"Дружная семья"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жаренова Светлана Валерьевна

воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnaya_semya_konkurs.docx199.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 61

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  детей 

Тема: «Дружная семья»

подготовительная к школе группа

 

2013 год

«Дружная семья»

Цель:  воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.

Задачи.

Познавательные:

Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная;

Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

Речевые:

Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.

Словарная работа:  

 род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным  (батюшка, матушка, сестрица, братец).

Предварительная работа.

  1. Беседы: «Наша дружная семья», «Дом в котором ты живешь», «Семейные традиции», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
  2. Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.
  3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  4. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
  5. Заучивание стихотворений: «Моя родня» Я.Аким, Т.Бокова «Папа», А.Н.Плещеев «Внучка».
  6. Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».
  7. Дидактическая словесная игра «Кто что может?».
  8. Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?»

Материал.

Демонстрационный:

  1. Картинка с изображением ребуса со словом «семья».
  2. Изображение дерева.
  3. Схема родословной воспитателя.
  4. СD запись песни «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова

     Технические средства:

  1. Магнитофон с записью шума пропеллера.

Раздаточный:

  1. Листы бумаги с изображением схем родословного древа.
  2. Ножницы.
  3. Фото членов семьи.
  4. Пиктограммы со схематичным изображением семей.
  5. Клеевой карандаш.
  6. Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?»

Методика проведения

В группе  присутствуют гости: заведующая, методист, педагоги.

(Звучит песня «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова).

Воспитатель:

Ребята, вы прослушали отрывок песни. Кто скажет, о чем она?

Дети: (о маме, папе)

Воспитатель:

Правильно.  Вчера в одном детском журнале мне попался интересный ребус. Я его увеличила и принесла показать вам.

Помогите мне отгадать, что это означает?

(дети отгадывают слово «семья»)

Воспитатель читает стихотворение. 
Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Слышен шум пропеллера, появляется Карлсон.

Карлсон:

Привет, друзья! А вот и я!

Узнали верно вы меня?

Я мимо сада пролетал

И вас в окошко увидал!

(обращает внимание на ребус)

Какая красивая у вас картинка? А что она обозначает?

Дети:

Семья

Карлсон:

Что такое семья?

Воспитатель:

Дети, давайте расскажем Карлсону про семью.

Если дети затрудняются, то Карлсон задает наводящие вопросы:

Кто входит в состав семьи?

Для чего нужна семья?

Чем занимаются члены семьи?

Как относятся друг к другу?

Воспитатель:

(подвожу итог детским рассказам).

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность и разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения. Семьи разные, но во многом они похожи.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования, а Карлсон вместе с нашими гостями будет оценивать ваши знания и умения. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Дружная семья!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети делятся на команды и придумывают им названия «Дружные ребята», «Капельки». Наша игра будет состоять из 4 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги)

Приветствие команд:                                                                                                                             «Дружные ребята»                                                                                                                                                 Дружить всегда,
Дружить везде,
И не бросать друзей в беде.

«Капельки»
Мы - дружные капельки дружной семьи,
Вливаемся в море огромной страны!                                                                                                          
Воспитатель:                                                                                                                    Семья объединяет родных людей: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники.

Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.

Первый этап нашего соревнования:

Назовите  как можно больше пословиц и поговорок о семье.

«Когда семья вместе, так и душа на месте»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

«Семья в куче – не страшна туча»

«Дети не в тягость, а в радость»

«Не нужен клад, когда в семье лад»

«Когда семья вместе, так и душа на месте»

Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что вы много пословиц и поговорок знаете о семье, о детях, о родителях. Продолжаем наше соревнование и следующее задание…

«Назови ласково». Для этого конкурса мы пригласим нашего гостя - Карлсона, он будет вам называть членов семьи, а вы должны назвать ласковое обращение к нему.    

     1) Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

2) Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка.

3) Сын – сынок, сыночек, сынулечка.

4) Дочь – доченька, дочурка, дочка

5) Мама – мамочка, маменька, матушка, мамуля.

6) Дед – дедуля, дедулечка, дедуся, дедушка

7) Брат – братик, братец, братишка.

