"Дружная семья"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnaya_semya_konkurs.docx | 199.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 61
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей
Тема: «Дружная семья»
подготовительная к школе группа
2013 год
«Дружная семья»
Цель: воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.
Задачи.
Познавательные:
Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная;
Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
Речевые:
Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.
Словарная работа:
род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
Предварительная работа.
- Беседы: «Наша дружная семья», «Дом в котором ты живешь», «Семейные традиции», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
- Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.
- Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
- Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
- Заучивание стихотворений: «Моя родня» Я.Аким, Т.Бокова «Папа», А.Н.Плещеев «Внучка».
- Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».
- Дидактическая словесная игра «Кто что может?».
- Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?»
Материал.
Демонстрационный:
- Картинка с изображением ребуса со словом «семья».
- Изображение дерева.
- Схема родословной воспитателя.
- СD запись песни «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова
Технические средства:
- Магнитофон с записью шума пропеллера.
Раздаточный:
- Листы бумаги с изображением схем родословного древа.
- Ножницы.
- Фото членов семьи.
- Пиктограммы со схематичным изображением семей.
- Клеевой карандаш.
- Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?»
Методика проведения
В группе присутствуют гости: заведующая, методист, педагоги.
(Звучит песня «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова).
Воспитатель:
Ребята, вы прослушали отрывок песни. Кто скажет, о чем она?
Дети: (о маме, папе)
Воспитатель:
Правильно. Вчера в одном детском журнале мне попался интересный ребус. Я его увеличила и принесла показать вам.
Помогите мне отгадать, что это означает?
(дети отгадывают слово «семья»)
Воспитатель читает стихотворение.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Слышен шум пропеллера, появляется Карлсон.
Карлсон:
Привет, друзья! А вот и я!
Узнали верно вы меня?
Я мимо сада пролетал
И вас в окошко увидал!
(обращает внимание на ребус)
Какая красивая у вас картинка? А что она обозначает?
Дети:
Семья
Карлсон:
Что такое семья?
Воспитатель:
Дети, давайте расскажем Карлсону про семью.
Если дети затрудняются, то Карлсон задает наводящие вопросы:
Кто входит в состав семьи?
Для чего нужна семья?
Чем занимаются члены семьи?
Как относятся друг к другу?
Воспитатель:
(подвожу итог детским рассказам).
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости.
Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность и разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения. Семьи разные, но во многом они похожи.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования, а Карлсон вместе с нашими гостями будет оценивать ваши знания и умения. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Дружная семья!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.
Дети делятся на команды и придумывают им названия «Дружные ребята», «Капельки». Наша игра будет состоять из 4 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги)
Приветствие команд: «Дружные ребята» Дружить всегда,
Дружить везде,
И не бросать друзей в беде.
«Капельки»
Мы - дружные капельки дружной семьи,
Вливаемся в море огромной страны! Воспитатель: Семья объединяет родных людей: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники.
Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Первый этап нашего соревнования:
Назовите как можно больше пословиц и поговорок о семье.
«Когда семья вместе, так и душа на месте»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»
«Человек без семьи, что дерево без плодов»
«Семья в куче – не страшна туча»
«Дети не в тягость, а в радость»
«Не нужен клад, когда в семье лад»
«Когда семья вместе, так и душа на месте»
Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что вы много пословиц и поговорок знаете о семье, о детях, о родителях. Продолжаем наше соревнование и следующее задание…
«Назови ласково». Для этого конкурса мы пригласим нашего гостя - Карлсона, он будет вам называть членов семьи, а вы должны назвать ласковое обращение к нему.
1) Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.
2) Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка.
3) Сын – сынок, сыночек, сынулечка.
4) Дочь – доченька, дочурка, дочка
5) Мама – мамочка, маменька, матушка, мамуля.
6) Дед – дедуля, дедулечка, дедуся, дедушка
7) Брат – братик, братец, братишка.
8) Сестра – сестренка, сестричка, сестрица.
