занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зачем зайцам нужны волки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста по программе Васильевой "Зачем зайцам нужны волки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по экологии для детей старшей группы детского сада | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»
Цели и задачи.
Закрепить и пополнить знания о диких животных нашей полосы.
Учить находить необходимые знания в книгах.
Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового.
Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.
Методы и методические приемы:
Беседа с детьми.
Вопросы к детям.
Введение сказочного персонажа Старика-лесовика.
Рассказ воспитателя.
Отгадывание загадок.
Динамическая пауза посредством подвижной игры « Зайцы и волк».
Материалы и оборудование.
Костюм Старика-лесовика.
Лесная «Книга жалоб».
Иллюстрации волка и зайца.
Шапочки диких животных.
Колокольчик для подвижной игры «Зайцы и волк».
Книга с рассказами о животных.
Ход занятия.
Воспитатель в костюме старика-лесовика выходит к детям.
Воспитатель:
Я – старик-лесовик,
И в своем лесу привык
Быть хозяином радивым,
Мудрым, добрым, справедливым.
В своем лесу я завел «Книгу жалоб», в которой все звери имеют право написать, что же их беспокоит. (открывает книгу).
Так… вот последняя запись:
«Я жалуюсь на своего врага. Он не дает мне житья. Я все время боюсь, дрожу. Нельзя ли его выгнать из леса? Вот его описание:
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет».
Подпись:
«Быстрый ,но не волк,
Прыгаю, но не лягушка,
Пушистый, но не рукавичка,
Белый, но не снег…»
Ребята, кто же написал жалобу?
Дети: Это заяц.
Лесовик: а на кого он жалуется?
Дети: он жалуется на волка.
Лесовик: да, видно, придется серьезно разбираться. Вы поможете мне в этом?
Дети: да, поможем.
Лесовик: устроим суд над волком. Прежде чем выгнать его из леса, нужно установить его вину. Я буду судьей, а еще мне понадобятся защитник и свидетели.
(надевает на одного из детей шапочку защитника, остальным - шапочки зверей).
Садитесь на пенечки. (дети садятся на стульчики)
Лесовик: итак, в зал приглашается Заяц.
(Ребенок в шапочке зайца выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация зайца).
Лесовик: (обращается к одному из детей) Свидетель, помогите установить личность потерпевшего. Опишите его внешний вид, окраску, его привычки, характер. Остальные будут вам помогать.
Ребенок: это заяц, у него длинные уши, он летом серый, а зимой белый. Он любит морковку, капусту, ест траву, зимой — сено, кору деревьев
Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу.
Он пугливый, быстро бегает, прыгает. Задние лапы у него длиннее передних.
Лесовик: а где его дом?
Ребенок: у него нет своего дома, он спит под кустом.
Лесовик: кто семья зайца?
Ребенок: зайчиха и зайчата.
Лесовик: а кого боится заяц?
Ребенок: он боится волка, лисы, медведя.
Лесовик: в зал заседаний приглашается ответчик – Волк.
(Ребенок в шапочке волка выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация волка)
Лесовик: установим личность ответчика. Свидетель, расскажите нам о Волке. Остальные звери вам помогут.
Ребенок:
Волк большой, серого цвета, с большими зубами. Он похож на собаку. Волк охотится на зайцев.
Лесовик: кто семья волка?
Ребенок: волчица и волчата.
Лесовик: Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.
А где живет волк?
Ребенок: волк живет в лесу, в норе.
Лесовик: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.
Проведем следственный эксперимент. Давайте посмотрим, как же в самом деле волк охотится на зайцев. Сейчас я превращу вас в зайцев. У меня есть волшебный колокольчик.
Колокольчик, позвони, (звенит)
Детей в зайцев преврати!
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Воспитатель:
Зайцы скок-скок-скок!
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают
И тихонько слушают,
Не идет ли волк…
Волк:
«Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк.
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок».
«Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.
Воспитатель:
Колокольчик, позвени, (звенит)
Опять всех в деток преврати!
(дети садятся на стульчики)
Лесовик: да, многих зайцев поймал наш волк. А почему он не поймал остальных?
Дети: они оказались ловкими, проворными.
Лесовик: да, волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса».
Давайте послушаем защитника. (обращаясь к ребенку в шапочке защитника). Что вы сможете сказать в оправдание волка? Нужно ли его навсегда изгнать из леса? Ведь зайцы тоже приносят вред, когда обгладывают кору деревьев в лесу.
(Ребенок в шапочке защитника выходит вперед).
Ребенок: тогда разведется очень много зайцев, они уничтожат все деревья. Будет много больных и слабых зайцев. Ведь волк в первую очередь догоняет слабых животных.
Лесовик: да, именно поэтому волков называют санитарами леса. В лесу нужны и зайцы, и волки. Зайцы питаются травой. Как называют таких животных?
Дети: это травоядные.
Лесовик: волк питается зайцами и более крупными животными: кабанами, лосями, оленями. Он ведь не виноват в том, что ему нужно питаться мясом. Как называют таких животных?
Дети: это хищники.
Лесовик: как судья, я оглашаю свое решение: в лесу должны жить и волки, и зайцы. Пусть все остается по-прежнему. Большое спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться в такой сложном деле.
На прощание я хочу вам подарить книгу о животных, которые живут в лесу, чтобы вы могли больше узнать о жизни лесных обитателей.
(вручает детям книгу с рассказами о животных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»
Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...
Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по экологии для дошкольников....
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"
Для воспитателей ДОУ...
Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"
Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"
Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....
Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир природы"
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к миру природы....
Интегрированное занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста
mdash; закрепить знания детей о природе леса;— углублять знания детей о поведении в лесу, экологической обстановке леса;— знакомство с художественными произведениями;— воспитывать д...