8) Сестра – сестренка, сестричка, сестрица.

Карлсон: Как много ласковых, добрых слов вы назвали, теперь и я буду так называть своих домашних. Как вы думаете, кто такие домашние?

Дети: Это люди,  которые живут с нами дома (мамы, папы, братья, сестры)

Карлсон: Молодцы. А теперь давайте с вами поиграем.

Физкультминутка

«Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.) 

Воспитатель: -  Теперь настал черёд гостям задавать свои вопросы.

Фамилия, имя, отчество родителей?

Назовите свой домашний адрес?

Где и кем работают ваши родители?

Назовите всех членов семьи проживающих вместе с вами.

Есть ли традиции в вашей семье?

Как отдыхает ваша семья?

Гости: Молодцы и с этим заданием справились просто на отлично

Воспитатель: - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:  родня, родич, родословная)

Дети:  Родить – значит появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поиграть. Я знаю интересную игру. Она называется: «Дом». Вставайте все в круг. И ты, Карлсон, тоже вставай.
"Дом" (пальчиковая гимнастика)

Стук, стук, постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

Воспитатель: Ребята, а теперь задание на внимание и смекалку. Поиграем в игру «Как мы помогаем родным?» От каждой команды нам потребуется по 2 человека. Я вам раздам по одной  карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами перевернуты рисунком вниз и перемешаны. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если вы говорите правильно, то оставляете карточку себе, если нет – возвращаете в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит та команда, у кого будет больше всех карточек.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Следующее задание творческое.

У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках.

 (Показываю картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни)

Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? (ответы детей)

Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. Вот посмотрите на схему родословной моей семьи. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).

Хотите, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи?

 (раздаю  детям заготовленные листы с изображением деревьев)

Тогда возьмите фотографии членов своей семьи, подготовьте свое рабочее место и приступайте к работе.

(дети берут все нужное: фотографии, ножницы, клей, готовят рабочее место и выполняют работу)

Теперь мы знаем вашу родословную, сколько человек в вашей семье и как они выглядят.

Воспитатель:

Глядя на ваши семейные древа, слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.

Подведение итогов, вручение сувениров.

Ребенок:    

Автор: Травник Терентий

      Семья                                                                                                                           Две бабушки, два дедушки,
Родители и я -
Вот так и получается
Обычная семья.
А если семя в воду
На время положить,
Водою это семечко
Немного размягчить,
То мягкий знак росточком
Раздвинет "эм" и "я" -
Так тоже получается обычная семья.

Ребенок:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Владик, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – и сестрёнки мои озорные.

Семья – это крёстные тёти и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это частичка нашей страны.

Воспитатель: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Какое творческое задание вы выполняли? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наша игра закончилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.

Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...

Стихотворения о семье для детей к проектной деятельности"Мама,папа,я - дружная семья"!

В данной публикации содержится небольшая подборка стихотворений о семье, которые мне показались интересными,душевными и понятыми для детей. Стихотворения можно как просто читать,так и заучить! Благода...

"Папа,мама,я - дружная семья" - сценарий праздника к Международному Дню Семьи

Праздник проводился в рамках проекта "Семейная гостиная". Представленный материал показывает как можно весело и интересно проводить совместный отдых детей и родителей....

"Детский сад - моя дружная семья!" сценарий праздника, посвящённого международному Дню семьи для детей средней группы

Ведущая: 15 мая – международный «День семьи». В нашей стране он отмечается с 1993 года. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры окружают малыша заботой и любовью, приучают к семейным тради...

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья» для детей и родителей ко Дню семьи

Сценарий праздника «Папа, мама, я - дружная семья»для детей и родителей ко Дню семьиЦель: показать значимую роль семьи для каждого человека. Задачи: Воспитывать уважительное и бережное ...

"ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"

Предлагаю вашему вниманию конспект физкультурного досуга....

Сценарий развлечения ко Дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"

Познакомить с праздником -днем семьи.Воспитывать любовь и уважение к членам семьибыть внимательными к старшему поколению....


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень интересная разработка, спасибо! Приглашаю на свою страничку.