Игра и экологическое воспитание детей в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_dou.doc | 46 КБ |
ekologicheskiy_proekt_o_chem_govoryat_ekologicheskie_znaki.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в ДОУ
Воспитатель – В.Ю.Щербина
«Экологическое образование дошкольников
через дидактические игры экологического содержания»
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей, формирование личностных качеств ребенка.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включить элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно. Игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений детей.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:
- старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д. , а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
- о человеке как части природы;
- о культуре поведения в природе.
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа, (Старичка – Лесовичка, Дедушки Зная), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций
«Игровые технологии в экологическом воспитании»
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:
«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.
Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.
Содержание игры:
- Выбрать себе какой-то один материк.
- Отобрать животных, которые там живут.
- Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
- Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.
Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.
Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Содержание:
Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 12
Краткосрочный экологический проект :
« О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ»
Разработала:
воспитатель
Щербина В.Ю.
Приморско – Ахтарск.
2012 год.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Воспитывать в детях бережное отношение к природе , стремление созидать и беречь то, что даёт природа для жизни людей ; воспитывать экологическую культуру, культуру личности, знать и применять правила поведения в природе и в окружающей среде.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА :
- исследование темы в работе педколлектива;
- исследование темы в работе с детьми;
- подбор материала для разработки темы;
- привлечение родителей к работе с детьми.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА:
1. Составление планирования работы с педколлективом.
- консультации,
-семинары,
-круглый стол.
2.Выявление знаний детей старшего дошкольного возраста
-конкурсы
-викторины
-беседы
-игры
3.Внесение изменений в перспективное планирование по воспитанию у детей экологической культуры.
4.Изучение методик, разработок и педтехнологий по формированию у детей экологических знаний.
5.Разработка плана работы с родителями по экологическому воспитанию детей
6.Разработка игр, занятий, развлечений, проведение с детьми
исследовательской деятельности.
Приложение:
Дидактические игры
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ.
ЦЕЛЬ: закрепление правил поведения в природе, развитие речи, диалектического мышления.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Запрещающие и разрешающие знаки, которые определяют правила поведения в лесу, дома, на лугу.
МЕТОДИКА ИГРЫ:
Беседа строится по принципу « чего нельзя делать, а что – можно и нужно».
ЗАДАНИЕ:
Пока звучит музыка, нужно среди разложенных на ковре знаков выбрать те, которые понадобятся для похода в лес, и объяснить их значение.
- нельзя разорять муравейник, но можно понаблюдать за муравьями, оградить муравейный дом, « поохранять» этих насекомых;
- нельзя рвать цветы, но можно их понюхать, внимательно рассмотреть, полюбоваться ими;
- нельзя ломать ветки деревьев, но можно подойти к нему, погладить, понюхать кору, поздороваться.
ИГРА С МЯЧОМ.
ЦЕЛЬ:
Закрепление представлений об объектах живой и неживой природы, развитие способности классифицировать объекты по комплексу признаков, совершенствовании координации движений с ответной реакцией ( поймать мяч и быстро подобрать правильный ответ).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Воспитатель бросает мяч по очереди, называя объект живой природы ( при этом мяч нужно поймать) или неживой природы ( мяч нужно отбросить). Тот , кто ошибся, выбывает из игры.
Побеждает оставшийся.
МЕТОДИКА ИГРЫ :
Путешествие в лес , во время которого встречаются на пути объекты живой и неживой природы. Воспитатель чётко произносит название каждого объекта.
МОЁ ОБЛАКО.
ЦЕЛЬ:
Развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы.
ЗАДАНИЕ:
Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц (аудиозапись), пахнет ландышами, по небу плывут облака . нужно выбрать облако на небе и сказать на что оно похоже.
МЕТОДИКА ИГРЫ:
Дети собираются на поляне ( удобно устраиваются на коврике), успокаиваются и закрывают глаза. Игра выполняет роль релаксационной паузы.
ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ.
ЦЕЛЬ:
Развитие воображения, умения считать, закрепление представлений об объектах природы и искусственных объектах ( для детей условно называем объектами « неприроды»), геометрических фигурах, расширение словарного запаса.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Рисунки с изображением геометрических фигур; коробка с зелёными бумажными листочками ( поощрения за правильный ответ).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем – только объекты « неприроды». Ответивший правильно берёт зелёный листочек. Выигрывает тот у кого будет больше зелёных листочков.
МЕТОДИКА ИГРЫ:
Рисунок 1 – полукруг.
Природа : долька апельсина, радуга, гора, камень, яблоко, восход солнца и т.д.
Неприрода : крыша, лента, серёжка, порванная шина, провод, дуга и т.д.
Рисунок 2 - волнистая линия.
Природа: змея, речка, червяк, веточка, лиана, ручеёк и т.д.
Неприрода – тропинка, проволка, лента, шнурок, канат, цепь, верёвка и т.д.
Рисунок 3 – круг.
Природа – солнце, ягода, нора, озеро, пруд, Луна, и т.д.
Неприрода – колесо, кольцо, мяч, руль, обруч, пуговица, бусинка, браслет, шина и т.д.
Рисунок 4 – заострённый овал.
Природа – камешек, клык, морковка, ноготь, листочек, капелька, зуб и т.д.
Неприрода – ракета, бусинка, наконечник стрелы, ложка, и т.д.
ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ.
ЦЕЛЬ:
Закрепление материала о круговороте воды в природе, развитие воображения, речи (подбор эпитетов, умение составлять рассказ), эмоционального отношения к природе.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ :
Бумажные короны в виде капельки и шляпа мамы Тучи ( подойдёт любая шляпа с широкими полями, к которой прикреплена лёгкая прозрачная ткань).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Воспитатель предлагает ребятам самим стать капельками : дети одевают короны – капелька, взрослый или кто – то из детей превращается в маму Тучу. Сначала воспитатель читает стихотворение Б.Заходера «Дождик» . Каждый раз после слов «кап-кап» дети прыгают и хлопают в ладоши.
Дождик псёнку поёт:
Кап – кап…
Только кто её поймёт –
Кап – кап ?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава.
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать начнёт оно!
Кап – кап!
ЗАДАНИЕ ДЕТЯМ КАПЕЛЬКАМ:
Полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей, (каждый ребёнок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Туче и рассказать о своём путешествии.
МЕТОДИКА ИГРЫ:
Дети бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы ( звучит спокойная музыка), затем берут друг друга за руки, образуя два ручейка. Ручейки соединяются в речку, речка впадает в море (широкий круг). Пригревает солнышко и мама Туча просит, чтобы капельки вернулись. Она радуется их возвращению, а затем расспрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, напоил верблюда в пустыне, играл с ручейком и т.д.
ЖУРНАЛИСТЫ.
ЦЕЛЬ : развивать наблюдательность, умение обобщать и анализировать , делать выводы, исправлять увиденные ошибки людей; воспитывать бережное отношение к живой природе.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Ватман, наборы карандашей и бумаги, наборы (разрезные) птиц, животных, насекомых, цветов, деревьев. Ножницы, клей кисточки.
Наборы фотографий с изображениями птиц, животных. Аудиозаписи птичьих голосов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
После проведения экскурсии или целевой прогулки, турпохода, воспитатель предлагает детям выпустить газету о том , что они увидели . Газету делают журналисты. Воспитатель предлагает детям стать журналистами и даёт каждому задание, если ребёнок сам не может определиться в выборе о чём он хочет рассказать в газете. Воспитатель – это редактор который руководит всей работой. После получения задания дети приступают к работе. В ходе игры предусмотрена пауза, дети отгадывают загадки, которые затем помещают в газете, а так же чайная пауза : дети пьют чай на травах: чабрец, ромашка, мята. В ходе чаепития дети рассказывают о полезных свойствах этих трав. После того как газета готова, она помещается в уголке для родителей.
ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ:
- сведения о погоде в этот день,
- какие бывают деревья ( по памяти нарисовать деревья увиденные на прогулке)
- подобрать фотографии птиц , которые встречали на прогулке
- нарисовать животных, рассказать как они готовятся к зиме,
- нарисовать по памяти, какие нарушения экологической среды встречали на прогулке ( выброшенный мусор, сломанная ветка, разорённое гнездо птицы и т.д)
- нарисовать рисунки по которым можно составить рассказ ( рассказ ребёнка записывается воспитателем). Они помещаются в специальный кармашек под рубрикой «Юный писатель».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 2. 3. 4. | Консультации : -как наблюдать с детьми сезонные явления -как ухаживать за животными -что должен знать ребёнок о комнатных растениях -как проводить с детьми наблюдения в природе -как подобрать ребёнку литературу о природе -значение познавательной информации для развития ребёнка -какие передачи нужно смотреть ребёнку о природе. Выпуск стенгазет: - внимание птицы -ваш домашний питомец -экологическая культура Родительская гостиная: - как отдыхать с ребёнком в природе - начни воспитание ребёнка с себя. Совместный турпоход «Природа и мы» | По сезонам Сентябрь Октябрь В течении года Январь В течении года Ноябрь Февраль Апрель Апрель Декабрь Май |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | - изучение программ по экологическому воспитанию, выделений технологий; -составление перспективного планирования с учётом темы проекта - разработки дидактических игр к проекту - педагогическая гостиная « исследовательская деятельность с детьми» - выпуск стенгазет для родителей - конкурс среди старших дошкольных групп « Что мы знаем о природе» - конкурс стенгазет среди дошкольных групп ДОУ - семинары : а) что должны знать деть о насекомых б) как знакомить дошкольников с охраной окружающей среды выставки : - ручной труд « Природа и детская фантазия» - дидактические игры для детей по экологическому воспитанию. Конкурсы: - на лучший уголок исследовательской деятельности - на лучший зелёный уголок - на лучший участок | Август Сентябрь Октябрь Ноябрь 1 раз в кв. Январь 1 раз в кв. Июнь Ноябрь 2 раза в г. 1 раз в кв. Август Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в экологическом воспитании детей
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....
Игра в экологическом воспитании детей
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения....
Презентация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
по этой теме я работаю с детьми...
Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....
Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....
Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...