Юные волшебники
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Развлечение "Юные волшебники" - итоговое мероприяти по поисково - познавательной деятельности. Проводилось с целью привлечения к этой деятельности воспитанников других групп детского сада, демонстрации его значение родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют необходимость выбора более эффективных средств обучения и воспитания. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Наиболее эффективным и доступным способом познания считаю метод детского экспериментирования, которое наравне с игрой, является ведущим видом деятельности дошкольника. Для экспериментирования в большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование, его заменяет бросовый материал. В ходе экспериментов дети приобретают знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, при этом обнаруживая новые свойства и качества предметов, их сходства и различия. Непосредственное общение с предметами и явлениями окружающей действительности не только расширяет практический опыт ребёнка, но и пробуждает у него стремление узнавать всё новое, порождает массу вопросов: как, зачем, почему? Вопросы дети задают лишь тогда, когда взрослые серьёзно относятся к их стремлению всё узнать и понять, доброжелательно отвечают им, помогают самим найти ответ, вместе с ними радуются их маленьким открытиям.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический (учится управлять своим телом);
- природоведческий (знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями);
- социальный (запоминает индивидуальные особенности человека - сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом);
- познавательный (тренирует познавательные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции);
- лингвистический (занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами);
- личностный (узнает свои личные возможности);
- волевой (доводит начатое дело до конца);
- поведенческий (моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях).
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:
- Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
- Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) постижение причинно-следственных связей и отношений.
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?", в старшем дошкольном возрасте - направленность: "Узнать - научиться - познать".
- Средства: речь, поисковые действия.
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для деятельности, использование проблемных ситуаций.
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Последовательность детского экспериментирования:
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).
Экспериментирование проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Его тема должна быть интересной, посильной и полезной, оригинальной, содержащей элемент неожиданности.
Занятие - экспериментирование организуется примерно по следующему плану:
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности деятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в подгруппах.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, его размещение детьми в зоне исследования.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми во время непосредственной образовательной или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что дети практическим путем добывают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ развития детей.
Сценарий познавательного досуга «Юные волшебники»
Задачи: Воспитывать у детей активность, настойчивость, коммуникабельность. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, нацелить их на самостоятельную поисково - познавательную деятельность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, логическое мышление, внимание, память. Стимулировать развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли. Формировать умение работать и играть в коллективе. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач. Развивать представления о физических явлениях (магнитное притяжение, электричество и др.)
Атрибуты: костюмы для волшебников, рукавицы с вшитыми в неё магнитами, шерстяная ткань, пластмассовая палка, надутые воздушные шары с «дождиком» внутри, картонное панно с летним пейзажем, графин с водой, стеклянные стаканы (с марганцем, с фурацилином, с синькой), воронка с воздушным шаром, 2 тазика с горохом, перемешанным металлическими предметами, тазик с водой, бумажные бабочки и птицы, металлические предметы, магниты, макет вулкана, уксус, флажки (зеленого, желтого и красного цвета).
Ход досуга:
Ведущий: Добрый день, дорогие дети!
Добрый день, уважаемые гости!
Внимание! Внимание!
Всем! Всем! Всем!
Наш праздник начинается!
Визит волшебников юных
Сегодня ожидается.
(Под фонограмму песни «Хочу все знать» в зал заходят дети в костюмах волшебников, выстраиваются в ряд и кланяются зрителям)
Волшебники:
1-й: Чародеев наш отряд
Вас приветствовать рад.
2-й: Мы - волшебники заморские
объездили весь мир.
3-й: Много повидали мы:
Багдад, Стамбул, Алжир.
4-й: Желаем долго вам прожить.
А мы вам рады послужить.
5-й: А теперь скажите сами:
Вы знакомы с чудесами?
6-й: Где живут чудеса,
Где их город и дом?
7-й: Вам никто никогда
не расскажет о том.
8-й: Ни в горах, ни в лесах
Чудеса не живут.
9-й: А живут они там.
Где в них верят и ждут.
10-й: Наш праздник открывается,
Чудеса начинаются!
(Волшебники садятся)
Ведущий: В первом номере программы
выступает перед вами
Знаменитый маг - факир.
Удивил он целый мир!
(Под восточную музыку выходит маг-факир, завернутый в атласный плащ, в чалме и перчатках, с «волшебной палочкой». Кланяется зрителям.)
Маг-факир: Много у меня чудес:
Дождь пойдет на вас с небес,
Сверкнет молния на небе,
Гром, конечно, загремит.
(«Волшебной палочкой» дотрагивается до разноцветных шаров, наполненных измельченным елочным дождиком, шарики лопаются, дождик рассыпается.)
Ведущий: В далекой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Живет волшебник
Седая борода,
Седая борода,
Умная голова.