Карлсон: Как много ласковых, добрых слов вы назвали, теперь и я буду так называть своих домашних. Как вы думаете, кто такие домашние?
Дети: Это люди, которые живут с нами дома (мамы, папы, братья, сестры)
Карлсон: Молодцы. А теперь давайте с вами поиграем.
Физкультминутка
«Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: - Теперь настал черёд гостям задавать свои вопросы.
Фамилия, имя, отчество родителей?
Назовите свой домашний адрес?
Где и кем работают ваши родители?
Назовите всех членов семьи проживающих вместе с вами.
Есть ли традиции в вашей семье?
Как отдыхает ваша семья?
Гости: Молодцы и с этим заданием справились просто на отлично
Воспитатель: - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов: родня, родич, родословная)
Дети: Родить – значит появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поиграть. Я знаю интересную игру. Она называется: «Дом». Вставайте все в круг. И ты, Карлсон, тоже вставай.
"Дом" (пальчиковая гимнастика)
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Воспитатель: Ребята, а теперь задание на внимание и смекалку. Поиграем в игру «Как мы помогаем родным?» От каждой команды нам потребуется по 2 человека. Я вам раздам по одной карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами перевернуты рисунком вниз и перемешаны. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если вы говорите правильно, то оставляете карточку себе, если нет – возвращаете в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит та команда, у кого будет больше всех карточек.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Следующее задание творческое.
У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках.
(Показываю картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни)
Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? (ответы детей)
Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. Вот посмотрите на схему родословной моей семьи. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).
Хотите, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи?
(раздаю детям заготовленные листы с изображением деревьев)
Тогда возьмите фотографии членов своей семьи, подготовьте свое рабочее место и приступайте к работе.
(дети берут все нужное: фотографии, ножницы, клей, готовят рабочее место и выполняют работу)
Теперь мы знаем вашу родословную, сколько человек в вашей семье и как они выглядят.
Воспитатель:
Глядя на ваши семейные древа, слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.
Подведение итогов, вручение сувениров.
Ребенок:
Автор: Травник Терентий
Семья Две бабушки, два дедушки,
Родители и я -
Вот так и получается
Обычная семья.
А если семя в воду
На время положить,
Водою это семечко
Немного размягчить,
То мягкий знак росточком
Раздвинет "эм" и "я" -
Так тоже получается обычная семья.
Ребенок:
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие.
Семья – и сестрёнки мои озорные.
Семья – это крёстные тёти и дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом.
Семья – это частичка нашей страны.
Воспитатель: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Какое творческое задание вы выполняли? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наша игра закончилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...
Стихотворения о семье для детей к проектной деятельности"Мама,папа,я - дружная семья"!
В данной публикации содержится небольшая подборка стихотворений о семье, которые мне показались интересными,душевными и понятыми для детей. Стихотворения можно как просто читать,так и заучить! Благода...
"Папа,мама,я - дружная семья" - сценарий праздника к Международному Дню Семьи
Праздник проводился в рамках проекта "Семейная гостиная". Представленный материал показывает как можно весело и интересно проводить совместный отдых детей и родителей....
"Детский сад - моя дружная семья!" сценарий праздника, посвящённого международному Дню семьи для детей средней группы
Ведущая: 15 мая – международный «День семьи». В нашей стране он отмечается с 1993 года. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры окружают малыша заботой и любовью, приучают к семейным тради...
Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья» для детей и родителей ко Дню семьи
Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья»для детей и родителей ко Дню семьиЦель: показать значимую роль семьи для каждого человека. Задачи: Воспитывать уважительное и бережное ...
"ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Предлагаю вашему вниманию конспект физкультурного досуга....
Сценарий развлечения ко Дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"
Познакомить с праздником -днем семьи.Воспитывать любовь и уважение к членам семьибыть внимательными к старшему поколению....
Комментарии
Очень интересная разработка,
Очень интересная разработка, спасибо! Приглашаю на свою страничку.