«Экологическое образование дошкольников»
статья по окружающему миру по теме
Ценность дошкольного детства в том что, первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В данной статье даны некоторые рекомендации по экологическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_problema_statya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.
Статья на тему «Экологическое образование дошкольников»
Автор
Старший воспитатель ГБДОУ детского сада №30
Петухова Наталья Владимировна
2012 год
…Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой,
здесь, в природе, вечный детского разума, источник.
В. Сухомлинский
Ценность дошкольного детства в том что, первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, которые находятся рядом, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому образованию в нашем детском саду № 30 Невского района используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физического развития, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа педагогов с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога с коллегами, педагога и родителя, педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопрос, выдвинуть свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Большое значение мы придаем работе с родителями и стараемся привлечь их к нашей повседневной жизни.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель или иной педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Вопросами экологического образования дошкольников и формирование здорового образа жизни, занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.
Исходя из того, что экологическое образование включает в себя краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу изучая экологическую обстановку родного края. Целесообразно остановиться на таких темах как: "Моя малая Родина", "Полезные ископаемые", "Родники", "Реки и озера", "Почвы", "Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов", и др.
На протяжении многих лет работы, мы уделяем особое внимание бережному отношению к природе и здоровому образу жизни детей и их родителей.
Анализ опыта работы позволяет выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них - радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям. Интерес, в свою очередь, находит отражение в детском творчестве. Бережное и заботливое отношение к растениям у дошкольников проявляется и в заботе при оформлении участка детского сада: в систематическом и посильном труде детей, направленном на выращивание растений, уходе за ними. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, запретами и ограничениями. Основное из них - не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, а значит, и оберегать его жизнь, не нарушать условия его существования, по возможности оказывать помощь попавшим в беду живых организмам.
О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старших дошкольников становиться нормой поведения. Важным показателем этого является степень активности и самостоятельности детей в труде по уходу за домашними животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нём. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателей самостоятельной деятельности детей и их активности. Как показывают результаты специального организованных наблюдений за детьми, старшие дошкольники обнаруживают разную степень сформированности бережного и заботливого отношения к природе. Часто это отношение носит правильный характер: дети стремятся не наносить вреда, ущерба растениям, проявляют необходимую заботу о них. У некоторых детей любовь и бережное отношение распространяется на ограниченное количество объектов - на домашних животных, на растения только ближайшего природного окружения (уголка природы, участка детского сада). Некоторые дети, которые бережно относятся к животным, не распространяют своё внимание на растения. Встречаются случаи непродуманного вмешательства в жизнь животных, прежде всего насекомых. Причины негативных поступков детей самые разнообразные. Основными среди них являются: негативное отношение родителей, недостаток знаний о живом, неумение видеть положительное отношение взрослых, недостаточная наблюдательность.
Поразмышляв, я выделила несколько необходимых знаний о живом организме, которые нужно дать дошкольнику:
Представление о том, что к области живого относиться как животные, так и растения, и умение видеть в них указанные признаки живого организма: способность к питанию, дыханию, росту, движению, развитию и размножению.
Дети должны иметь знания о том, что каждый живой организм обладает системой потребностей. Он нуждается в воздухе, свете оптимальной температуре, наличии пищи и пространства обитания.
Необходимы знания о характере питания, своеобразии морфологии растений и животных, способах удовлетворения потребностей в нём живыми организмами.
Знание о том, что растения и животные могут удовлетворять свои потребности, жить, только тогда, когда не повреждены их основные органы: корни, листья, ветви, ствол, стебель у растений, тело, органы передвижения и органы чувств у животных.
Важно сформировать элементарные знания о последовательности стадий развития, характере происходящих изменений в растениях и животных: увеличение их общего размера и размеров отдельных частей, появление новых органов и так далее.
Всё это стало возможным в условии непрерывного общения детьми с природой, близость к ней. Общение с природой стало потребностью детей, истоком радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.
Следующая задача, которая стояла и стоит передо мной, это на основе эмоционального эстетического восприятия, направить детей к познанию окружающей природы, сформировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Для успешного решения этой задачи следует помнить несколько правил:
Действительная любовь, настоящая забота о природе возникают у ребёнка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Поэтому нужно уделять большое внимание экологическому образованию самих воспитателей.
Большую работу нужно проводить с родителями В беседах с ними нужно учить их обращать внимание детей на красоту окружающего мира, на бережное отношение к ней.
Постижение природы детьми начинается с самого простого - прогулки по своему участку. Цели прогулок и экскурсий общие - расширять знание детей о растительном и животном мире, углублять чувство радости от общения с природой, прививать навыки бережного отношения к ней.
Первые уроки мышления должны быть среди природы. Необходимо помочь ребёнку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнёт его на дальнейшие наблюдение наблюдения. Этому помогали опыты.
Непосредственное природное окружение - уголок природы - позволяет организовать систематические наблюдения за растениями, к сожалению животных, в уголке сейчас нет. Выращивание цветов, забота о домашних животных, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого отношения ко всему живому, условия, при которых формируются отчётливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.
В экологическом воспитании дошкольников помогает изготовление альбомов совместно с детьми, таких как: "Птицы нашего края", "Времена год", "Цветы", "Деревья и кустарники", "Пей, да воду не лей" и т.д..
Очень эффективно использование в экологическом воспитании игровые приёмы с природным материалом, ручной труд из природного материала. Подбор и подготовка природного материала, правильное хранение его, бережное отношение к нему закладывает основы правильного природопользования. Возникшие от встречи с природой чувства могут найти отражение в рисунках детей, в их творческих рассказах. Художественное слово о природе должно звучать ежедневно, оно помогает более точно отразить впечатление от встреч с прекрасным.
В детях живёт огонёк жажды знаний, они чутки к природе, её красоте и гармонии. Очень важно, чтобы мы, педагоги разожгли этот огонёк, научили понимать и любить природу во всей её красе и неповторимости.
Подводя итог, хочется сделать отметить, что важнейшая задача дошкольных учреждений в аспекте экологической проблемы в настоящий момент установить тесный контакт с природой, стать часть её, привлечь ребят и конечно, на сколько это возможно, их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...