занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зачем зайцам нужны волки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кульчицкая Марина Юрьевна

занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста по программе Васильевой "Зачем зайцам нужны волки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-игра  «Для чего зайцам нужны волки?»

Цели и задачи.

Закрепить и пополнить знания о диких животных нашей полосы.

Учить находить необходимые знания в книгах.

Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового.

Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.

Методы и методические приемы:

Беседа с детьми.

Вопросы к детям.

Введение сказочного персонажа Старика-лесовика.

Рассказ воспитателя.

Отгадывание загадок.

Динамическая пауза посредством подвижной игры « Зайцы и волк».

Материалы и оборудование.

Костюм Старика-лесовика.

Лесная «Книга жалоб».

Иллюстрации волка и зайца.

Шапочки диких животных.

Колокольчик для подвижной игры «Зайцы и волк».

Книга с рассказами о животных.

Ход занятия.

Воспитатель в костюме старика-лесовика выходит к детям.

Воспитатель:

Я – старик-лесовик,

И в своем лесу привык

Быть хозяином радивым,

Мудрым, добрым, справедливым.

В своем лесу я завел «Книгу жалоб», в которой все звери имеют право написать, что же их беспокоит. (открывает книгу).

Так… вот последняя запись:

«Я жалуюсь на своего врага. Он не дает мне житья. Я все время боюсь, дрожу. Нельзя ли его выгнать из леса? Вот его описание:

Серый, зубастый, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет».

Подпись:

«Быстрый ,но не волк,

Прыгаю, но не лягушка,

Пушистый, но не рукавичка,

Белый, но не снег…»

Ребята, кто же написал жалобу?

Дети: Это заяц.

Лесовик: а на кого  он жалуется?

Дети: он жалуется на волка.

Лесовик: да, видно, придется серьезно разбираться. Вы поможете мне в этом?

Дети: да, поможем.

Лесовик: устроим суд над волком. Прежде чем выгнать его из леса, нужно установить его вину. Я буду судьей, а еще мне понадобятся защитник и свидетели.

(надевает на одного из детей  шапочку защитника, остальным  - шапочки зверей).

Садитесь на пенечки. (дети садятся на стульчики)

Лесовик: итак, в зал приглашается Заяц.

(Ребенок в шапочке зайца выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация зайца).

Лесовик: (обращается к одному из детей) Свидетель, помогите установить личность потерпевшего. Опишите его внешний вид, окраску, его привычки, характер. Остальные будут вам помогать.

Ребенок: это заяц, у него длинные уши, он летом серый, а зимой белый. Он любит морковку, капусту, ест траву, зимой — сено, кору деревьев

 Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу.

Он пугливый, быстро бегает, прыгает. Задние лапы у него длиннее передних.

Лесовик: а где его дом?

Ребенок: у него нет своего дома, он спит под кустом.

Лесовик: кто семья зайца?

Ребенок: зайчиха и зайчата.

Лесовик: а кого боится заяц?

Ребенок: он боится волка, лисы, медведя.

Лесовик: в зал заседаний приглашается ответчик – Волк.

(Ребенок в шапочке волка выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация волка)

Лесовик: установим личность ответчика. Свидетель, расскажите нам о Волке. Остальные звери вам помогут.

Ребенок:

Волк большой, серого цвета, с большими зубами. Он похож на собаку. Волк охотится на  зайцев.

Лесовик: кто семья волка?

Ребенок: волчица и волчата.

Лесовик: Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.

А где живет волк?

Ребенок: волк живет в лесу, в норе.

Лесовик: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.

Проведем следственный эксперимент. Давайте посмотрим, как же в самом деле волк охотится на зайцев. Сейчас я превращу вас в зайцев. У меня есть волшебный колокольчик.

Колокольчик, позвони, (звенит)

Детей в зайцев  преврати!

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Воспитатель:

Зайцы скок-скок-скок!

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают

И тихонько слушают,

Не идет ли волк…

Волк:

«Я лохматый серый волк,

 Я в зайчишках знаю толк.

 Все они прыг да скок,

 Попадут мне на зубок».

 «Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.

Воспитатель:

Колокольчик, позвени, (звенит)

Опять всех в деток преврати!

(дети садятся на стульчики)

Лесовик: да, многих зайцев поймал наш волк. А почему он не поймал остальных?

Дети: они оказались ловкими, проворными.

Лесовик: да, волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса».

Давайте послушаем защитника. (обращаясь к ребенку в шапочке защитника). Что вы сможете сказать в оправдание волка? Нужно ли его навсегда изгнать из леса? Ведь зайцы тоже приносят вред, когда обгладывают кору деревьев в лесу.

(Ребенок в шапочке защитника выходит вперед).

Ребенок: тогда разведется очень много зайцев, они уничтожат все деревья. Будет много больных и слабых зайцев. Ведь волк в первую очередь догоняет слабых животных.

Лесовик: да, именно поэтому волков называют санитарами леса. В лесу нужны и зайцы, и волки. Зайцы питаются травой. Как называют таких животных?

Дети: это травоядные.

Лесовик: волк питается зайцами и более крупными животными: кабанами, лосями, оленями. Он ведь не виноват в том, что ему нужно питаться мясом. Как называют таких животных?

Дети: это хищники.

Лесовик: как судья, я оглашаю свое решение: в лесу должны жить и волки, и зайцы. Пусть все остается по-прежнему. Большое спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться в такой сложном деле.

На прощание я хочу вам подарить книгу о животных, которые живут в лесу, чтобы вы могли больше узнать о жизни лесных обитателей.

(вручает детям книгу с рассказами о животных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по экологии для дошкольников....

Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"

Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....

Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир природы"

Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к миру природы....

Интегрированное занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста

mdash; закрепить знания детей о природе леса;— углублять знания детей о поведении в лесу, экологической обстановке леса;— знакомство с художественными произведениями;— воспитывать д...