(Выходит второй волшебник)
Волшебник: Да, я умный да, я мудрый
И притом совсем не злой.
Шар воздушный надуваю.
Я не трогая рукой,
Волос я с бороды сорву
И заклинания скажу:
(Опуская воронку, с прикрепленным к ней воздушным шаром, в ведро с водой, произносит: «Крибле – крабле - бумс!»
Шар, надуйся!
Ведущий: Спасибо, чародеи! Дети, вы догадались, в чем секрет этих чудес? (Дети – зрители высказывают свои предположения).
Волшебники, поделитесь, пожалуйста, своей тайной.
Маг-факир: Внутри шара воздуху тесно. Когда шарик лопается, он с шумом выходит на свободу, разбрасывая измельченный дождик.
Волшебник: Воздух легче воды. При опускании воронки в воду, воздух из нее поднимается вверх и наполняет воздушный шар.
Ведущий: Спасибо, волшебники!
Поиграть пришла пора,
И сейчас без подготовки.
Начинается игра.
(Проводится с детьми - зрителями игра « Светофор». Давайте проверим, насколько внимательны наши зрители. Объясняю правила игры: Я — регулировщик, Вы - водители автотранспорта. Ваш автомобиль стоит на перекрестке, вы ждете сигнала и должны быть очень внимательны. Если я поднимаю зеленый флажок, вы хлопаете в ладоши, если желтый - топаете ногами, если красный - стоите на месте без движения и соблюдаете полную тишину. Кто сбился, снимается с рейса. Самые внимательные водители становятся победителями игры и совершают круг почета).
Ведущий: Дорогие наши гости!
Есть волшебник здесь такой,
Самый добрый он на свете,
Нравится и взрослым, и детям.
Волшебник: Я - Маг волшебных наук,
И всюду меня сразу узнают.
А принес я чудесную
Эту палочку интересную
(Показывает пластмассовую палочку)
Я палочкой своей взмахну
Слова волшебные скажу –
И бабочки закружат
Как на летнем лугу:
Тары - бары - растабары,
Елки - палки - коломбей,
Шуры - муры - шары - вары,
Самба - мамба - милки - вей!
(Произнося «волшебные слова» потирает пластмассовую палочку шерстяной тканью, подносит к бумажной бабочке и поднимает, бабочка тоже поднимается)
Ведущий: Спасибо, Маг волшебных наук!
А сейчас встречайте следующего волшебника - повелителя воздушных шаров.
Волшебник: Шарик на моей ладошке
Заколдованный лежит.
И этот шарик, друзья,
Сейчас чудо совершит.
Шарик-шарик!
Не томи!
Шарик, чудо соверши!
(Гладит воздушный шарик рукой в шерстяной перчатке, подносит к стене, шарик «приклеивается» к ней)
Ведущий: Дети, какой волшебной силой владеют наши гости? (Ответы детей - зрителей).
Уважаемые волшебники, раскройте нам секрет ваших чудес.
Волшебники: В результате протирания шерстяной тряпкой пластмассовая палка получила «электричество» и стала притягивать бабочек. Воздушный шарик также наэлектризовался и стал прилипать к стене.
Ведущий: Да, чудеса живут рядом с нами.
(Исполняется первый куплет песни «Где живут чудеса» Слова и музыка О.Чеканова)
Ведущий: А следующий волшебник
Из северных стран.
Рукавицы чудесные
Никогда не снимает он.
Волшебник: (В накидке, шапочке, в рукавицах, в одну из них вшиты магниты):
Я - волшебник, я - волшебник,
Изучил большой учебник
Вот такой толщины,
Вот такой ширины.
Я - волшебник - чародей,
Все желания людей
Моментально я исполню
И жизнь радостью наполню. Хотите, я заколдую эти предметы, и они приклеятся к моей рукавице.
(Берет со стола металлические предметы, перекладывает их в другую ладонь, разжимает ее, предметы не падают)
Ведущий: И, правда, рукавицы твои волшебные, спасибо.
А следующий номер
Весьма необычный,
Можно назвать его - экзотичный.
Волшебник: Повсюду небывалые
Творю я чудеса.
Управляю птицами,
Взлететь заставляю в небеса
(Водя магнитом за картонным панно, управляет птицей, с вклеенной в неё металлической пластинкой).
Ведущий: Дети, вы догадались, какая волшебная сила помогает этим чародеям? (Ответы зрителей)
Волшебники: Эта сила - свойство магнита притягивать к себе металлические предметы.
Ведущий: Дети, гостей принято угощать. Если бы нам удалось отчистить горох от металлических примесей, мы угостили бы наших волшебников вкусным гороховым супом. Приглашаем из каждой группы по 5 человек. Посмотрим, какая команда догадается, как это сделать и справится с задачей быстрее.
