Семинар - практикум для педагогов "К истокам народной культуры"
статья по окружающему миру по теме

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_provedennoy_rabote.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ОАО «АВИСМА» филиал

 «Корпорации ВСМПО – АВИСМА»

Цех № 85

                                                               

                                                       Утверждаю:
                                                                      Заведующий д/с № 44

                                                                                    _________ Т.И. Леонтьева

                                                                   «17» сентября 2009 

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

"К истокам народной культуры"

                                      Подготовила и провела

                                         воспитатель II квалификационной категории

                                         Кабирова Вера Геннадьевна

Березники, 2011

Оглавление

  1. Вводная часть………………………………………….3
  2. Игра с педагогами……………………………………..9
  3. Представление газеты ………………………………14
  4. Вывод …………………………………………………

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,

- это  источник  любви к Родине…

пусть ребенок   чувствует  красоту  и

восторгается  ею,  пусть в его сердце

и в  памяти  навсегда  сохранятся  

образы,  в  которых   воплощается  Родина.                                        

 В. Сухомлинский.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Так мы, педагоги 11 группы посчитали необходимым донести до сознания детей своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание русского народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Одним из приоритетов мы выбрали задачу - знакомство с атмосферой национального быта. Познакомили детей с предметами, характерными для русского народного быта.

Опираясь на иллюстрации,  знакомили с особенностями национального быта. Рассказывали о том, что такое горница, знакомили с ее убранством: печь, скамья, колыбель, рукомойник, половик; с предметами русского быта и кухонной утвари: ухват, кочерга, самовар, кадка, ковш, гребень, коромысло.

Знакомство с каждым названием сопровождали загадками, потешками, прибаутками, одновременно объясняя их смысл. Например:

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси

В дом богатство принеси.

________

Черный конь скачет в огонь (кочерга)

________

Ни свет, ни заря.

Пошел согнувшись, со двора. (коромысло)

Все это оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Занятия по ознакомлению с народным творчеством проводили 1 раз в неделю разработали серию занятий, каждое из которых соответствовало определенной теме календарного плана воспитательно- образовательной работы.

Так, например, теме «Овощи» - соответствовала тема занятия «Что растет на грядке», которое прошло опираясь на русский народный фольклор. Это и игровая ситуация «Еду-еду к бабе, деду на лошадке в красной шапке…», и использование загадок об овощах, пальчиковая гимнастика «Чистим овощи для щей» и народная игра «Огуречик», а так же драматизация сказки «Репка».

Когда мы начали цикл занятий, на которых знакомили детей с избой и с домашней утварью, задели тему о домовых. После чего у нас, благодаря Гладиковой Татьяне  Александровне, появился в группе не домовенок, а  групповенок  Кузя, который стал любимцем детей. С тех  пор он постоянный участник не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Знакомя детей с колыбельными песенками приучали детей к  интонационному строю разговорной  речи. Малыши не только слушали   песенки, но и сами  поют  куклам  про кота,  про гулей, читают потешки.

Очень детям нравятся народные и хороводные игры. Особенно игры помогли нам в период адаптации детей, после перехода из группы в группу. Игры помогают в сближении детей друг с другом и с педагогом: «Солнышко», «Карусель», «Бабушка Маланья», «Кто у нас хороший?» и т.д.

Основным отличием народных песенок, потешек, прибауток и т.д., является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами, мимикой.

Чтобы знакомить детей с русским театром в группе была создана театрализованная зона, где имеются разнообразные виды театра:      пальчиковый, теневой, театр картинок, театр игрушки, настольный театр, кукольный. Для драматизации русских  народных сказок, потешек, песенок собрали все необходимое: сарафаны, юбочки, платочки, рубахи, кушаки, фартучки. А также изготовили декорации: домик, ширма.

Особая роль отводится и народному искусству. Мы приобщали детей к творчеству русских умельцев: дымковские игрушки, семеновская матрешка, рассматривали затейливые узоры. Показали малышам, с какими игрушками играли наши предки: деревянные игрушки, куколки – скрутки. Рассказывали о красоте, особенности этих игрушек, постепенно подводя детей к осмыслению понятия «народная игрушка».

Наряду со знакомством атмосферы национального быта, широкого использования фольклора, знакомства с народным искусством, а так же народными и хороводными играми, мы начали знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Так во время встречи Масленицы, дети стряпали и пекли блины из соленого теста.

Знакомили  с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйцами, обмениваться ими, печь куличи, знакомили с пасхальными играми. Дети приносили пасхальные яйца из дома, рассказывали, как их красили с родителями.

Таким образом, у детей возникал интерес к традиционным и обрядовым праздникам.

Наши родители полноправные участники образовательного процесса в группе, поэтому мы всегда можем обратиться к ним за помощью в любом вопросе.  Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей.  И родителей и педагогов привлекают насыщенность совместных мероприятий, это может подтвердить проведенные нами праздники, где родители принимали непосредственное участие.

На празднике, посвященному 8 Марту, наши мамочки  вместе с детьми разыграли несколько веселых сценок. Чем порадовали не только детей, но и всех зрителей.

А на празднике «Весна-Красна» родители показали детям замечательную сказку «Лиса, заяц и петух».

А так же наши родители с удовольствием принимали участие в постройке горки на зимнем участке, в украшении группы к Новому году.

Во время такой деятельности возможен поиск эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.

