Экологическое образование и воспитание средствами детско-юношеского туризма
статья по окружающему миру по теме
Статья о значении экологического воспитания детей и методах воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_sredstvami_detsko-yunosheskogo_turizma.doc | 90.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА.
Т.А.Сергиенко, педагог дополнительного образования
МОАУ ДОД ДХТД МО Кореновский район
Каждый человек с момента своего рождения познает мир – все, что его окружает: мать с ее теплотой и лаской, заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края. И чем больше человек узнает окружающий мир, тем сильнее разгорается страсть к последующим открытиям, ведь потому и стали люди разумными существами, что всегда стремились к познанию сначала близкого, а затем и далекого окружающего мира.
. В процессе освоения учащимися знаний, связанных с окружающей природной средой, формируется экологическое сознание, выражающееся в системе убеждений, активной жизненной позиции личности и ее экологически мотивированном поведении. Решение экологических проблем лежит на пути создания новой культуры взаимоотношений, которая поможет человеку преодолеть свое отчуждение от природы. Формирование экологической культуры учащихся складывается не только за счет освоения биологических, географических, экологических и иных знаний, но и путем развития духовно-нравственных качеств личности. Главная педагогическая задача состоит в организации процесса познания окружающего мира, и установлении гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром. Эта задача с успехом решается в процессе туристско-краеведческой деятельности, которая содержит огромный потенциал формирования экологической культуры.Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. Это приводит к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали не престижными. Все это накладывает на педагогов огромную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, будущего гражданина – патриота своей страны.
Туризм и краеведение традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, стремления молодежи приносить пользу своей стране.
Краеведение имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Систематическое изучение края, где проживают сами дети, дает им развернутое представление об общих закономерностях развития региона, той или иной исторической эпохи. Современное школьное воспитание, как правило, не дает целостного развития личности ребенка. Оно остается только теоретическим, дети изучают окружающий мир, не выходя из школы. Занятия в кружке по туризму и краеведению способствуют практическому обучению. В этом и заключается актуальность данного направления в нашем современном обществе. Туристический поход, который ставит своей целью не просто отдых,развлечение и новые впечатления, а участие в настоящих исследовательских работах, вызывает в сердцах детей большой интерес. А на этом фоне можно успешно воспитать у детей такие качества, как самостоятельность, привычку к труду, интерес к исследовательской деятельности. Понятие «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, т.е. с конкретным поселком, деревней, городом или регионом, где живут сами ребята. Детям, кроме того, свойственно чувство гордости за свой край. Они часто обосновывают свой патриотизм какими-либо сведениями, аргументами о примечательных событиях из жизни своего края. Подобные сведения особенно становятся прочными, если ребята сами участвуют в их сборе.Город Кореновск и Краснодарский край обладают интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями,предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы.Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.
Детское объединение "Турист" создано на базе МОАУ ДОД ДХТД МО Кореновский район совсем недавно, оно работает с начала текущего учебного года.В объединении занимается десять воспитанников, это учащиеся начальной школы , т.е. первых-четвертых классов городских школ №№19,17,18.Учебной программой предусмотрена организация мини-походов по ближайшим окрестностям , посещение памятников и знакомство с экспозициями в краеведческом музее,организация и проведение встреч с интересными людьми нашего города и района, организация и проведение мероприятий по итогам познавательной, туристко-краеведческой деятельности, отражение своих выводов и впечатлений в статьях и заметках , репортажах в СМИ, создание альбомов с фотоотчетами.Например, я уверена, моих юных краеведов не оставит равнодушными экспозиция Раздольненского краеведческого музея, созданного учителем истории с полувековым педагогическим стажем Галиной Яковлевной Кубаревой, где каждый экспонат может рассказать историю хутора Верхнего и станицы Раздольной, как любили и защищали свою Родину и родной край ее жители во время страшной Великой Отечественной войны, как строили мирную жизнь для нас, своих потомков. А разве не интересно моим воспитанникам познакомиться и задать вопросы нашим известным журналистам Николаю Андреевичу Паленому и Нине Анатольевне Роженко, поэту , известному всей России, Николаю Зиновьеву ?