(Дети делятся на две команды и выполняют задание)
Ведущий: Это сложно? Нет, не сложно!
Только нужно не бояться.
С магнитом можно
Очень просто обращаться.
Встречайте следующих волшебников - повелителей воды.
Волшебник: Где мой чудо-волосок?
Подождем немножко:
Волосок я разрываю…
Приготовьтесь, гости!
Вы такого не видали
Никогда на свете! (Обращается к ведущему)
Ты нам, свет очей, стаканы
И кувшин с водой найди.
(Ведущий подает поднос с З-мя стаканчиками (в один стакан насыпана - марганцовка, во второй - фурацилин, в третий - синька) и кувшин с водой)
Волшебник ( наливает в стаканы воду, произнося):
Ты, водичка-вода,
друг ты мой прекрасный,
Стань, водичка-вода
Из прозрачной - красной!
Стань, водичка - вода,
Из бесцветной желтой!
Стань, водичка - вода,
Из прозрачной - синей!
Ведущий: Дети, кто-нибудь из вас разгадал секрет этого волшебства? (Ответы детей)
Волшебник: Секрет простой. Вода растворяет в себе некоторые вещества. В
воде растворились порошки разного цвета, которые были насыпаны в стаканы и окрасили воду.
Ведущий: Сейчас мы еще раз проверим, внимательны ли вы.
Проводится игра « Карлики и великаны»
(Ведущий объясняет правила игры: Дети, становитесь в круг. Как только я произнесу слово «карлики», вы должны сесть на корточки, а если скажу «великаны» - встать. Кто ошибается - выходит из игры.
Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: валенки, кастрюли, ворота, картошка...)
Ведущий: Пусть секреты следующих опытов - сюрпризов останутся сегодня для вас тайной. Приглашаю сюда хозяина волшебной свечи.
Хозяин волшебной свечи: Смотрю я, полон зал гостей!
Как много собралось детей!
Найдется среди вас такой,
Кто справится с моей свечой?
Кто в воронку дунет сейчас,
Чтобы огонь свечи погас. (Желающие дети пытаются погасить свечу.) Волшебник: Моя свеча слушается только меня (задувает огонь.)
Ведущий: Выступления волшебников мне так понравились, что и мне захотелось совершить какое – нибудь чудо, например, стать повелителем вулканов. (Надевает колпак волшебника)
Я - факир восточный,
Знаю очень точно:
Что такого волшебства
Вы не видали никогда!
Эники - беники,
Мандарины - финики,
Вода - волшебница,
Моя помощница,
Лейся - лейся - лейся,
Вулкан уснувший,
Просыпайся!
(Для этого опыта необходимо вылепить из пластилина вулкан. Пластилин разделить на две части: одну раскатать в плоский блин для основания вулкана, из второй слепить полый конус. Защепить обе части по краям. Объем вулкана - не более 100-200 мл. Тарелку с вулканом поместить на подн. и «зарядить»: приготовить смесь жидкости для мытья посуды (I ст. ложка), сухой пищевой соды(1 ст. ложка) и нескольких капель свекольного сока и налить в вулкан. Во время показа добавить туда около 40-50 мл. уксуса (1/4 чашки).
Ведущий: Дети, понравились вам увиденные сегодня волшебства?
Спасибо, чародеи, вы удивили и порадовали нас.
Волшебник: Мы очень рады
Но нам уже пора прощаться
И обратно возвращаться,
Ведущий: Волшебники, погодите, не спешите!
На прощанье детям нашим
Какой совет вы дать хотите?
1-й волшебник: Друзья, чтоб волшебником стать
Условие нужно выполнять:
2-й: Быть аккуратным и внимательным,
Трудолюбивым и старательным.
3-й: Важное дело эксперимент,
В нем интересен каждый момент.
4-й: Если желаешь потренироваться,
Свою смекалку испытать
5-й: Наши опыты почаще
Ты старайся повторять.
Ведущий: Дорогие наши дети! При желании каждый из вас может стать таким же волшебником, как наши гости – юные волшебники из подготовительной группы.
Только тот живет - не тужит.
Кто с наукой крепко дружит,
Без нее никак нельзя,
Волшебники: Мы с наукою – друзья!
Волшебники, дети и взрослые зрители исполняют песню «Учиться надо весело»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
План кружка "Юные волшебники"
Перспективное планирование кружка для старшей и подготовительной группы...
Юные волшебники
Кружок...
Рабочая программа кружка Юные волшебники
Программа кружка «Юные волшебники» разработана с целью развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования. Способствует...
«Юные волшебники» конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе...
Программа дополнительного образования «Юные волшебники» для детей 4 – 5 лет
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активн...