НОД "Я - это кто?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Расширять  знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом: (новорожденный, младенец, малыш, дошкольник, школьник, подросток, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек-пенсионер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_ya_eto_kto.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

непосредственно-образовательной деятельности

                                                      «Я - это кто?»

Тема недели: «Познай себя»

Тема НОД: «Я - это кто?»

Интеграция (НОД): «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное  творчество», «Музыка»

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением: зародыш, новорожденный, младенец, малыш (мальчик, девочка), дошкольник (мальчик,  девочка), школьник, школьница, подросток  ( мальчик, девочка), юноша, девушка, студент, студентка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка; набор картинок из серии «Игрушки», «Школьные принадлежности», иллюстрации с изображением сюжета из жизни детского сада и школы.

Иллюстрации родословных  генеалогических  деревьев, сделанных родителями совместно с детьми.

Мольберт, экран, проектор для показа презентации , листы бумаги, карандаши.

Задачи: 

  1. Расширять  знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом: (новорожденный, младенец, малыш, дошкольник, школьник, подросток, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек-пенсионер).
  2. Углублять представление ребенка о себе  в прошлом, настоящем и будущем, расширять представление детей о гендерной принадлежности к мировому сообществу, умение объяснять свой статус.
  3. Совершенствовать представление детей о социальном статусе по отношению к  своим близким: (дочь, сын, брат, сестра, племянник, внучка).
  4. Расширять представление детей об истории семьи, закрепить знание имени и отчества родителей, бабушек и дедушек, их профессий.
  5. Совершенствовать речь, как средство общения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  6. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом, закрепить технику рисования человека.
  7. Воспитывать  умение вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником. Способствовать  удовлетворению потребностей в самовыражении.
  8. Воспитывать желание следовать тому, что достойно подражанию, поддерживать интерес к социальному миру.

Предварительная работа: Разговор беседа на тему «Из чего сделаны мальчики, девочки?», прослушивание в грамзаписи «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?», Беседа на тему «Мы -  дошкольники», «Школьник -  кто это?». Рассматривание иллюстраций из серии «Моя семья»,  беседа на тему «Мужчина в семье», развлечение «Всех дороже мне она – это мамочка моя», изготовление родословного древа родителями совместно с ребенком.

Методы и приемы:

  1. Практические: Игры, физминутка, рисование.
  2. Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографий, презенткция фильма «Откуда я взялся».
  3. Словесные: Беседа, обсуждение, составление рассказов.

         

                    Логика непосредственно- образовательной деятельности:

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие.  В путешествие - беседу на тему: «Поезд жизни».  Приглашаю вас в наш необычный зал - музей, где представлены различные картины, иллюстрации, фотографии (дети присаживаются на стульчики возле мольберта).

Воспитатель помещает на мольберт поочередно картинки с изображением мальчика, скачущего на лошадке и девочки, которая держит куклу.

- Кто это? Почему так решили? (дети объясняют)

- Во что еще любят играть мальчики? А девочки?

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто ты?» Кому я брошу мяч, должен рассказать о себе: кто ты – как тебя зовут, ты - мальчик или девочка, почему и чем ты любишь играть.

Дети составляют  небольшие краткие рассказы: (Меня зовут Андрей Бушуев. Я – мальчик. У меня на голове короткая стрижка, я ношу шорты, рубашку. Люблю играть машинками, особенно мне нравятся танки. Любимая игра в военных.  

Меня зовут Кира Кушнина. Я - девочка. На мне надета юбка и кофточка, я люблю носить красивые платья. У меня длинные волосы, заплетены косички. Я люблю играть куклами, моя любимая игра «Дочки- матери». Еще я люблю играть в куклы Барби) – (4-5 рассказов).

Дети, вы посещаете детский сад, и вас называют?- …( дошкольники).

Вы сразу стали дошкольниками? – (нет)        

Кем вы были? – (малышками)

Откуда вы появились? –  ( из маминого животика, мама родила)

А хотите узнать, как вы появились у мамы в животике, и что с вами происходило до вашего рождения?

Показ презентации: «Я – родился!»

Когда вы были в животике у мамы, вас называли зародыш (воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию), потому что вы только зарождались, но вот настал день и час, когда вы родились и вас стали называть? (дети называют совместно с педагогом): новорожденный (иллюстрация). Затем вас стали называть младенец (иллюстрация). Но вот вы пришли в ясли и вас стали называть малыши (иллюстрация). Сейчас вы ходите в детский сад и вас называют? дошкольники (иллюстрация). Вы скоро пойдете в школу. Как вас назовут?- школьники.

Как будут называть девочку? - школьница (иллюстрация). А мальчика? Школьник (иллюстрация).