Программа построена в форме «образовательного маршрута»-путешествия в окружающую среду с целью и элементами ее познания.»Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципа личностно-ориентированной деятельности учащегося при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности(экскурсии, беседы, просмотр видеосюжетов, целевые прогулки,однодневные мини-походы к достопримечательным местам и т.д.)Воспитанники непосредственно знакомятся с ближайшей зеленой зоной(парком, лесом, рекой), у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, закладываются основы экологической культуры, формируются патриотические чувства(от «родного гнезда «-своего края-до Отечества).
За прошедшие четыре учебных месяцев в детском объединении «Турист» Кореновского ДХТД , кроме теоретических занятий, организовано и проведено три экскурсии (в городской парк к реке , в Кореновский краеведческий музей, к памятнику -самолёту ), и практические занятия по работе с картой и компасом, разведению костра, оказанию первой медицинской помощи, установке и складыванию палатки,укладке рюкзака, ориентированию и составлению плана местности.Воспитанники написали две статьи в газету "Кореновские вести"(«Мы-туристы!» и»В мире интересного») , провели презентацию детского объединения "Турист" в радиопередаче "Школа для родителей " (эфир от 15.10.2012 г), создан фотоальбом "Мы-туристы".Конечно, самые яркие впечатления были у воспитанников после нашей первой экскурсии.Ведь , что ни говори, а поставить во время тренировки палатку на детской площадке, рядом с нашим клубом «Парус» ,филиалом ДХТД,и поставить палатку на берегу реки, конечной точке маршрута нашего первого «путешествия»-это воспринимается детским сердечком совсем по-разному.Своими впечатлениями поделились после похода-экскурсии юные туристки Сашенька Резниченко и Женя Бирюкова: "Вы знаете , что такое компас? В руках хоть раз его держали? А с картой Кореновска знакомы? А палатку разложить сможете? А собрать?А самый главный девиз туристов знаете? Нет? Тогда приходите к нам , в Дом художественного творчества детей, записывайтесь в детское ебъединение "Турист", которое только открылось в этом году, и узнаете, и увидите много интересного.
Недавно мы ходили в поход.Взяли с собой рюкзачки ,палатку, компас и карту, одели спортивную форму и кроссовки,и с шутками отправились в путь.Сначала было легко и весело идти дружной компанией по улицам города, но вскоре начала чувствоваться тяжесть за плечами , и ноги устали, но мы не сдавались, а наша Татьяна Александровна нас все время подбадривала:"Ну, давайте, еще немножко осталось, уже больше половины прошли!" И вот, наконец, мы у реки Бейсужек.Сколько же здесь плещется уток, сколько рыбаков застыли с удочками! Мы тоже не стали нарушать тишину, ведь туристы-друзья и защитники природы. Познакомились с деревьями , что растут на берегу.Особенно запомнилась ива , как будто девушка с длинными косами , склонила она свои тоненькие веточки с узенькими листочками к воде. Было так красиво кругом, что мы сочинили стих про наш родной город:
В центре Кубани крутой бережок,
Там протекает река Бейсужок.
Наш Кореновск у той речки стоит,
Ивушка тихо листвой шелестит.
Мы поставили палатку и устроили привал.Ох и вкусно было все, что мы взяли съестного из дому! Вскоре из наших припасов ничего не осталось.Мы собрали все обертки и огрызки в пакет, и выбросили в ближайший мусорный бак.Домой отправились усталые, но довольные.Скорее бы в новый поход!"
В настоящее время образовательно-воспитательная работа по апробации нового для меня направления «краеведение и туризм» продолжается согласно календарно-тематическому плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»
Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...
Экологическое образование и воспитание. Формирование экологической культуры средствами музыкального искусства.
Статья освещает проблему экологического воспитания дошкольников в современных условиях и влияние музыки на успешное усвоение детьми дошкольного возраста экологических знаний...
Грамота Конкурс педагогов "Экологическое образование и воспитание Городского экологического фестиваля" бЕРЕЖЕМ ПЛАНЕТУ ВМЕСТЕ.
КОНКУРСНАЯ РАБОТА "нАШ ДОМ ПРИРОДА" ГРАМОТА...
КОНКУРС ПЕДАГОГОВ Экологическое образование и воспитание Городского экологического фестиваля. "Бережем планету вместе"
Грамота Корнукс педагогов Экологического образование и воспитание Городского экологического фестиваля "Бережем планету вместе"...
«Инновационные подходы и технологии организации экологического социально-экологического образования и воспитания»
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях ц...
«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждо...