Семинар- практикум для педагогов "Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ"
методическая разработка
Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_priobshchenie_k_narodnomu_tvorchestvu.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Сказка» п. Магдагачи
Семинар-практикум
для педагогов ДОУ
«Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ»
Составлен: старшим воспитателем
Мельниковой Ольгой Александровной
2022г
2слайд Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
/Д. С. Лихачев/
Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.
Задачи: - воспитывать патриотические чувства,
- воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,
- пополнять копилку народных игр, загадок, дидактических игр для воспитанников,
- раскрыть внутренний потенциал педагогов.
План:
1. Вступительное слово
2. Игра для сплочения коллектива «Поздороваемся».
3. Мозговой штурм. Викторина «Заморочки из бочки»
4. Объясни пословицу
5. Шумовой оркестр. (муз. руководитель Иващенко Л.В.)
6. Рефлексия «Все в твоих руках»
7. Заключение.
3 слайд Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
4слайдНародное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа.
5 слайд К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся:
-народное творчество,
-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
6 слайд Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
7 слайд Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
8 слайд В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен.
Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры.
9 слайдТакже в работе с детьми необходимо использовать народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
10 слайд Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
11 слайд Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
12 слайд Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Новый год, Пасха, Рождество. Во многих группах нашего учреждения стало традиционным делать подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности. Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
13,14,15 слайд
2. А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поздороваемся».
Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
3. Викторина «Заморочки из бочки»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)
-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки»,
«Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
- Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот),
- Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).
4.«Пословицы неспроста молвятся»: (Объясните, что это значит)
Ведущая: - Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали:
1 Без труда не вытащишь рыбку из пруда
(Чтоб прийти к успеху. Нужно приложить усилия, терпение)
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь
(Перед тем как что-либо делать, надо тщательно обдумать, проверить чтоб не переделывать еще раз, не жалеть о том, что сделано неверно)
3 Слово не воробей, вылетит не поймаешь (прежде чем сказать что-то надо подумать)
4. Как аукнется, так и откликнется (как ты относишься к людям, так и они к тебе)
5. Правду, что шило, в мешке не утаишь. (Тайна всегда становится явным)
6. Утро вечера мудренее (лучше принимать решение на свежую голову)
7. С лица воды не пить (внешность не самое важное в человек, настоящая красота заключается в его сердце, характере, душе, поступках)
5. Шумовой оркестр. (муз. руководитель Иващенко Л.В.)
6. Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги педагоги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
• «Большой» - для меня было важным и интересным…
• «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
• «Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)
• «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы.
• «Мизинец» - для меня было достаточно (недостаточно) заключительная часть.
7.Решение семинара-практикума:
1. Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной культуре;
2.. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с различными видами народного творчества.
3. Создать картотеки народных игр, пословиц, загадок.
4. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств.
5. Привлекать родителей к решению проблемы приобщения детей к русской народной культуре с помощью консультаций, бесед, мастер- классов, совместных праздников.
6.. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.
8.Список используемой литературы:
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2011
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004.
3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004
4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. : Школьная пресса,2005
5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М. : Школьная пресса,2005
6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. -М: Издательский центр «Академия»1998
7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л. А. – М. : ТЦ Сфера, 2005
8. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : Мозаика-Синтез, 2010
9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. -2005
10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003
11. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т. И. – М. : «Мозаика – Синтез», 2007
12. Педагогический словарь : учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2008
13. Рыбалов И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. -2003. №6,с. 45-49
14. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
15. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. с. 160. т. 2
16. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Интернет- источники: https ://infourok.ru/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-narodnoy-kulturi-na-osnove-mestnogo-materiala-iz-opita-raboti-927226.html
https ://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost
http ://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury.html
https ://multiurok.ru/gruppasada/files/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...
Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»
Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...
Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала
acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...
Семинар на тему: «Народная игра и её значение для приобщения детей к истокам народной культуры» на примере игр для младших дошкольников.
Семинар для воспитателей по народному творчеству для младших дошкольников....
Районный семинар,, Музейная педагогика, как средство приобщения детей к истокам народной культуры "2024 г"
Семинар дал возможность показать коллегам воспитателям, как в нашем детском саду применяется музейная педагогика. ...