Вы подрастете, вас будут называть – подросток (иллюстрации). Когда вы будете учиться в старших классах - мальчик уже будет юноша, а девочка-девушка (иллюстрации). А если после школы вы пойдете учиться в колледж или институт, вас будут называть – студент или студентка (иллюстрации).

Но вот пройдет время, вы будете работать, заведете семью, будете уже взрослыми людьми, вас назовут мужчина или женщина (иллюстрации), а если у вас будут дети, как они вас будут называть?- папа, мама. Если дети воспитываются в одной семье, кем они приходятся друг другу? – братья, сестры.

Есть ли у ваших пап и мам братья и сестры? Кто вы для них?- племянники. А они для вас кто?- дядя, тетя.

Итак, двигаемся дальше по нашему поезду жизни. Вот вы живете своей семьей, растите своих детей, ваши дети вырастают, у них появляется своя семья, ваши дети заведут своих детей. И вас будут называть? – дедушка и бабушка (иллюстрации). Как, по-другому называют таких людей? - пожилой человек. А если он уже на пенсии? – пенсионер, пенсионерка.

Посмотрите, какая длинная наша линия жизни - это этапы нашей жизни.

Сначала вот этот мальчик был совсем маленьким и все ласково называли его Сашенька. Он немного подрос - его звали Саша, но вот он уже юноша и его называют Александр, а когда он станет взрослым, его назовут по имени и отчеству - Александр Сергеевич.

- Что такое отчество? Как звали отца у Саши?

На что похожи этапы нашей жизни? (на поезд). Да, действительно, на поезд. Каждый этап – это вагончик.  Давайте еще раз назовем наши этапы – вагончики (дети называют). Вот какой  необычный, длинный наш поезд.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи нам о себе».

Надо назвать этап своей жизни, свое имя, чем ты любишь заниматься, как тебя будут называть, когда вырастешь, где и кем ты хочешь работать. (4-5 рассказов)

Например: Я – дошкольница. Меня зовут Лиза. Мама ласково называет меня Лизонька. Я люблю рисовать, играть в настольные игры, очень люблю петь и танцевать. Когда я вырасту, меня будут называть Елизавета Максимовна. Я хочу быть артисткой и работать в театре или сниматься в кино.

Молодцы! Много нового и интересного мы о вас узнали.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто для кого?»  Вставайте в круг. Кому я брошу мяч и задам вопрос,  должны подумать,  ответить и вернуть мяч обратно. (Вопросы к детям: Кто ты для мамы? (сын), Кто ты для папы? (дочь), Кто ты для тети, дяди? (племянник, племянница) , Кто ты для брата? (сестра),Кто ты для бабушки, дедушки? (внук, внучка)…

Я приглашаю вас в следующий зал нашего музея под названием «Моя родословная».

На мольберте развешаны иллюстрации с изображением генеалогических родословных деревьев, сделанных детьми  совместно с родителями.

Сейчас мы с вами познакомимся с родословным древом наших ребят (дети рассказывают о своей семье: как зовут маму, папу: кем они работают, рассказывают о своих бабушках и дедушках, братьях и сестрах).- 3-4 рассказа.

Вы сейчас все дошкольники, но скоро вы пойдете в школу, и вас назовут?  (школьники) Будущим школьникам понадобятся школьные принадлежности.

Поиграем в игру «Распредели правильно». Послушайте правила игры: На одном столе лежат картинки с изображением школьных принадлежностей и игрушек (картинки лежат изображением вниз) На столе напротив две иллюстрации: на одной из них изображен сюжет из жизни детского сада, на другой – урок в школе. Вам нужно взять по две картинки и распределить их по местам: положить рядом с иллюстрацией детского сада картинку  с игрушкой, рядом с иллюстрацией о школе – картинку со школьными принадлежностями. (дети выполняют задание, после распределения картинок проверяют и называют предметы)

Молодцы, будущие  школьники, знаете, что вам понадобиться  в школе.

Интересно, а если бы у вас была волшебная палочка, и она могла превратить вас  в того кем вы хотите стать, кем бы вы стали прямо сейчас? Нарисуйте, пожалуйста (дети садятся за приготовленные столы и рисуют под спокойную музыку). По окончании работы, дети располагают свои работы на мольберте, объясняя свой выбор: Я – школьник, потому что я очень хочу учиться в школе, или  Я - дошкольник. Я хочу ходить в детский сад.

Молодцы, ребята. Сегодня мы много узнали друг о друге. Понравилось вам наше путешествие? Желаю вам, чтобы ваш «поезд жизни» был очень длинным, интересным и успешным! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)"

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)" Раскрывает основные направления индивидуальной работы и дифференцированного подхода в обучении  детей с ОВЗ...

Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки

Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариа...

Презентация к НОДу "Люблю березку русскую"

Данный материал является приложением к конспекту НОДа "Люблю березку русскую"...