Конспект занятия "900 дней блокады"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лих Татьяна Михайловна

Нужно знать историю своего города. Это необходимо для каждого живущего в своей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_900_dney_blokady.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«900 дней»

(ко дню снятия блокады)

ЦЕЛЬ:

- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.

- Узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

Материал:

Стенд о блокаде, разрезные картинки, кассета с песней ’’Вставай, страна огромная’’, кусочек чёрного хлеба.

Подготовительная работа:

Заучивание стихов о блокаде, составление ребёнком рассказа о своей бабушке, пережившей  блокаду.

Ход занятия:

Воспитатель: в одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербург)

- Как ещё наш город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись " страшные"  900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

 В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Что изменилось?  (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи.  Часто артист или диктор терял сознание  от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Сейчас Миша нам расскажет, о своей бабушке, которая пережила эту страшную блокаду.

Рассказ ребёнка. Чтение стихотворения Глеба Семёнова ’’Мужество’’

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.

Физкультминутка:

’’Перейди на другой берег’’ (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра ’’Разрезные картинки’’

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города - героя’’.

Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев,  погибших в годы блокады,  возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней блокады

Война-это всегда страшно,беспощадно.Много воин было и в нашей стране.Но самая лютая-с фашистами....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «900 дней блокады Ленинграда»

Конспект НОД с детьми 6-7 лет по познавательному развитию "900 дней блокады Ленинграда"....

Конспект НОД в подготовительной группе №2 по познавательному развитию «900 дней Блокады»

Познакомить детей с понятием блокада;Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;Воспитывать уважение к старшему поколению;Познакомить детей со страшными дн...

Конспект познавательного занятия с презентацией "900 дней Блокада Ленинграда"

Презентация содержит 27 слайдов "Дни Блокады" для детей 4-5 лет...

Конспект по Петербурговедению "900 дней блокады"

Цель:Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

Конспект занятия «900 дней блокады Ленинграда»

КонспектНепосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет«900 дней блокады Ленинграда»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «900 дней блокады, или детям о блокаде Ленинграда…»

Формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны....