обойду
Обласкаю я вишню в саду
Я сонливых жучков разбужу
И фиалкам цвести прикажу
Столько радости я доставляю
Что людей каждый год удивляю.
Вед .: Ну , весна , как дела ?
Весна : У меня уборка.
Вед : Для чего тебе метла ?
Весна : Снег смести с пригорка
Вед.: Для чего тебе ручьи ?
Весна : Мусор смыть с дорожек.
Вед: Для чего тебе лучи ?
Весна : Для уборки тоже . Я лужайки подсушу
В лес весенний приглашу.
Вед.: Спасибо за приглашение .
Как хорошо весной в лесу :
Ручьи звенят , птицы поют …
Давайте закроем глаза и послушаем всё это . ( предлагает весне сесть на стульчик и послушать вместе с детьми ) .
Фонограмма «Ручьи и птицы» .
Вед.: Ребята , сколько месяцев длится весна ? Назовите их .
Послушайте стихи о весенних месяцах :
1. Замер лес в прозрачной
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель ,
И слышна синицы трель . ( О каком весеннем месяце это стихотворение , о марте )
2. Снег сошёл . Запахло прелью ,
Прокатился в небе гром .
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом . ( о месяце апреле )
3. Дружно лопаются почки ,
Распускаются листочки ,
На траве роса дрожит ,
Лось за радугой бежит . ( о месяце мае)
ВЕД. : Ребята , весной просыпается всё в природе , почему ?
Дети : Солнце с каждым днём светит всё ярче , греет землю.
Вед.: Ребята , какие весенние признаки вы знаете ?
Дети : Весеннее солнце , деревья с почками , деревья с молодыми листочками , насекомые , птицы летят с юга , птицы строят гнёзда , звери линяют , меняют окрас , выводят потомство .
ВЕД.: А когда появляются первые проталины ? ( в марте ).
А кто знает как называются первые весенние цветы ? ( подснежники)
Ребята , мы называем «подснежниками» ранние весенние цветы , например , пролески , примулы , ветреницу и др.
Вед.: А наши дети умеют показать пробуждение природы весной музыкально-ритмическими движениями .
Становись , весна , вместе с нами в хоровод .
Хоровод «Веснянка» .
Весна : Уж ты , ласточка , ты касаточка
Ты возьми ключи , лети на небо
Ты запри зиму , отопри лето .(уходит)
Вед.: Проходи , весна , садись вместе с нашими ребятами .
ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА : Солнце печёт , липа цветёт
Рожь поспевает , когда это бывает ?
Дети : летом.
Выходит Лето : Я – весёлое лето в разноцветное платье одето.
( в руках держит поднос с фруктами)
Вед. : С чем пришла ?
Лето : с загадками –
1. Поднялися ворота – всему миру красота ( радуга )
2. На лесной полянке 33 сестрички
Глазки золотые , белые реснички . ( ромашки)
Лето : Всех фруктами угощаю и здоровья желаю. ( отдаёт поднос )
ВЕД.: Ребята, какие летние месяцы вы знаете ? Перечислите их.
Что происходит с природой летом ?
ВЕД: Каждый летний месяц богат и щедр по-своему .
Вед. : Спасибо тебе , лето ! А наши дети знают стихи про тебя .
СТИХИ :
1. Очень добрым , очень светлым золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к лету , в гости к солнышку пойдём .
2. Земляничкой и цветами встретят нас и лес и луг
Наши песни вместе с нами будут птицы петь вокруг .
3. Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве
Речка плавать нас научит , ветер-плавать по траве .
Звучит фонограмма песни «Про красную шапочку».
Вед.: Слышите , какая весёлая песенка . Это кто-то идёт по летнему лесу.
Входит красная шапочка.
Вед.: Здравствуй , девочка хорошая , как зовут тебя пригожая ?
Красная шапочка : Я – красная шапочка !
Вед.: А куда ты идёшь?
Красная шапочка : Я иду к своей бабушке , несу ей пирожки .
Иду я смело по тропе никто в лесу не страшен мне
Вед.: Какая смелая девочка ! Никого не боится ! А если встретится тебе большой , зубастый серый волк и его не испугаешься ?
Красная шапочка : Не испугаюсь нисколечко !
