Уроки звездочета
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Уроки звездочета: « Луна - спутник земли»
Готовы ли вы узнать удивительные тайны вселенной? Тогда начнем с главного. Знаете ли вы, как называется чудесная планета, на которой вы живете? Какую форму имеет земля? Что у меня в руках? Что такое глобус? Это макет нашей планеты. Какой цвет преобладает на глобусе? Что он обозначает? Какие реки, океаны и моря вы знаете? Назовите материки планеты земля и покажите их на глобусе.
Почему глобус устроен так, что его можно вращать? (глобус макет земли, а земля крутится)
Земля вращается вокруг воображаемой линии, которую называют осью. Как называются точки, которые находятся в верхней и нижней части глобуса?
(северный и южный полюса)
Вокруг нашей планеты летают спутники, созданные учеными, но один, самый большой спутник земли мы видим на небе почти каждую ночь.
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.
Как называют луну, когда она превращается в тонкий серп? (месяц) Луна не только убывает, она умеет расти. Как же узнать, глядя на месяц, растет он или убывает?
Запомните: если месяц похож на букву «С», про него говорят: месяц старый, он убывает, а если серп имеет форму полукруга буквы «Р» - месяц растет, он молодой. Сегодня вечером посмотрите на небо и определите, растет он или убывает. Если ночное небо освещает круглая ясная луна – это полнолуние. Безлунную ночь называют новолунием.
За луной люди наблюдали с древности. В давние времена считали, что луна – светило, что она имеет такой же размер, как солнце. На самом деле луна намного меньше солнца и не излучает своего света, а только отражает солнечные лучи. В ясную ночь, в полнолуние на поверхности луны можно заметить темные пятна – это горы и впадины (лунные моря). Как вы думаете, на луне есть леса, моря, животные и растения? На луне нет воздуха, нет воды, поэтому поверхность луны – безжизненная каменная пустыня.
Знаете ли вы как люди изучают луну? (ее фотографируют со спутников, на луну отправляют космические аппараты, которые исследуют грунт. На луну высаживаются астронавты)
Хотели бы вы побывать на луне? К такому путешествию надо хорошо подготовиться.
РАЗМИНКА:
За окошком месяц весел (маршируют)
С черной тучки ножки свесил (сели на пол, упр.- велосипед)
Поболтал одной ногой, (прыжки на правой ноге)
Поболтал другой ногой (Прыжки)
Вдруг… погас и почернел (сесть на корточки, закрыть ладонями глаза)
Видно, он перегорел.
Давайте поиграем. Назовите слова, образованные от слова «ЛУНА», и скажите, сколько слогов в каждом из них (лу-но-ход, лунатик…)
Придумайте выражение со словами «ЛУННЫЙ» «ЛУННАЯ» (лунная дорожка, лунная ночь, лунный свет, лунное сияние…)
Для путешествия на луну нужен космический корабль (сложить из модулей).
Знаете ли вы, что о луне сложено множество легенд и сказок? Послушайте одну из них (сербская сказка: «Отчего у месяца нет платья»)
А вы знает стихи о планетах?
ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ»
Сегодня мы познакомимся с солнцем.
-Солнце – монетка, - скупой проворчал,
-Нет, сковородка! – обжора вскричал.
-Нет, каравай, - хлебопек произнес.
-Компас,- сказал убежденно матрос.
-Солнце – звезда, -астроном объявил.
-Доброе сердце,- мечтатель решил.
Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? И какое из этих определений правильное?
( солнце сверкает, как новенькая монетка. Оно горячее как раскаленная сковородка. Солнце румяное, как каравай. Оно круглое, как компас. Солнце сравнивают с добрым солнцем потому, что оно дарит всем свое тепло и свет. Солнце светит только днем, но , наверное, правильный ответ : СОЛНЦЕ – ЗВЕЗДА.)
Правильно, Солнце самая близкая к Земле звезда. Солнце освещает нашу планету не только днем, но и ночью. Вы знаете, что наша земля круглая. Она вращается вокруг своей оси и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой. Поэтому, когда на одной стороне нашей планеты наступает день, на другую приходит ночь. Но в то же время земля движется и вокруг солнца. Благодаря этому происходит смена времен года. ( СОПРОВОЖДАТЬ ПОКАЗОМ ) Какие времена года вы знаете? А знаете ли вы месяцы, из которых состоит каждое время года?
