Философия для малышей
рабочая программа по окружающему миру по теме
Программа по дополнительному образованию дошкольников "Философия для малышей". ОО "Социализация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Философия для малышей. Дополнительное образование | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка -детский сад «Дружба
Согласовано: Утверждаю:
Педсоветом Заведующий МДОУ
МДОУ «ЦРР - «ЦРР – д/с «Дружба»
д/с «Дружба» _________ О.Н.Седлецкая
Протокол №1 «____»______ 2012г.
от «___» ______2012г.
Программа по дополнительному образованию
«Философия для малышей»
(социально – педагогическое направление)
Разработчик: Прокопова Татьяна
Николаевна,
воспитатель
МДОУ «ЦРР –
д/с «Дружба»
г. Качканар
Пояснительная записка
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему этому милому «пришельцу» нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают.
Общение с детьми часто приводит вдумчивых взрослых к мысли о том, что дети порой задают те же вопросы, которые задавали великие философы. Детям хочется узнать как можно больше и из самых разных областей познания. Они удивляются всему тому, что нас окружает, и удивляются самим себе.
Маленькие дети – настоящие философы, их ум пытлив, их мучают «вечные вопросы», они не имеют готовых, правильных ответов, которые не оставляют места возражению, сомнению. Детям свойственно целостное восприятие мира и себя в нем.
Как отмечают ученые, дошкольники склонны не только к рассуждениям наивным, но и раскрепощенным, творческим, напоминающие философские. В основе философского знания всегда лежит общее, целостное представление о мире. Подобная целостность характерна и для детской картины действительности.
Познание мира ребенком происходит в общении с взрослыми и сверстниками.
Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить ее единство с современными программами дошкольного образования, реализуемых в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Дружба». Программа позволяет приобщать детей к познанию окружающего мира, природы и людей и обязательно познание ребенком самого себя. Вопрошающий ум ребенка требует своевременного развития, постоянного продвижения к более сложному, исследованию нового.
Программа составлена на основе положений программы «Философия для детей», автор М.Н.Дудина, Екатеринбург,1996
Значительное место в программе занимают вопросы логики (способы установления сходства различия между предметами, вычисления причинно-следственных связей, поиск «хороших оснований» в рассуждениях). Но основное содержание программы – это поиск способов активизации размышлений детей над основами их бытия, отношения к другим людям и обществу. Диапазон этих вопросов очень велик. Он начинается с осмысления правил, которые устанавливаются между детьми в процессе игр и различных форм деятельности до выяснения сущности добра, красоты, дружбы и других человеческих ценностей.
Цель программы: Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, освоения целостной картины мира.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделили следующие:
- воспитательные
- создавать условия для воспитания гуманистических и нравственных качеств личности;
- создавать условия для проявления социальной инициативы детей;
- создавать условия освоения, усвоения и присвоения детьми общекультурных ценностей.
- обучающие:
- дать знания об эмоциональных состояниях человека;
- познакомить со способами преодоления негативных переживаний;
- обучать речевым и неречевым способам общения; умению рассуждать;
- расширять познавательный и культурный кругозор детей;
- формировать представления об окружающем мире.
-развивающие:
- корректировать психофизические функции детей (память, внимание, представление, восприятие);
- развивать основные мыслительные операции (анализ, планирование);
- корректировать нарушение в развитии эмоционально – волевой сферы; развивать речь детей;
- развивать творческий потенциал детей.
Основными принципами реализации программы являются: систематичность, доступность по воспитанию положительного отношения к нравственным ценностям, ее связь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, игровой деятельностью.
Формы реализации задач:
- этические беседы, диалоги
- игры
- драматизации
- проблемные ситуации
- упражнения на развитие творческого воображения
- коммуникативные игры
- психогимнастика
В процессе работы по программе у ребенка формируются представления о важных нравственных ценностях, личное отношение к ним. Ребенок учится общаться с взрослыми и сверстниками.
Каждая тема занятия по программе предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках. Такое содержание и методика проведения занятий способствуют разрешению противоречия, сложившегося в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними.
