Проект "Государыня - соль!"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию и опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект проекта "Государыня - соль" | 54.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Эта удивительная соль»
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим , а не чего о ней не знаем.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
· Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
· Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?
. Расширить представления о добыче соли в Коми республике.
· Исследовать свойства соли опытным путём.
· Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
· Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
· Развивать коммуникативные навыки детей.
. Вырастить кристалл поваренной соли.
· Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Проблема:
Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем чем она полезна.
Гипотеза:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
Актуальность:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Эта удивительная соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
принять и освоить цель, актуальную для них;
выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
решать творческие споры, достигать договоренности;
оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
Соль – незаменимый продукт питания о которой мы ничего не знаем.
По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.
По характеру содержания – ребенок – взрослый.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – среднесрочный.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
вводный этап
1.Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2.Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».
3.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
основной этап
1.Беседа с детьми «Где в Коми республике добывают соль». Цель: Дать детям знания о добычи поваренной солее в Коми республике.
2.Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)
4.Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
5.Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.
6.Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подсвечник». Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.
7. Игра-путешествие «Есть ли соль в Коми крае». Цель: Побуждать детей интересоваться местами добычи соли Коми крае.
8.Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
9.Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли». Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация.
10.Творческая игра «Добыча соли». Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.
итоговый этап
1.Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль». Цель: Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.
2.Презентация проекта «Эта удивительная соль». Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
анализ познавательной литературы
опытно-экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Была организована творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности мы придумали девиз:
Край родной – наш общий дом,
Чистоту храните в нем.
Мир природы – мир прекрасный
Не губи его напрасно.
Вместе с детьми мы разработали заповеди:
исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
исследователь – друг живой и неживой природы;
настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
исследователь – активный участник походов в лес;
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Следующим нашим шагом была подбор литературы. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Родители помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.
Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили соленое тесто для лепки и вылепили замечательные работы «Подсвечник», занимались декорированием соли, из которой сделали необыкновенные поделки.
Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях.
В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:
Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль добывают в России, в том числе и в Коми крае.
Широко распространяется соль в медицине.
Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).
МБДОУ- детский сад №501
Разакова Ольга Анатольевна
НОД по опытно -экспериментальной деятельности
Тема: «Государыня-соль!»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Задачи:
- Расширять знания детей о свойствах соли: соль растворяется легко в воде.
- Учить детей самостоятельно делать опыты.
- Воспитывать бережное отношение к соли.
Материал демонстрационный: дневник наблюдения. Лист бумаги А3, клей, карандаш.
Материал раздаточный: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, стаканчики с солью 2 ст.столовых ложек соли; пипетки, подносы с солью, ложечки для размешивания, вырезанные из бумаги для акварели круглые заготовки, краски, салфетки на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой, соль.
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Всем добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы все представим себя учеными, будем опять экспериментировать, делать опыты.
Я загадаю загадку:
В воде родится,
А воды не боится? (соль)
Правильно, это соль.
- Откуда берется соль? (на прошлом опыте, воспитатель рассказывала откуда берётся соль, как её добывают)
- Зачем она нужна?
______________________________
Перед Вами тарелочки с солью. (дети исследуют, воспитатель отмечает в дневнике условными обозначениями свойства соли):
1. Попробуем на вкус (соленый)
2. Посмотрим через увеличительное стекло. (похожи на зернышки, кристаллики)
3. Сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая)
4. В баночку с солью налить немного воды. Куда делась вода? (Она впиталась, уютно устроилась между зернышками.)
5. Налить много воды. (Соль растворяется)
Проводим опыт.
Для проведения опыта нам понадобиться: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Обратим внимание на календарь экспериментирования (нарисовано 2 стакана, обозначим, что стаканы у нас с водой – условное обозначение). Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.(в календаре обозначили – условное обозначение). Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно стакана (обозначим в календаре – условное обозначение). Растворим во втором стакане соль, и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать (всё аналогично обозначаем в календаре – условными знаками).
…………оказывается соль, повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Вывод: В соленой воде предметы не тонут. Не тонут и люди, когда купаются.
Воспитатель: Мы много узнали о соли. Давайте сделаем выводы: (на доске
1. Соль белая, соленая.
2. Сыпучая.
3. Впитывает в себя воду, растворяется в воде.
4. В соленой воде предметы не тонут.
Физ. Минутка: « Море волнуется раз, море волнуется два…..» - дети замирают в разные фигуры, кто не шевелится у того воспитатель спрашивает: «какая у тебя фигура?»
Ребята, знаете ли вы что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становиться похожа на бугристую поверхность планеты. (на столах всё заранее подготовлено для рисования).
Слушаем внимательно! Берём кисточки и наносим на всю поверхность круглой заготовки воду, равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются.
Дети выполняют творческую работу.
Затем мы с ребятами раскладываем планеты на лист чёрного картона (А3) и приклеиваем заранее вырезанную летающую тарелку.
Посмотрите, какую карту мы с вами сделали!
Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...