ИГРА « КРУГЛЫЙ ГОД «
ИГРОКИ (12 человек) получают карточки, на одной стороне каждой написано название месяца, а на другой изображен соответствующий пейзаж. Звучит музыка. Дети произвольно двигаются, а по окончании музыки образуют круг, соблюдая последовательность месяцев в году (остальные проверяют правильность задания).
В стихотворении матрос сравнивает солнце с компасом. Компас – прибор, которым с давних времен пользуются все путешественники, мореплаватели, летчики. ( показ компаса ) С его помощью они определяют свое местонахождение. Какие стороны света вы знаете? (север, юг, запад, восток) Куда указывает стрелка компаса? (на север) Но еще до того, как был изобретен компас, люди заметили, что солнце восходит на востоке, заходит на западе, а в полдень находится на юге.
Но ведь компас указывает на север. Как по солнцу определить направление к северу?
Вы знаете, что в солнечный день все предметы отбрасывают тени? Давайте поиграем с тенями.
( ширма для теневого театра)
Еще в древности на Востоке изобрели теневой театр. Для показа спектаклей там использовали не солнечный свет, а специальные фонарики. А вы умеете управлять силуэтами театра теней?
( СЦЕНКА ИЗ СКАЗКИ )
Но поиграть с тенями можно и без использования специальной ширмы.
(ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ с изображ. животных)
Играть с тенями интересно, но как же определить, где находится север?
Если в полдень встать лицом к своей тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, а слева – запад. Так солнце помогает людям ориентироваться на местности.
Солнце дарит всем живущим на земле свет и тепло. А как люди используют его энергию?
Солнечные часы помогают определить время, солнечные батареи – отапливать и освещать дома. А космические аппараты с помощью парусов, которые улавливают поток частиц, идущих от солнца ( солнечный ветер ) , бороздят просторы вселенной. Знаете ли вы, какие явления природы происходят благодаря солнцу? (выставить репродукции картин с изображением дождя, радуги, тумана, восхода и заката)
Нельзя забывать и о том, что солнце отличный доктор. При некоторых болезнях врачи назначают солнечные ванны. Но следует помнить, что загорать можно только рано утром или перед закатом, иначе можно получить солнечный ожог кожи. Солнце может быть не только полезным, но и опасным. Как же уберечься от палящих солнечных лучей в жаркие летние дни? (надевать головные уборы, можно укрыться под зонтом, играть в беседке или в тени деревьев, пить больше воды, носить легкую, светлую одежду.)
Кто знает стихи и загадки о солнце?
-Без огня горит, без крыльев летит (солнце).
-Голубой платок, алый клубок
По платку катается, людям улыбается (небо и солнце).
-Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут, были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам, были там и нет их там.
Где же зайчики? Ушли. Мы нигде их не нашли.
ИГРА: «ПОЙМАЙ СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА»
Вам нравятся солнечные зайчики? Какие они? Вы бы хотели, чтобы солнечные зайчики чаще гостили у вас в группе? Я покажу, как можно соорудить ловушку для этих непосед. Если два компакт диска склеить блестящими сторонами наружу, прикрепить к ним леску и привязать ее к оконной раме, солнечные лучи, отражаясь от поверхности дисков, наполнят вашу комнату множеством сверкающих бликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Уроки звездочета
Уроки звездочета...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Уроки звездочета"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Уроки звездочета"...
ФЭМП "Уроки звездочета"
Материал способствует закреплению и обобщению знаний по ФЭМП в старшей группе...
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Уроки звездочета»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Уроки звездочета»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Уроки звездочета».
Задачи:-поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи сгероями сказок. Развивать умение слушать и понимать вопрос, умениеработать в группе и парами....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Уроки звездочета» Образовательная область «Познавательное развитие» Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Конспект занятияпо формированиюэлементарных математических представлений «Уроки звездочета»Образовательная область«Познавательное развитие» Группа общеразвивающей на...
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Уроки звездочета»
Задачи:Образовательные.-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;-умение находить последующее и предыдущее число от названного иобозначенного;-упражнять в умении соотносить цифру с количеством...