Вед. : Ой , ребята … А вот и он , серый волк , сам сюда идёт . Красная шапочка , спрячься пока вот сюда за ёлочку (прячется) .
Под музыку входит Волк ( садится на стульчике , в руках у него целофановая сумка с едой) .
Волк : Ну , наконец – то , я пришёл , здесь отдохнуть так хорошо
Сейчас поем , потом посплю и дальше по делам пойду
( ест , разбрасывает бумагу , фантики , пустые банки из-под консервов , гладит живот ) .
Ну вот , поел , теперь можно и поспать
Вот здесь под ёлочкой и лягу .
Под музыку выбегают зайчики :
1 заяц : Ах ,как приятно нам поймать луч солнца золотой !
Мы любим бегать и скакать друг с другом в прятки поиграть .
2 заяц : Да ! Это точно! Друг с другом в прятки поиграть
Шалить , смеяться , хохотать и никогда не унывать !
Зайцы танцуют под ритмическую музыку .
( один заяц после танца скачет и «спотыкается» о консервную банку)
3 заяц : Ой , беда , скорей спасите ! Доктора сюда зовите !
Наступил на что-то я , лапка бедная моя !
Из-за ёлочки выбегает красная шапочка !
Добрый день , зверята , милые зайчата !
Почему не скачете , и о чём вы плачете ?
3 заяц : Я поранил лапку о консервную банку
И кто-то разбил стекло в лапку врезалось оно .
Кр. Шапочка : Ах. как гадко ! Ах, как скверно !
Кто-то очень злой , наверно , здесь в лесочке побывал
Всюду мусор разбросал , зайчишку к доктору сведём
А после вместе уберём .
Выбегают две белочки с корзинками , танцуют :
1 белочка :Ау , ты нашла хоть один грибок ?
2 белочка : Нет , у меня пустой кузовок
Кто-то здесь в лесочке побывал
Мусор , фантики разбросал .
1 белка : Здесь и там грибы сорвал , остальные - растоптал
Ничего здесь не найдём на зиму не запасём…
Звучит музыка , волк кряхтит , ворочается и просыпается , встаёт .
Волк : Как хорошо я поспал ! И проголодался !
Зубы , зубы я точу , всех девчонок съесть хочу !
Надоели мне девчонки – силы мало , голос тонкий ,
А повсюду нос суют , жизни просто не дают .
Всех съем , ни одной не оставлю .
Выходят Кр. шапочка и зайцы , из-за ёлки выбегают белки , прячутся за Кр. шапочку .
Кр. шапочка : Не боюсь твоих зубов! Лучше отвечай мне , волк ,
Кто в лесу здесь побывал всюду мусор разбросал ?
Волк : Я в лесу побывал да под ёлкой отдыхал.
Пил кефир и ел конфеты , а тебе зачем всё это ?
Кр. шапочка : Как тебе не стыдно волк ! Лес зелёный так хорош ,
А ты его не бережёшь !
1 белочка : У нас в лесу любому приятно отдохнуть
Но мусор за собою убрать ты не забудь.
2 белочка : Тогда в лесу везде , всегда будет уют и чистота !
Лес – богатство и краса . Береги свои леса !
Волк : Ладно , ладно , не шумите
Вы меня друзья , простите
Буду лес я охранять , мусор буду убирать
Все узнают , что недаром называюсь «санитаром».
1 заяц : Природу будем мы любить , с природой будем дружно жить .
2 заяц : И тогда в любое время года нас будет радовать природа .
Кр. шапочка : Берегите землю, берегите !
Жаворонки в голубом зените
Ястреба , парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку , мелькающую в жите.
Берегите землю , берегите !
Вед. : Ну , раз так всё хорошо закончилось , так и потанцевать не грех !
Дети исполняют танец «Губки бантиком».
ВЕД : А вот и последняя загадка :
Пусты поля , мокнет земля , день убывает , когда это бывает ? ( осенью)
Звучит тихая музыка . На фоне музыки ведущий говорит :
Ребята , закройте глаза и давайте с вами представим , что мы идем по осеннему парку . Деревья вокруг жёлтые , словно из золота . Под ногами шуршит листва , а в лужах , словно жёлтые кораблики , плавают листочки. Такая красота вокруг ! Мы остановились и прислушались : тихо-тихо , слышите , с ветки сорвался лист и медленно кружась в воздухе , ложится на землю .