Программа эффективно поможет детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, сформирует умение понять другого человека таким, какой он есть, научит жить в согласии с собой, разовьет чувство ответственности за себя и товарища, чувство собственного достоинства, помогающее пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | В т.ч. теорет. | В т.ч. практ. |
1. | Развитие образа «Я» | 18 | 9 | 9 |
2. | Развитие эмоциональной сферы (Беседы на внеситуативно - познавательном уровне) Мониторинг | 18 | 9 | 9 |
Всего: | 36 |
Содержание курса
1 года обучения
Развитие образа «Я»:
- Упражнения направлены на формирование у детей осознания защитных реакций, помогают настроить на совместную деятельность, общение.
- «Волшебный клубочек»,
- «Доброе животное»,
- «Дружба начинается с улыбки»,
- «Комплименты»,
- «Ласковое слово»,
- «Волшебный стул»,
- «Волшебный цветок».
- Пластические этюды (упражнения в выражении и понимании разных эмоций)
- «Солнышко»,
- «Дотронься до…»,
- «Скажи хорошее о друге»,
- «Ой, ой…» (этюд на выражение страдания, печали)
- «Я устал»,
- «Спаси птенца»,
- «Я маленький листочек»,
- «Сломанная кукла».
- Беседы на внеситуативно – познавательном уровне общения
- «Наши чувства и действия»,
- «Что такое детский сад»,
- «Дорога в детский сад»,
- «Моя любимая игрушка»,
- «Дружба начинается с улыбки»,
- «Как можно пожалеть»,
- «Как можно понять настроение человека»,
- «Учимся заботиться о животных»,
- «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»,
- «Я и моя семья»,
- «Мама – надежный защитник».
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | В т.ч. теорет. | В т.ч. практич. |
1. | Развитие образа «Я» | 12 | 12 | 12 |
2. | Развитие эмоциональной сферы | 12 | 12 | 12 |
3. | Развитие динамической стороны общения (игры – занятия) Мониторинг | 12 | 12 | 12 |
Всего: | 36 |
Содержание курса обучения
2 год обучения
Развитие образа «Я»:
- Упражнения направлены на формирование у детей осознания защитных реакций, помогают настроить на совместную деятельность, общение.
- Работа с зеркалом. «Расскажи о себе» (Какого цвета твои глаза? Чем внешне ты отличаешься от других детей, своих друзей? За что ты себя любишь? А может быть
не любишь? Улыбнись! Тебе нравится твоя улыбка?).
Этюды на развитие положительных эмоций у детей, желание делать,
создавать приятное для других. «Встречаем гостей», «Вручаем подарок»,
«Помогаю маме (другу)».
- Пластические этюды (упражнения в выражении и понимании разных эмоций)
- Игра «Отгадай эмоцию»,
- Упражнение «Облака» (на развитие выразительности движений),
- «Словарь вежливых слов»,
- Выражение эмоций в пиктограммах,
- Этюд «Зеркало» (упражнение в парах – выполнить движение своего партнера)
- Психогимнастика («Силач с гирями», «Клоун», «Факир»).
- Тренинг поведения (проявление различных эмоций в разыгрывании сценок).
- Развитие динамической стороны общения (игры – занятия)
Цель игр- занятий направлена
на формирование умений у детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада;
воспитание культуры общения.
Игры-занятия:
«Чудесный терем дружбы»,
«Позовем сказку»,
«И я»,
«Два друга»,
«Поиски добрых слов»,
«Поможем Незнайке»,
«Какие цветы ты хотел бы подарить другу?»,
«»Что делать»,
«Без друзей не прожить»,
«Вкусная конфета»,
«Гадкий утенок»,
Тренинг общения.