ИГРА С ПЕДАГОГАМИ

Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки принесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие? В течение этого года мы узнали что-то новое, забытое, старинное, вечное. И сегодня хотим поиграть с вами, дать вам возможность что-то вспомнить, а кое о чем узнать.

Ответившие на вопрос правильно, получают фишку.

Первый тур.

1. В русском фольклоре часто встречаются старинные слова.  А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

  1. Баской – нарядный, красивый,
  2. Браный – узорчатый (о ткани),
  3. Година – хорошая погода,
  4. Живот – жизнь,
  5. Ладом – хорошо,
  6. Орать – пахать,
  7. Седмица – неделя,
  8. Супостатка – соперница,
  9. Имение – добыча, имущество,
  10. Маклак – посредник, плут.

           2. Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

  1.  Молодо зелено, погулять велено.
  2. Вольному воля, спасенному – рай.
  3. Голод – не тетка, пирожка не подсунет.
  4. Знай наших, последняя копейка ребром.
  5. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.
  6. По Сеньке шапка, по Ереме колпак.
  7. Попытка не пытка, спрос не беда.
  8. Рука руку моет, обе белы бывают.
  9. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
  10. Деньги счет любят, а хлеб меру.

           3. Отгадайте русские загадки:

  1. Длинна как дорога, коротка как блоха (жизнь).
  2. Чувство, которое любого красит (стыд).
  3. Шарю-пошарю, в угол встану (веник).
  4. Страны без людей, города без домов, моря без воды (карта).
  5. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
  6. Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).
  7. Что не сеяно родится (трава).
  8. Зимой нет теплей, а летом холодней (печка).

           4. Что означают эти народные приметы.

  1. Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).
  2. Не ешь с ножа (будешь злым).
  3. Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)
  4. Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).
  5. Нельзя давать другому булавку (к ссоре)
  6. Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).
  7. Локоть чешется ( на новом месте спать).
  8. Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

Второй тур.

1. Перед вами слова: Масленица, Рождество, Крещение, Пасха, Новый год.

  1. Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица).
  2. В переводе название этого праздника означает «прохождение мимо». В этот день играли в игру «чокание» (Пасха).
  3. Этому празднику предшествует сорокадневный пост. На праздник готовят блюда из свинины, из теста пекут коровок, бычков, петушков. (Рождество).

2. Перед вами перечень головынх уборов, которые носили на Руси: малахай, картуз, кичка, кокошник, валек.

  1. Мужской головной убор, напоминающий фуражку с козырьком (картуз).
  2. Женский головной убор, изготовленный из дережки. (валек)

3. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.

  1. Назовите любимое блюдо Ивана Грозного. (борщ, рассольник, щи)
  2. Какой из нижеперечисленных постов самый голодный? Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов. (Великий, Петровский, Успенский, Рождественский).
  3. Кому принадлежит следующее высказывание: «если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, ели две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»? (Петр 1, Л.Н. Толстой, народная мудрость)
  4. Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе? (капуста, репа, свекла, морковь)
  5. Хлебное вино, так называли на Руси водку, - напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей. Какого? (Елизавета, Петр 1, Екатерина, Павел)
  6. Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (кутья, ярица, китина)
  7. Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой». (картофель, кислая капуста, соленый огурец)

Третий тур.

Кроссворд: Русские народные загадки «Красна Изба»

1.Для кудрей и хохолков

   Целых 25 зубков

   И вот под каждым под зубком,

   Лягут волосы рядком. (Гребень)

2. Черный конь – скачет в огонь. (кочерга)

3. Стоит копна, вся в дырках

    На копне – гора, из горы дым идет. (изба)

4. Без рук, без ног

    Во все стороны кланяется. (Колыбель)

5. Из липы свито дырявое корыто,

    По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

6. Наша толстая Федора, наедается не скоро.

    А за то когда сыта, от Федоры теплота. (печка)


Г

р

е

б

е

н

ь

к

о

ч

е

р

г

А

и

З

б

а

к

о

л

ы

б

Е

л

ь

л

а

п

Т

и

п

е

ч

к

А

 

ТЕМАТИКА

ЗАНЯТИЙ

Народный земледельческий материал

т.к. он отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве.

Православный календарь как культурное и историческое наследие

(социально–нравственное воспитание, открытие с детьми законов доброго нрава, порядочности; знакомство с традициями встречи и проведения народных праздников)

Общественная и историческая жизнь страны, мира

(день защитника Отечества и традиция русского народа защищать свою землю, знакомство с картинами, с пословицами и поговорками)

Жизнь человека в истории и культуре

 (труд, быт, обычаи, традиции: встречать гостей хлебом-солью, украшать ветками березы свои дома к Троице; знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников)

Региональный компонент 

(тема занятия зависит от региональных традиций: «Русский национальный костюм», «Обвинская и урало-сибирская росписи» и т.п.)

Различные жанры фольклора (классические и современные и художественные произведения)

Декоративно-прикладное искусство русского народа (рождественские и пасхальные сувениры, вышивка, макраме, фриволите, вологодские кружева и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "К истокам народной культуры"

Семинар-практикум  для воспитателей детского сада состоит из двух частей:1. Отчет о работе с родителями в патриотическом направлении; 2. Практическая часть - викторина  с педагогами...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Семинар- практикум для педагогов "Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ"

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа....

Семинар- практикум "Приобщение к истокам русской народной культуры" с педагогами

Цель: обобщать  знания воспитателей о русском фольклоре.Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов, пополнить копилку игр, загадок, пословиц, для воспитанников, воспитывать патриотические...