Входит Осень , в руках поднос с овощами .
Осень
Несу я урожаи ,
Поля вновь засеваю ,
Птиц к югу отправляю ,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек . Я…. (осень)
Правильно , я – Осень . И не простая , а золотая . Я – самое красивое время года , которым все любуются , о котором пишут стихи и песни . Но не только красотой я знаменита . Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений .
ВЕД.: Ребята , сколько месяцев у осени ? Назовите их.
Какие изменения происходят в природе осенью ?
Какие приметы осени вы знаете ?
Осенью птицы летят низко – к холодной , высоко – к тёплой зиме.
Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме .
Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
В ноябре зима с осенью борется.
Какова погода в ноябре , таков и май.
Вед. : Золотая Осень , а наши дети знают частушки .
Мы осенние частушечки
Пропоём сейчас для вас.
Громче хлопайте в ладоши
Веселей встречайте нас .
Осень – времечко сырое
Дождик льётся с высоты
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты .
Любим свёклу и морковку
Яблоки и груши есть
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть .
ВЕД.: Осень а ты принесла для нас загадки ?
Осень загадывает загадку :
У кого есть шапка без головы ,
Нога - без сапога ? ( гриб)
Входит гриб Боровик . ( с корзинкой) .
Наконец – то я пришёл ,
Путь – дороженьку нашёл.
Я – гриб Боровик
К порядку привык
Но люблю и порезвиться
Поиграть , повеселиться
Я к вам в гости пришёл
И загадки принёс :
1. Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке . ( гриб)
2. Бусы красные висят ,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети , птицы и медведи . ( ягоды )
3. Летом вырастают
Осенью опадают ( листья).
4. Люди ждут меня , зовут ,
А приду к ним – прчь бегут . ( дождь)
Молодцы , ребятки , отгадали все загадки .
Боровик : А танцевать вы умеете ?
Вед. : Наши дети всё умеют .
Дети исполняют «Хоровод с листьями»( фонограмма «Чернобровый-черноокий) .
Боровик : Молодцы , мне очень понравился ваш танец. А вот ещё загадка :
Возле леса , на опушке
Украшая тёмный бор
Вырос пёстрый , весь в горошках
Ядовитый….(мухомор).
Выбегает мухомор:
Я нарядный мухомор
Украшаю тёмный бор
Я заметный , я красивый
Самый лучший , самый милый
Всех грибов важнее я
Уж поверьте мне , друзья .
Боровик : Погоди , мухомор ! Не хвастайся ! Может ты и самый красивый , но зато не самый полезный .
Мухомор : Я самый красивый- это раз ! Самый полезный – это 2 . Самый вкусный – это 3.
Боровик : Дети , это правда ? Вот видишь , дети с тобой не согласны . Они знают много других грибов , которые гораздо вкуснее тебя .
Мухомор : Не может быть ?
Боровик : А вот и может! Ну-ка , ребята , скажите мне , что это за грибы .
1. Нет грибов дружней , чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньке растут в лесу
Как веснушки на носу .
- Он в красной шапочке растёт
Среди корней осиновых
Его заметишь за версту
Зовётся….(подосиновик)
- Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички
Золотистые ….(лисички)
Мухомор: Молодцы , ребятки! Отгадали загадки.
Ну-ка мой грибной отряд
Выходи и стройся в ряд.
Дети исполняют «Танец Мухоморов».
Осень : Дорогие дети ! Мне у вас очень понравилось .Вы все такие дружные , весёлые . Вас за всё благодарю , угощенье вам дарю. А нам с Боровиком пора , потому что на дворе зима .
Вед. : Дорогие , ребята время встречи с четырьмя временами года подошло к концу . Мы убедились , что все четыре времени года по своему хороши и нужны . Что в отношениях времён года есть взаимная польза.
Именно такое сотрудничество зимы , весны , лета и осени в природе поддерживает в ней экологическое равновесие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал (Времена года, время суток)
"Времена года", "Время суток"...
Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Наглядное пособие Времена года, время
Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...
Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»
Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...