Учебно-тематический план
3 год обучения
Название темы | Количество часов | В т.ч. теорет. | В т.ч. практич. |
«Больница для кукол» Тема занятия: - У каждого ребенка есть кукла. - Имя моей куклы Роли. - У Роли серо-зеленые глаза. -Моя кукла совсем обычная. - Мы едем в детский сад. - В будние дни я хожу в детский сад. - Мы можем принести наших кукол в детский сад. - Вы думаете, куклы всегда говорят правду? - Когда я пришла сегодня в детский сад… - Когда все мы сели кругом на полу… - Как Роли была в больнице Основные темы для обсуждения: 1. Правда 2. Отношение к человеку как к человеку 3. Эгоистичность 4. Один и много 5.Убедительный довод 6. Что такое рассказ? 7. Обращение с вещью как с человеком 8. Нарушение правил 9. Площадка для детей 10. Счастье 11. Лживость 12. Ответственность 13. Хороший день 14. Почему мы говорим правду. Практические упражнения, игры: (проводятся после чтения глав книги «Больница для кукол» и беседы по теме) - Что такое человек? (игра) - Что можно коллекционировать? (беседа после прочтения главы) - Что такое кукла? (упражнение) - Можете ли сказать откуда появились (игрушки, новогодние елки ит.д.)? - Упражнение причина и следствие - Может ли кукла разговаривать? - Упражнение «Что, правда, а что – нет» -Игра «Сходство и различия» - Упражнение «Выяснение» - Упражнение «Что такое друг?» - «Дружба» (беседа) - Игра «Кто был эгоистичным?» - «Правила» (обсуждение) - «Что ты можешь делать на игровой площадке?» - Нарисуйте неправду - Упражнение « Роли» - Упражнение «Будучи эгоистами» - Упражнение « Правда» - «Общая история о лжи (составление рассказа) - Упражнение « Что можно делать на прогулке?» - Рисование любимого слова - Игра в слова - Упражнение « Глупо или нет» - Рассказывание историй (о чем– то глупом) - «Хороший день» (беседа, рисование) - Упражнение « Почему мы говорим правду?» -Составление рассказа «Родственники» - Упражнение «Что должно происходить в больнице?» - Ролевая игра «Что происходит в больнице» - Дискуссия «Когда мы говорим «Ложь», а когда «Правда». - «Игра во вранье» - Ролевая игра «Доктор и пациент» - Ролевая игра «Больные куклы» - Игра в «Плохого мальчика» - Упражнение «Какая разница» - Упражнение «Хорошее и прекрасное» | |||
Всего: | 36 |
Содержание курса обучения
3 год обучения
«Больница для кукол» (чтение)
Тема занятия:
- У каждого ребенка есть кукла.
- Имя моей куклы Роли.
- У Роли серо-зеленые глаза.
-Моя кукла совсем обычная.
- Мы едем в детский сад.
- В будние дни я хожу в детский сад.
- Мы можем принести наших кукол в детский сад.
- Вы думаете, куклы всегда говорят правду?
- Когда я пришла сегодня в детский сад…
- Когда все мы сели кругом на полу…
- Как Роли была в больнице
Основные темы для обсуждения:
1. Правда
2. Отношение к человеку как к человеку
3. Эгоистичность
4. Один и много
5.Убедительный довод
6. Что такое рассказ?
7. Обращение с вещью как с человеком
8. Нарушение правил
9. Площадка для детей
10. Счастье
11. Лживость
12. Ответственность
13. Хороший день
14. Почему мы говорим правду.
Занятие по философии происходит следующим образом: чтение воспитателем отдельных глав текста, ключевых слов; задавание вопросов детьми, выделение проблемы, а затем совместное обсуждение. В процессе занятий дети выполняют разнообразные творческие задания – сочиняют, рисуют, разыгрывают сценки, придумывают загадки. В процессе сотрудничества, диалога взрослого с ребенком – совместного обсуждения вопросов, решается поставленная цель.
Учебно – методическое обеспечение
- Стол, стулья
- Магнитофон, кассеты
- Зеркала
- Картотека игр
- Схемы – пиктограммы
- Шапочки – маски
- Атрибуты к играм
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» М., 1989г.
2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования Свердловской области, 2005г.
3. М.Н.Дудина. Философия для детей дошкольного возраста, Екатеринбург, 1996.
4. Е.Б. Боровкова, Н.И.Водина, М.К.Ефимов. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Москва, Творческий центр, 2002.
5.Г.П.Иванова. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
у дошкольников. Москва, 2006.
Сведения о разработчике
Ф.И.О: Прокопова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель 1 кв. категории
Место работы: МДОУ – детский сад «Дружба»
Образование: г.Н.Тагил, педагогический колледж., 1999г.
Воспитатель детского сада.
Аннотация
Данная программа рассчитана для детей в течение 3 лет обучения. В программе представлен учебно-тематический план с содержанием каждой темы. Обучение по данной программе направлено на расширение познания детей об окружающем мире и человеке, позволяет получить детям навыки общения с взрослыми и сверстниками, вступать в диалог, обогащает социальный опыт каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Философия моей профессии"
В данном материале я привожу свою размышления на тему современного значения профессии педагога, делюсь со своими читателями взглядом на свой опыт в работе с детьми....
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...